search
main
0

С чего начинается экономика Благополучие государства зависит от благополучия каждого. И наоборот

В экономике как хозяйственной системе взаимодействуют три ее основных субъекта: домохозяйство, предприятие и государство. Первичная и основополагающая роль в этой системе принадлежит домохозяйствам, которые предоставляют предприятиям трудовые ресурсы, а те поставляют домохозяйствам материальные блага и денежные средства в виде оплаты труда, идущей на приобретение этих материальных благ. В домашних хозяйствах потребляется более 3/4 всех производимых материальных благ, а заработная плата, выплачиваемая предприятиями, составляет основную долю всех доходов большинства населения. Предприятия, кроме того, выплачивают государству налоги, за счет которых содержатся органы власти и управления страной, большинство учебных заведений, учреждений здравоохранения, культуры, а также выплачиваются пенсии, стипендии, пособия инвалидам, больным, многодетным, малоимущим. Одновременно государство обеспечивает защиту прав и свобод человека, оборону страны, заботится о беспризорных детях.
Вся экономическая система подчинена интересам человека, семьи, домохозяйству. Потребности домохозяйств диктуют необходимое производство материальных благ, а государство призвано обеспечить социально-экономическую защиту своих граждан.
Экономика начинается с домашнего хозяйства и в конечном счета замыкается на нем.

