search
main
0

С чего начинается читатель?

​Школьным библиотекарям муниципалитета Марьинский парк очень повезло, что рядом с нами находится детская библиотека №31 ЦБС «Люблино», где работают отзывчивые, талантливые, владеющие современными технологиями сотрудники во главе с заведующей Натальей Михальковой. С ними легко и приятно работать, и все наши совместные мероприятия направлены на пропаганду чтения среди учащихся.

У каждого библиотекаря возникает вопрос: с чего начинается читатель? Действительно, как воспитать его, как пробудить в детях желание общаться с книгами, как расшевелить интерес познания нового через книгу, поддержать влечение и любовь к прекрасному и доброму – всему тому, чему учат книги. Кто должен заниматься решением этих вопросов в большей степени: семья, школа, библиотека? Как получается, что активное общение, дружба с книгой у иных читателей-школьников прерывается?Эти вопросы давно волнуют, не могут не беспокоить нас, библиотекарей. Да, сейчас век новых технологий, мы не можем не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию и Интернет подключен почти уже в каждой семье. И все же мы служим Книге, чтобы Книга служила людям. Как же вернуть тягу читателей к книге?Прививать интерес к книге нужно как можно раньше, когда ребенку все интересно, а потом он сможет сам сделать выбор, будучи уже зрелым читателем. Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребенка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой, стало привитие интереса и любви к чтению. Мы, библиотекари, наблюдаем развитие личности ребенка с 1-го по 11-й класс, видим его взросление, становление, и наша задача – пробудить в каждом ребенке любовь к чтению, которое научит доброте, честности, справедливости, а это непростая работа.Уже в начальной школе мы выделяем учащихся, которые станут опорой в работе библиотекаря, его союзником по привлечению к чтению одноклассников. Сегодня мы используем все формы индивидуальной и массовой работы, ищем пути приобщения подрастающего поколения к чтению, применяя разнообразные методики с учетом возрастных особенностей своих посетителей. Мы стараемся делать все, чтобы жизнь наших читателей была интересной и наполненной.Библиотекарь сегодня должен обладать высоким профессионализмом и одновременно лучшими душевными качествами человека, верить в необходимость своей работы, любить детей, понимать их проблемы и внутренний мир. И еще одно обязательное качество – способность к творчеству. Опыт работы сначала в детской, а затем в школьной библиотеке и поиски путей решения актуальной проблемы чтения учащихся сегодня подсказывают, что помочь здесь нам может тесное сотрудничество школьных и детских библиотек. С детской библиотекой №31 мы работаем активно и плодотворно более 10 лет. Совместно с ней мы выполняем информационную, образовательную, познавательную, воспитательную и досуговую работу. В начале учебного года наша совместная работа начинается с подписания соглашения о тесном сотрудничестве на весь учебный год. Детская библиотека предлагает план работы, опираясь на календарь знаменательных дат. В школе вместе с учителями мы выбираем мероприятия, которые в дальнейшем проводим совместно с детской библиотекой. В октябре мы начинаем знакомить первоклассников с библиотеками. Ребята сначала посещают школьную библиотеку, где впервые знакомятся не только с фондом детской литературы, но и учебной, с правилами пользования абонементом, читальным залом. Но больше впечатлений остается после посещения детской библиотеки с просторным абонементом, читальным залом и, конечно же, с богатым книжным фондом. Знакомство проходит в игровой форме. Ребята вспоминают любимых героев, писателей, читают стихи, рассматривают красочные книжки. После экскурсии многие ученики вместе с родителями становятся постоянными ее читателями. Культура чтения закладывается в семье, а формируется и развивается в школе. Очень трудно развивать то, что иногда не заложено. Традиции семейного чтения совместно с детской библиотекой необходимо возрождать, поощрять, пропагандировать всеми доступными способами. Мы стараемся установить контакт с родителями для привлечения к более активному участию в наших проектах.Из года в год мы совершенствуем свою работу, используем все ее формы, ищем новые пути. Важную работу мы проводим с читателями по знакомству со справочно-библиографическим аппаратом. В школьной библиотеке ребята знакомятся с каталогами, картотеками, а в детской библиотеке свои знания закрепляют уже на практике. Используя справочный аппарат, ребята с помощью сотрудников детской библиотеки выбирают нужную им книгу в книжном фонде.В просветительской работе вместе с детской библиотекой мы стараемся использовать такие формы и методы общения с читателями, которые бы их заинтересовали. Здесь мы чередуем серьезные и развлекательные мероприятия, часто используем формы работы с подключением приемов театрализации, музыкальных заставок и других средств массовой коммуникации, помогающих создавать необходимую эмоциональную и психологическую атмосферу. Интересны для детей те мероприятия, в которых они сами принимают живое и непосредственное участие. Творческая деятельность развивает воображение, художественный вкус, желание создавать новые, оригинальные сюжеты, а затем воплощать их в литературных и сценических образах.Особенно хочу подчеркнуть партнерские отношения с учителями начальных классов, это взаимообогащает и помогает нам в организации работы. Учителя (особенно в начальной школе) всегда охотно откликаются на наши задумки и предложения, подхватывают и развивают идею мгновенно. Бывает, даже обижаются на то, почему мы провели то или иное мероприятие именно с этим классом, а не с другим. Многие совместные проекты школьной и детской библиотек посвящены книгам-юбилярам: в этом учебном году был подготовлен проект к 75-летию сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Л.Н. Толстого.Мы находимся в постоянном поиске нового, увлекательного, интересного, чтобы каждое наше совместное мероприятие стало важным событием, а каждый читатель библиотеки получил заряд тепла и внимания. Одной из интереснейших форм реализации массовой работы и совместной деятельности школьной и детской библиотек стала Неделя детской книги. В этом году в рамках Недели детской книги учащиеся второго класса были приглашены в детскую библиотеку, где прошел мастер-класс «С любовью и почтением к книге и библиотеке», на котором школьники с большим старанием и увлечением своими руками создали книжки-малышки. Мастер-класс провела Любовь Макшанцева. Работы ребят получились разнообразными, красочными. Изготовление книжек-малышек преследует несколько целей: познавательную, развивающую, эстетическую. Оригинальная форма работы привлекает внимание, удивляет, развивает воображение детей. Творческие работы второклассников были выставлены в детской библиотеке, а затем в школьной. Выставка пользовалась большой популярностью у учеников школы, учителей, родителей. Перед проведением родительского собрания творческие работы мы выставляли в фойе школы. Выставка работ была высоко оценена родителями. Работа библиотеки по продвижению чтения может быть более эффективной, если мы будем решать эти вопросы в союзе с родителями, выступления на родительских собраниях у нас часто сопровождаются презентацией о совместной деятельности школьной и детской библиотек. К любым мероприятиям мы готовимся очень серьезно, чтобы получить хороший результат. Имея опыт совместной работы с детской библиотекой, мы хотим, чтобы крупинками нашей совместной творческой деятельности воспользовались как школьные, так и детские библиотеки.Школьные библиотеки – это структурные звенья образовательных учреждений, следовательно, программа модернизации имеет к нам непосредственное отношение. Происходящие перемены в образовании коснулись и нас, библиотекарей. В связи с введением в квалификационную тарифную сетку должности «педагог-библиотекарь» изменились требования к деятельности школьного библиотекаря. Библиотека становится теперь не только местом выдачи книг, а информационным центром воспитания культуры чтения учащихся. Предполагается аттестация библиотекарей, получивших звание «педагог-библиотекарь», каждый из нас должен иметь портфолио.Суфия МИНАЙЛОВА, заведующая библиотекой школы №1934

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте