search
main
0

С чего начать? Секреты подготовки к Всеросу по истории

​Однажды знакомая учительница, один из учеников которой несколько лет назад стал победителем всероссийских олимпиад по истории и по обществознанию, с недоумением поделилась таким наблюдением: «Представляешь, приходят родители учеников, спрашивают, какую книжку надо выучить, чтобы выиграть две олимпиады. Пытаюсь объяснить, что невозможно «выучить» одну, две, три книги и легко выиграть; мне не верят, считают, что специально скрываю какую-то «волшебную» книжку или способ гарантированно побеждать в олимпиадах».

Cитуация, конечно, несколько комическая, но в чем-то чадолюбивых родителей можно понять. В самом деле, подготовке к школьным или вступительным экзаменам, в какой бы форме они ни проводились, всегда уделяется достаточно внимания: это и масса разномастных пособий, тренировочные работы в школе, подчас дополнительные часы, отведенные администрацией образовательного учреждения, четко и заранее очерченное содержание экзамена, известные типы заданий. А почему такого нет в системе школьных олимпиад? И должно ли оно быть?Олимпиады по истории и по обществознанию являются состязанием в мастерстве владения элементами науки (или целого комплекса наук), лежащей в основе школьного предмета. Участие в них бывает результативно для школьников с исследовательской жилкой, наделенных одновременно определенными бойцовскими качествами, умением как минимум проявлять высокую работоспособность, собираться к моменту проведения очередного этапа олимпиады. Быть исследователем, пусть пока что не на профессиональном уровне (хотя некоторые «бывалые» олимпиадники по уровню своей подготовленности к анализу и изучению исторических или социальных реалий как минимум не уступают студентам профильных направлений), можно только при наличии устойчивого интереса к предмету своих изысканий.Этот интерес может зародиться при самых разных изначальных обстоятельствах. Одного победителя Всероссийской олимпиады к усиленному изучению истории подтолкнул подаренный ему набор солдатиков, увлечение другого родилось от личности неординарного учителя, с которым ему посчастливилось встретиться, третий вообще приехал в летнюю школу больше с целью пообщаться с интересными ровесниками, как результат – после осознанное увлечение историей, месяцы напряженного труда и победа на Всероссийской олимпиаде. Конечно, в идеальном случае интерес зарождается в ходе изучения школьного курса, но, вообще говоря, далеко не всегда дети-олимпиадники отлично успевают по соответствующему предмету, и, наоборот, отличники легко справляются с олимпиадными заданиями даже муниципального уровня, а тем более регионального. Все-таки зачастую сообразительности, прилежания и аккуратности оказывается достаточно на уровне школьного предмета, но на олимпиаде этим ученикам, увы, может не доставать чего-то важного для успеха.Шаг следующийПодобный интерес, определенная тренировка в выполнении заданий олимпиад прошедших лет, подкрепленные все же уверенным владением предметом на уровне школьной программы, позволяют пройти первые два этапа Всероссийской олимпиады – школьный и муниципальный. Но для того чтобы не просто стать призером регионального этапа, а претендовать на балл, который станет достаточным для выхода на заключительный этап, участникам может потребоваться более направленная подготовка. Не помешает она, впрочем, и уже состоявшимся победителям и призерам заключительного этапа, если они намерены повторить свой успех вновь.Но это не означает, конечно же, что на данном этапе участникам наконец-то сообщают, какие чудо-книжки следует прочесть, чтобы гарантировать себе олимпиадный успех. То есть прочесть-то нужно как раз очень много. История и обществознание – предметы социально-гуманитарные, а любой гуманитарный предмет требует значительной начитанности в своей сфере. Начитанности, которую не следует путать с нахватанностью. Прочитанное (труды и выдержки из трудов историков, философов, политологов, экономистов) надо еще осмыслить. Во время сборов, которые проходили перед заключительным этапом олимпиады по истории, один участник, выступавший за 9-й класс, старался выучить побольше цитат из работ различных авторов, чтобы блеснуть знанием историографии при написании исторического эссе. Понятно, что щеголяние вырванными из контекста фразами без понимания общих подходов их авторов к тем или иным историческим событиям, явлениям ставит участника в смешное положение, а созданный им текст не содержит исследования предложенной темы и как следствие не приносит автору победы в соревновании.