Экономика как система знаний и навыков хозяйствования начинается с экономии и бережливости.
Поскольку все ресурсы (природные, материальные, денежные, трудовые) любой семьи, предприятия, государства не безграничны, то их использование должно быть экономным и бережным.
Экономить – это значит делать лишь необходимые затраты и в минимально возможном количестве без каких-либо излишеств. Отсюда слово “экономия”, означающее выгоду, полученную от экономного использования каких-либо ресурсов. А слово “эконом”, широко применяемое в прошлом, имеет два значения: первое – как бережливый, хозяйственный человек; второе – как заведующий хозяйством или экономка – женщина ведущая хозяйство по найму в зажиточных и богатых семьях. В настоящее время часто говорят о каком-либо человеке “экономный”. Это значит бережно расходующий что-нибудь, скромный в расходах, добивающийся получения экономии.
Слову “экономный” сродни другое слово “бережливый”, то есть бережно относящийся к различным вещам, предметам и всему имуществу. Бережливое отношение к вещам, предметам продлевает их сроки службы, что ведет к экономии материальных и денежных затрат. Например, если фактический срок службы домашнего холодильника (при его стоимости 2400 рублей и нормативном сроке службы 15 лет) благодаря бережному отношению к нему превысил нормативный срок на два года, то денежная экономия составила 2400 : 15 х 2 = 320 руб.
Для определения денежной экономии (ДЭ), получаемой благодаря увеличению сроков службы вещей, предметов, можно рекомендовать общую формулу ДЭ = Ц : Тн х (Тф – Тн),
где Ц – рыночная стоимость вещи, предмета в рублях,
Тн и Тф – соответственно нормативный и фактический срок службы вещи, предмета в годах.
Если фактически вещь, предмет прослужили меньше нормативного срока, то вместо экономии получен экономический ущерб (ДУ), измеряемый по формуле: ДУ = Ц : Тн х (Тн – Тф).
Например, стол стоимостью 400 руб. и с нормативным сроком службы 20 лет фактически прослужил 17 лет, то экономический ущерб от его преждевременного износа составил 400 : 20 х (20 – 17) = 60 руб.
Экономия и бережливость – это первая ступень экономического мышления и науки хозяйствования.
Экономика как сфера производства материальных благ начинается с добычи полезных ископаемых и выращивания лесных и сельскохозяйственных культур.
В основе изготовления всех окружающих нас вещей и предметов лежит сырье, добытое из недр земли, или выращенные деревья, другие растения, продуктивные животные.
Парты, столы, стулья, оконные переплеты изготовлены из дерева; портфели, сумки, обувь – из кожи животных или синтетических материалов, полученных путем переработки природного газа; наша одежда – из выращенных льна, хлопка, личинок тутового шелкопряда или синтетических материалов; жилые дома – из добытых в карьерах глины, песка, гравия, извести, гипса, из лесоматериалов, металла и пластмасс.
Первоосновой производства материальных благ являются добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство.
К добывающей промышленности относятся следующие ее отрасли: горнорудная, угольная, нефтяная, газовая, а также добыча нерудных материалов (камня, песка, извести).
С добычи полезных ископаемых или выращивания растений начинается вся сложная цепочка производства продукции. Например, возведению металлического моста предшествуют добыча железной руды, выплавка стали, изготовление стального проката (двутавр, швеллер, уголок, лист различных стандартных размеров), изготовление конструкций и их монтаж. Или другой пример: производство хлеба начинается с выращивания зерна (пахота, удобрение, сев и уборка урожая), затем последовательно выполняются очистка зерна (молотьба), его переработка в муку (помол), а потом уж происходит выпечка из муки хлеба (хлебопечение).
Экономика как система непрерывного воспроизводства материальных благ начинается с их производства.
Производимые материальные блага постоянно потребляются, что обусловливает необходимость их непрерывного воспроизводства.
Система непрерывного воспроизводства материальных благ включает в себя их производство, обмен произведенными товарами, распределение дохода, полученного от реализации товаров, и потребление этих товаров.
Производство, как уже говорилось, есть изготовление материальных благ, обеспечивающих жизнедеятельность людей.
Обмен – передача товара от одного лица или предприятия другому, получая взамен деньги или другой эквивалентный по стоимости товар.
Распределение – распределение дохода от производственного товара на отдельные части, предназначаемые для передачи отдельным лицам, фондам, государству в виде налогов, сборов и отчислений.
Потребление – использование произведенной продукции и материальных благ для удовлетворения соответствующих потребностей. Различают производственное и непроизводственное потребление. Производственное – использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное – конечное потребление материальных благ людьми для удовлетворения их личных или общественных потребностей.
Например, первая партия муки, произведенная мукомольным комбинатом, была продана хлебозаводу для выпечки им хлеба, а вторая партия муки поступила в магазины для ее реализации населению. В первом случае – это есть производственное потребление, во втором – непроизводственное.
Аналогично можно говорить и о других товарах, которые прямо потребляются и предприятием, и населением. Но есть и такая продукция, которая изготавливается только для произодственного потребления: это железная руда, кокс, металлопрокат, тяжеловесное оборудование, большинство металлических и железобетонных конструкций и т.д.
Потребление представляет конечную стадию повторяемых воспроизводственных циклов.
А начинается весь воспроизводственный процесс с производства материальных благ. Объем и качество произведенных товаров определяют все последующие стадии общественного воспроизводства, степень удовлетворения потребностям обмена, распределения и потребления этих товаров. Недостаточный объем производства вызывает диспропорции и кризисные явления в экономике, ведет к снижению уровня материального благосостояния людей.
Системное изучение экономики начинается со школьного учебного курса “Начальная экономика”.
До 5-го класса ученики лишь знакомились с отдельными экономическими терминами и некоторыми вопросами домашней экономики и значимостью природных ресурсов в жизни людей.
С 5-го класса начинается системное познание всего сложного комплекса вопросов построения и содержания экономических дисциплин. Этому началу соответствует и название учебного курса – начальная экономика, которая состоит из трех частей: экономика и жизнь человека (5-й класс), товарное производство (6-й класс), рынок товаров (7-й класс). Первая часть включает в себя также три раздела:
– экономика и экономическая деятельность людей;
– материальные потребности человека;
– богатство человека.
За начальной экономикой в 8-9-х классах следует изучение экономики семьи, а затем идут специальные общие экономические дисциплины среднего уровня познания экономической науки. Высший уровень изучения этой науки приходится соответственно на высшие учебные заведения, где наряду с экономической теорией изучаются отраслевые экономические дисциплины, соответствующие профилю вуза.
В настоящее время в вузах страны вводится новый учебный курс “Гиперэкономика” (греческая приставка “гипер” означает превосходство) – новейшая теоретическая экономика – наука о рациональных действиях человечества в природной среде, гармоничном взаимодействии с ней с целью максимального пребывания каждого человека и в целом сообщества людей на Земле.
Таким образом, системное познание экономической науки начинается с начальной экономики и завершается гиперэкономикой.
Изучение начальной экономики начинается с познания многозначного понятия “экономика” и ее определений, с уяснения роли человека в экономике, роли труда и экономической деятельности в его жизни. Затем в начальной экономике раскрывается вся система потребностей человека и основные пути достижения им достойного материального благосостояния. Такое начало объясняется тем, что все производство и воспроизводство материальных благ подчинено интересам людей, и их потребности диктуют объемы производства и качества этих благ. Производится то, что потребляется. Производство ненужных вещей – никому ненужный сизифов труд.
Начальная экономика, как и все экономические дисциплины, тесно связана с другими предметами. Родной и иностранный языки помогают усваивать экономические термины; литература, история иллюстрируют жизнь и экономическую деятельность людей; природоведение, естествознание, география изучают природные богатства, служащие источником получения материальных благ; физика, химия раскрывают содержание и сущность технологических процессов переработки сырья и производства экономического продукта; математика, математическая статистика, информатика служат языком экономической науки, информационной основой экономики.

Контрольные вопросы
1. Что такое домохозяйство, и из чего оно состоит?
2. Каковы три основных субъекта экономики, и каковы их взаимосвязи?
3. Каков смысл слов “экономить”, “экономия”, “эконом”?
4. Как определить полученную экономию или перерасход ресурсов или денежных средств?
5. Что такое бережливость, как определить денежную экономию или экономический ущерб от использования вещей и предметов?
6. С чего начинается производство материальных благ?
7. Что такое добывающая промышленность, какие она включает отрасли?
8. Каковы составные звенья воспроизводства материальных благ?
9. С чего начинается системное изучение экономики?
10. Что такое гиперэкономика?
11. Какова связь начальной экономики и всех экономических дисциплин с другими школьными предметами?

Практическое задание
Определи годовую экономию хлеба (в кг и руб.) в вашей семье, если каждый член семьи ежедневно будет в среднем экономить по 10 г хлеба, а стоимость 1 кг хлеба составляет 10 руб.; подумай, что можно купить на сэкономленные деньги.
Пример решения для семьи, состоящей из четырех человек:
10 г . 4 . 365 = 14600 г = 14 кг 600 г.
10 р. . 14,6 = 146 руб.
На эти деньги можно купить два килограмма шоколадных конфет или 15 ученических тетрадей.

Задачи
1. При чистке картофеля у Маши отходы составляют 1/6, а у Коли 1/5 от общей его массы. Какова денежная экономия за месяц от ежедневной чистки 1 кг картофеля Машей по сравнению с его чисткой Колей при цене 1 кг картофеля 6 рублей?
Ответ: 10 руб.

2. Запланирована покупка 3 кг конфет по цене 50 р. за 1 кг и 5 кг печенья по цене 25 р. за 1 кг. Фактическая закупка запланированного количества была осуществлена так: конфет по цене 54 руб. за 1 кг и печенья по цене 27 руб. за 1 кг. Какая сумма денег была перерасходована при покупке конфет и печенья?
Ответ: 22 руб.

3. Меховая шапка стоимость 321 руб. с нормативным сроком службы 3 года фактически прослужила 4 года. Какова денежная экономия, полученная от увеличения срока службы меховой шапки?
Ответ: 107 руб.

4. Нормативный срок службы футбольного мяча стоимостью 220 руб. составляет 4 года, а фактически он прослужил половину нормативного срока. Каков экономический ущерб от двукратного сокращения срока службы футбольного мяча?
Ответ: 110 руб.

Иосиф БОРОВКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте