Маленькие ручонки в теплых перчатках, крепко обхватив рукоятки граблей, упорно сгребают остатки листвы. «Это моя школа! – гордо объявляет чумазый первоклашка с ведерком в руке. – Я хочу, чтобы здесь было красиво». «Сделаем чище нашу школу и любимый город!» – аккуратно выводит буквы на закрепленном возле школьного крыльца плакате для отзывов серьезная четвероклассница.
«В этом старом здании сейчас находится дом детского творчества, но сто лет назад здесь был театр «Тиволи»…» – над заасфальтированной площадкой разносится звонкий голос третьеклассницы. Две девочки вдохновенно ведут экскурсию для группы родителей и детей. Они сами собрали материал об исторических местах Сокольников и сочинили стихи про каждую из достопримечательностей:Башня у метро стоит,Высока она на вид.В этой башне три машиныИ пожарная дружина…А еще вдвоем сделали серию рисунков. Педагоги и родители помогли им оформить выставку и напечатать календарь «Сокольники мои». Не одна экскурсия была проведена для учеников других классов, ведь стыдно не знать историю родного района…12 апреля каждого входящего в здание школы с порога встречают песни о звездах и космосе, этажи украшены макетами космических кораблей прошлого и будущего, а с большого экрана в фойе светло улыбается Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт планеты Земля. День начинается с детской радиолинейки, рассказывающей о покорителях космических просторов, а на каждом уроке школьники защищают проекты, посвященные страницам биографии Гагарина, Терешковой, Королева, Циолковского. Мы гордимся своими соотечественниками – пионерами космонавтики.Расписные ложки, шкатулки, тарелки радуют глаз, изделия из бисера заставляют восхищенно ахать, а панно с рельефом по металлу кажутся произведениями искусства. Какой праздник без ярмарки? Вот и стараются участники многочисленных коллективов дополнительного образования, осваивая секреты мастеров Гжели, Хохломы, Мезени, Федоскино и других ремесленных центров. А чтобы интереснее работалось, и с историей промыслов ознакомятся, и музеи декоративно-прикладного народного искусства посетят, и презентации в классах организуют. Юные спортсмены из школьного спортивного клуба разучат и проведут на свежем воздухе народные игры. Музыкально-драматический театр «Эльф» порадует песнями и хороводами. И пройдет праздник шумно и весело!А еще в прогимназии есть музей народной культуры и быта, экспонаты которого служат на уроках наглядными пособиями и объектами всестороннего изучения. Есть музей народных инструментов, голоса которых так интересно слушать. И музей орловского рысака и русской тройки, экскурсии в котором ведут сами дети. Кроме того, музей ежегодно проводит еще один праздник – день счастливой подковы с аттракционами, конкурсами, выставками, спортивными соревнованиями, катанием на настоящих конях.Народное искусство, традиции, праздники. Их красота и обаяние просто не могут не найти отклика в душе ребенка и не остаться в памяти ярким эпизодом детства.ОРКСЭ – серьезный предмет. Основы мировых религиозных культур – один из его модулей. Сколько народов, сколько традиций, сколько культур… Даже в нашей стране! Даже в нашем классе! Как интересно узнавать и сравнивать свое и чужое, особенно если делать это самостоятельно. Можно даже с разрешения и с помощью учителя провести целый урок. Например, «Святые места России». Четвероклассники листают энциклопедии, берут интервью, скачивают фотографии из Интернета, выбирают наиболее интересные святыни: вот Соловецкий монастырь и Валаам, вот Белая Мечеть древнего Булгара и святой источник Аулия в Башкирии, вот Иволгинский дацан и гора Белуха, а вот священные рощи марийцев, где проводится Всемирный молебен. Рассказ, сопровождаемый компьютерной презентацией, заставляет глаза слушателей загореться, а впереди еще ребусы, викторины и командная игра «Путь к святыне», разработанные и оформленные юными заместителями учителя. Может ли такой урок не вызвать восхищения и интереса?Юные дамы в нарядных платьях чинно рассаживаются вдоль стен. Бравые гусары, склонив головы, торжественно приглашают на танец. Четверо «лицеистов» застыли в центре парадного зала:Собранью славному привет!О, здесь собрался высший свет!Сужу по стилю, по нарядамИ по манерам, и по взглядам…Какая славная судьба -Открыть традиционный бал!Начинается традиционный гимназический бал – важное событие в жизни школы. Бал не просто развлекательное мероприятие, фактически он становится итоговой защитой общешкольного творческого проекта «Под сенью дружных муз». В течение нескольких месяцев происходит глубокое погружение детей в мир культуры и искусства определенного исторического периода России. Они знакомятся с живописью, поэзией, историей, музыкой и модой избранной эпохи, посещают художественные музеи и усадьбы, слушают лекции и сами выступают с разнообразными сообщениями перед одноклассниками.Строго говоря, бал – это игра, но игра с большой буквы. И правила этой игры дети стараются неукоснительно соблюдать. Начинается бал с торжественного шествия – полонеза. Кроме него в программу входят в зависимости от эпохи вальсы, кадриль, мазурка, гросс-фатер, котильон и другие старинные танцы. Дети читают стихи, поют романсы, разыгрывают небольшие сцены из ушедших эпох. А еще на балу проводится множество конкурсов: поэтические и интеллектуальные дуэли, турниры поэтов, конкурсы знатоков этикета. Чтобы победить в таких конкурсах, нужно уметь узнавать музыкальные и поэтические произведения, обладать навыками игры в буриме, разбираться в тонкостях бальных традиций прошлого века. Культура российского дворянства – это тоже огромный пласт нашего наследия. Можно долго говорить о традициях, этикете, исторических ценностях, а можно организовать вот такой бал. Какой педагогический прием действеннее?С чего начинается Родина? С бережного отношения к природе и участия в «Бумажном буме» ради спасения лесов России? Со школьной экскурсии в музей «Забавушка» и росписи традиционного глиняного конька? С оформленного вместе с мамой альбома «Герои моей семьи»? С успешного выступления на заседании детского научного общества с проектом о секретах кириллицы? С диплома Всероссийского детского творческого конкурса «Я люблю тебя, Россия»?Любовь – материя тонкая и иррациональная. Любовь к Отечеству в том числе. Ее нельзя навязать, нельзя сымитировать. Но можно воспитать. Ирина РЯБИНИНА, директор прогимназии №1752
Комментарии