Готовясь к ключевым «сражениям» Всероссийской олимпиады, очень важно погрузиться в соответствующую интеллектуальную среду, быть с теми, кто читал или читает те же книги, кто вместе с тобой интересуется теми же вопросами, которые волновали и волнуют настоящих ученых, обсуждать, спорить, сопоставлять. Прочитал – обдумай – обсуди – выскажись письменно. А помимо этого надо начать овладевать теми приемами вполне научного анализа, которыми пользуются состоявшиеся исследователи в соответствующей науке. Более того, если перед участниками олимпиады по истории стоит задача подступиться к профессиональному умению анализа исторических источников (сердцевине профессиональных компетенций ученых-историков), то у стремящихся выиграть олимпиаду по обществознанию задача в чем-то посложнее. Ведь обществознание как предмет соединяет несколько социальных наук, и соответственно успешное выступление потребует знакомства с методами каждой из них.Еще одно умение, без которого не обойдутся ни историки, ни обществоведы, – это способность к написанию развернутого текста социально-гуманитарного научного содержания. Это требует помимо специальных знаний и навыков определенного уровня общекультурной подготовки и эрудиции, владения соответствующей стилистикой изложения. Да и разговор как об истории, так и об актуальных социальных проблемах зачастую выхолощен, если не знать литературного и культурного контекста той или иной эпохи.«Друзья, прекрасен наш союз!»Поэтому подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию выстраивается как бы на нескольких уровнях. Для чтения особо сложных, почти профессиональных курсов мы стараемся приглашать соответствующих специалистов высшей школы – тех, кто сможет ввести участников в курс современных историографических подходов или, скажем, методов актуальных социологических исследований. Значительную долю занятий ведут студенты старших курсов профильных факультетов, магистранты, аспиранты – молодые ученые. Большая часть из них сами в относительно недавнем прошлом победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников. Это основной костяк тренеров, работающих с учащимися. Кроме того, существует круг тренеров-кураторов, которые учатся на младших курсах и стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады 1-3 года назад. Самостоятельных курсов они пока не ведут, но зато консультируют нынешних олимпиадников, помогают им подобрать литературу, дают задания по освоению тех или иных тем, проверяют выполненные ими работы. Очень многие, кто победил на Всероссийской олимпиаде, уходя во взрослую студенческую жизнь, не хотят порывать с олимпиадным движением, и для них работа со школьниками (с кем-то из которых они успели даже пересечься на заключительном этапе олимпиады как участники от разных параллелей) становится органичным продолжением «всеросной» жизни.Олимпиадники-младшекурсники выполняют и другую очень важную роль. В рамках проектов, которые осуществляет в Москве региональная общественная организация «Ассоциация победителей олимпиад», они ведут предметные кружки в московских школах, где главная задача – помочь пробудиться тому самому побудительному интересу учащихся, с которого начинается их путь к Всероссийской олимпиаде. Работая в непосредственном контакте и сотрудничестве с опытными учителями, молодые преподаватели расширяют образовательное пространство для учащихся среднего школьного возраста, стараются увлекательно представить разные сюжеты и темы, показать детали, которым нет времени уделить глубокое внимание при планомерном освоении программы и которые, возможно, увлекут учеников.Наконец, у учащихся есть возможность погрузиться в углубленные занятия любимым предметом с головой на сроки 7-10 дней. Это происходит во время выездных школ и летних учебных лагерей. Каждый день тех, кто решил принять в них участие, ждут 8-10 часов занятий, обсуждения сложных, спорных тем и научных проблем. Перед региональным и заключительным этапами Всероссийской олимпиады есть возможность психологически ощутить себя как будто на состязании, так как проводится специально составленная репетиционная работа, ориентирующаяся по уровню сложности на задания всероссийских олимпиад. Такая психологическая закалка потом может пригодиться на олимпиаде.Таким образом, готовиться к олимпиадам можно фактически круглый год – на летних учебных лагерях, посещая занятия в Центре педагогического мастерства, занимаясь в кружках от Ассоциации победителей в своих образовательных учреждениях, выезжая, погрузиться в олимпиадную атмосферу во время учебного года. Одно можно утверждать совершенно точно: подготовка к олимпиадам по истории и по обществознанию, участие в них делают жизнь школьника, любящего гуманитарные и социальные знания, намного интереснее, насыщеннее, а пожалуй что, и авантюрнее в самом хорошем смысле этого слова. Ведь олимпиада школьников не что иное, как самое веселое приключение для ума.Александр БЕЗНОСОВ, методист Центра педагогического мастерства, тренер команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте