search
main
0

С чего начинается Родина Из опыта работ в городе Сарове Нижегородской области

Предлагаемый урок является обобщающим в серии уроков по теме “Родной город на карте России”. На предыдущих уроках учащиеся усвоили знания о том, что город Саров расположен на юге Нижегородской области, на границе с Мордовией, в новейшее время – это Российский федеральный ядерный центр, с другой стороны – это очень известный монастырь, давший России одного из знаменитейших ее святых; младшие школьники умеют найти и показать город Саров на карте Нижегородской области; учатся работать с дополнительной литературой, готовить сообщения.

Форма проведения: урок-конференция с участием родителей выбрана не случайно. Такой урок дает возможность родителям: увидеть требования учителя к учебной работе класса и отдельных учеников, уяснить, какие учебные и организационные навыки должны быть развиты у ученика, увидеть, как выглядит их ребенок на фоне классного коллектива, познакомиться с приемами работы учителя, его мастерством, понять, сколько времени на уроке может отвести учитель каждому ученику.
Урок дает возможность родителям по-иному взглянуть на учителя, на его труд, понять, что дома ребенку нужна помощь. Думающие родители видят, какой конкретно она должна быть. К данному уроку отдельные семьи получили задания: подготовить сообщения об истории города по материалам городской печати.
Урок проводился в субботу, на него были приглашены все желающие познакомиться с работой учителя, родители учеников данного класса.

Цели урока:
Образовательные: Учащиеся обобщают знания об истории родного города, полученные на уроках истории, внеклассного чтения, во время экскурсии в краеведческий музей; обучаются умению пользоваться исторической картой.
Развивающие: Учащиеся совершенствуют навыки работы с дополнительной литературой, развивают кругозор, память, внимание, культуру речи.
Воспитательные: Учащиеся приобщаются к истории родного края, проявляют интерес и любовь к малой Родине, убеждаются в полезности их поисковой деятельности.

Первый этап. Подготовка урока

1. Определение цели, структурирование, методические консультации. Обсуждение и корректирование сюжета урока.
2а. Формирование поисковых групп: юные историки, юные летописцы, юные корреспонденты, “научные руководители” и оформители из числа родителей.
2б. Инструктаж. Каждой группе дается задание:
Юные историки получают задание узнать, что было на месте будущего монастыря, кто прославил Саровскую обитель, сделать сообщение (по материалам печати и экскурсии в музей).
Юные краеведы получают задание выяснить, почему главный проспект носит имя Б.Г. Музрукова, рассказать историю памятника “Вечный огонь”.
Юные корреспонденты получают задание подвести итоги конкурса писем о Сарове “За что я люблю родной город”.
“Научные руководители” – помочь ученикам в поиске и оформлении материала; систематизировать и обобщить поисковый материал о реках Саровке и Сатисе, подготовить выступление.
Оформители подготавливают планшеты “Город мой” с материалами о тех, чьи имена носят улицы, рисунки ребят с видами родного города; выставка книг по истории города, наборы открыток, фотографий, планшет с картой “План города Сарова”, карту Нижегородской области, сочинения учащихся; книги “История Сарова” для вручения каждой семье, видеофильм “Маленький город большой судьбы”.

3. Подготовка материального обеспечения. Создание средств наглядности: визитные карточки учащихся и родителей, оформление выставки за несколько дней до урока, экскурсии по выставке для учащихся и родителей других классов, расстановка парт для отдельных творческих групп, подготовка TV к просмотру видеофильма.

Второй этап. Проведение урока.

1. Вступительное слово учителя:
Сегодня мы проводим необычный урок истории. Вместе с вами, ребята, за школьные парты сели ваши родители, чтобы не только посмотреть, как вы работаете, но и вместе поучаствовать в разговоре на тему “За что я люблю родной город”. С чего начинается Родина? Я прошу подойти к карте Нижегородской области и показать на ней Саров.
Ученик показывает на карте Нижегородской области Саров и читает стихотворение
2. Что было в Сарове до монастыря?
Ученик: Саровский монастырь возник у места впадения в Сатис реки Саровки. В честь этих рек монастырь получил свое первое название: Сатисо-градо-Саровская пустынь. Слово “градо” означает, что монастырь был построен на месте древних, брошенных обитателями “градов”. Пустынь означает в “пустом” месте, т.е. вдали от населенных пунктов. Считается, что “Саров” – это слово мордовского происхождения. Сар – “заболоченное место” и переводится как “развилка, приток”. Сатис – название из двух татарских слов: Сан – мелкая и тиз – быстрая.

