Конкурс завершен. Это был муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2023. Атмосфера конкурсная, но бесконфликтная. Это радует больше всего. Наблюдала за конкурсантами, многие раскрываются по-настоящему за пределами конкурсных испытаний. Там, где не надо быть образцом и думать о конкурентах.
Вот они в столовой. Не все, но и не поодиночке. Улыбаются друг другу вполне искренне.
Вот они приходят на уроки друг к другу. Не все, но и не поодиночке.
Вот они ждут испытания, нервничают, советуются с командами (на удивление трепетным выглядит наставничество в этом году).
Вот они слушают друг друга и задают вопросы – без агрессии, без желания раздавить и прийти к победе любой ценой, но с явным интересом к идеям и опыту, которыми здесь делятся бесплатно. Умные конкурсанты! Это радует…
А вот они на своих уроках. И снова есть повод для тихой радости.
Радует, что конкурс в этом году сильный, конкурсанты – творческие, вдохновленные люди. Чувствуется работа целой команды, для которой учитель, вышедший на конкурс, – это олицетворение всей школы. Радует, что заинтересованность в успешном выступлении, в профессиональном росте сильнее амбиций победить любой ценой.
Закончилось конкурсное испытание «Урок». Разные уроки получились. Но вот какая тенденция обозначилась очень четко, и, думаю, во многом она определит дальнейшую конкурсную жизнь: среди уроков явно были видны те, что сделаны для детей, и те, что сделаны для жюри. Их различия очевидны.
Учитель, живущий в уроке каждый день, продолжает это делать и на конкурсе. Урок начинается, и жюри оказывается где-то за невидимой стеной, существуют лишь дети, с которыми учитель проживает определенное регламентом время.
Учитель, отбывающий свои уроки в школе от звонка до звонка, остается таким и на конкурсе, несмотря на все ухищрения методистов и дидактов. Приемы его работы неорганичны, дети постоянно выпадают из поля зрения, оговорки выдают с головой, а конспект урока предательски прилипает к рукам и не желает из них никуда деваться…
Урок заканчивается, для меня главные вопросы: с чем ушли дети? Время, проведенное с учителем, пошло на пользу? Каков новый навык, что за умения усовершенствованы? Картина мира расширилась, настроение после урока улучшилось? Положительный ответ звучал не всегда. Это грустно. Однако большинство увиденных уроков порадовали.
Да-да, жюри радуется, приходит в восторг, удивляется не меньше, чем дети на уроке. Детское жюри – оно, к слову, восхитительно своей вдумчивостью, своей серьезностью и намерением защитить право ребенка на качественный урок – пример абсолютно самостоятельного экспертного совета. Его мнением мы дорожим, порой в детских суждениях звучат важнейшие ответы на не озвученные взрослым жюри вопросы к конкурсантам.
Конкурсные испытания позади. Большое спасибо за праздник, который подарил много новых идей. Спасибо жюри за конструктивные дискуссии и единодушие в желании поддержать конкурсантов. Победу одержала Наталья Герасимова, учитель истории гимназии №24 Ставрополя.
Елена ИВАЩЕНКО, призер краевого конкурса «Учитель года Ставрополья»-2018, методист-наставник, Ставрополь
Комментарии