3. Прославил Саровскую обитель своими подвигами Великий Святой земли русской Серафим Саровский. Рассказ о нем продолжает участник группы юных историков.
Ученица показывает живописный портрет Серафима Саровского, фотографию его памятника (скульптор Клыков).
Первая ученица: Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился в Курске 19 июля 1759 года. В возрасте 19 лет Прохор прибыл в Саров и был принят в число послушников строителем Пахомием, также по происхождению из курских купцов, хорошо знавших семью Мошниных. Молитвенные подвиги и труд подготовили его к старчеству, в котором он сподобился дару прозрения и исцеления больных.
А до этого было пятнадцатилетнее отшельничество на Дальней пустынке старца Серафима, молчальничество, строгий пост, моление на камне, затвор в монастырской келье. В возрасте 66 лет отец Серафим стал проводить дни в деревянной келье в двух верстах от монастыря на Ближней пустынке, рядом с которой находился источник. Водой этого источника он лечил больных.
В это время Серафим Саровский обустраивает женский Дивеевский монастырь. Сестры шили для монахов одежду, в обмен на которую получали из Сарова продовольствие, дрова и другую помощь.
Вторая ученица: Русская земля дала миру много славных людей, которыми мы гордимся. И среди них особое место занимали православные святые. Преподобный Серафим Саровский еще при жизни был особенно почитаем в России, и он всем нам оставил свои бессмертные заветы в мирской жизни.
В монастыре и его окрестностях была проделана громадная работа: приведены в порядок дороги, в самом Сарове строилось жилье, столовые, часовни, лавки, медицинские учреждения и многое другое.
Основным богатством был лес, доход от продажи которого составлял более половины всех поступлений монастыря. Монахи Саровской пустыни занимались благотворительностью.
Главную красоту Сарова помимо колокольни составляли два собора, занимавшие центральное место в монастыре. Это Успенский собор (летний) и храм Пресвятой Богородицы, Живоносного Источника (зимний). (Показывает фотографии колокольни и соборов)
В 1928 году в Саровском монастыре организовали колонию для беспризорников. Монастырское имущество было растащено и загублено. Через несколько лет колонию для беспризорников упразднили, на ее месте в Сарове возник механический завод. Во время войны завод выпускал корпуса снарядов для гвардейских минометов – “катюш”.
Весной 1946 года Совет Министров СССР искал удобное место под будущий ядерный центр. В 1948 году периметр был обнесен несколькими рядами колючей проволоки, и святые места сделались недоступными для верующих.

4. Изучая историю родного города, мы познакомились с реками Саровкой и Сатисом, вели за ними наблюдение в разные времена года, составляли экологическое описание. Родители выявили ваши лучшие творческие работы, поместили их на выставку и подготовили сообщение.
Выступление родителей из “научной” группы. Показ на плане-карте Сарова рек Саровки и Сатиса, фотографий берегов рек.
Родители: С давних времен поселения человека обычно появлялись около воды. Так и наш город расположился на живописных берегах Сатиса и Саровки. Эти реки невелики, не ходят по ним пароходы, нет больших плотин, но и они – украшение нашего города. Горожане отдыхают на их берегах, ловят рыбу, купаются. Воды наших рек связаны с подземным морем, над которым стоит Саров. А оно обеспечивает нас чистой питьевой водой…
В глухом лесном овражке рождается малая река Сатис. И течь этой речушке из родного овражка 89 километров.
У истоков речка выглядит как маленький ручеек, который нередко пересыхает в засушливую погоду. Напитавшись несколькими небольшими притоками, водный поток увеличивается. Долина становится шире, особенно это заметно после впадения реки Пузенки. Хороши берега Сатиса и пойма после впадения в него маленькой, типично лесной речки Арги.
Нетоптаные луга, старый вечнозеленый лес Мордовского заповедника, глубокая долина с крутыми берегами, заросшими деревьями и кустарником. Все это производит неизгладимое впечатление. Немного осталось мест в нашей округе, где природа сохранилась в таком почти первозданном виде.
Речка около бывшего пионерлагеря “Чайка” сильно обмелела. Много раз здесь насыпались песчаные плотины. Каждую весну их смывало. Постепенно глубокая река была превращена в ручей, а ведь помнят старожилы и такие времена, когда по Сатису почти все лето можно было плавать на лодке, ловить рыбу.
Несколько крутых поворотов долины, и мы оказываемся возле огородов и садов. Луга, в нарушение всех правил, распаханы до берега реки. Растительность становится беднее. Здесь огородники пасут своих коз. Местами – точно пожар прошел – кусты обглоданы догола. За Кремешками река становится глубже – здесь начинает проявляться действие малой плотины – северного моста. Вода падает с нее красивым водопадом. Место это опасное – даже в большие морозы река тут не замерзает.
В давние времена плотина эта поддерживала воду в монастырском пруду.
От северного моста до плотины на улице Садовой река довольно широка и глубока. Она была расширена и углублена с помощью земснаряда. Дождевая вода смывает грязь со всего города и несет ее в реку.
Ниже второй плотины – городские очистные сооружения. Видимо, они задерживают основную часть городских отходов. Вода внешне после очистных сооружений светлая, на дне реки песок. Ниже города река имеет почти такой же вид, как и в старые времена.
А ниже Аламасова сохранилась монастырская плотина. Долина Сатиса здесь становится широкой – местами больше километра. Русло реки прямое и неспроста – в этом месте монахи Саровского монастыря выкопали искусственный канал и пропустили по нему воды Сатиса. Река местами не имеет четких берегов, расплывается заливами и протоками, затем опять собирается в узкое русло. Берега реки здесь сильно заболочены, тут водится масса всяческой живности – от стай уток, до стад кабанов. Живет здесь и маленькая, но чрезвычайно красивая птичка зимородок.
За деревней Торжок, около поселка Нижний Сатис, речка впадает в Мокшу. Сатис здесь узок, по-змеиному извилист, пробивается то среди луговин, то среди редких дубрав. (Показ по карте Нижегородской области).

5. Ученики нашего класса, как и многие горожане, возлагают живые цветы к Вечному огню, историю которого исследовали юные краеведы.
(Рассказ о Вечном огне Славы, показ его фотографий в разные времена года).

6. Учитель показывает фотографии главного проспекта города, спрашивает, чьим именем он назван. Предоставляю слово поисковой группе юных краеведов.
Результат поисковой работы представляет семья. Показывают планшет, размещенный на выставке.

7. До урока ребятам было предложено написать письмо о Сарове. Юнкоры подвели итоги этой работы, оформили выставку писем. На уроке читается лучшее письмо.

8. Символом достоинства нации являются Государственный флаг, гимн, герб. С давних времен гербы являются принадлежностью городов. Они символизируют богатство города, его независимость. О гербе нашего города рассказывает участник группы юных летописцев. (Ученик показывает рисунок герба города Сарова, рассказывает о нем) .

9. Близится к концу наш урок. Чтобы выявить, кто же лучше узнал родной город, ответьте на вопросы викторины. (Учащиеся отвечают на вопросы, за верный ответ получают жетоны, выявляют победителей).

Третий этап. Анализ и обобщение

Заключительное слово учителя: Все, кто сегодня рассказывал о родном городе, достоин отличной отметки. Победителю викторины вручают набор открыток. За лучшее письмо – блокнот и ручку. Отмечаю, что все творческие группы справились с заданием.
(На память о сегодняшнем уроке каждой семье вручаю книги “История Сарова”).
Надеюсь, что все вы прочитаете о событиях и людях нашего славного города, эти книги найдут отклик в вашем сердце. Читайте! Узнавайте и знайте историю места, в котором живем. Любите родной город и его людей!

Нина АНОШИНА,
учитель I категории
средней школы N1
Саров,
Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте