Каждый год столичные педагогические университеты и институты выпускают несколько тысяч будущих учителей, но идут работать в школы менее 40% выпускников. Такие показатели напрямую зависят от ситуации, с которой им приходится сталкиваться на рабочем месте. Поэтому стоит разобраться в том, какие трудности могут возникнуть в работе молодого учителя.
Заходя в класс и становясь у доски, каждый человек будет проявлять себя по-своему, поэтому следует обратить внимание на психологические моменты работы с детским коллективом. Детская психология интересна тем, что в коллективе достаточно быстро и просто разбираются с тем, кто пришел их учить – хороший или плохой, злой или добрый. Следует обращать внимание на свою манеру общения, поскольку каждый неверный шаг может стать настоящей западней для самого учителя. Фактически, пытаясь заслужить доверие и любовь учеников, многие начинающие учителя стараются приблизиться к ним в их интересах, подружиться, а иногда переходят даже на уровень равных. Здесь кроется одна из самых сложных проблем в их работе, поскольку такие формы взаимоотношений между учениками и учителем приведут к «братанию», снижению уровня уважения, порой доходящего до того, что с учителем просто не считаются, поскольку дистанция, которая должна оставаться между ними, сильно сокращена.Говоря об авторитете учителя в детском коллективе, мы должны затронуть вопрос о дисциплине на уроках у молодых учителей. «Прощупывая» каждого нового учителя, дети стремятся всеми возможными и невозможными путями выявить недостатки или его слабые места для того, чтобы каждый раз срывать урок или просто издеваться над преподавателем. Многие начинающие педагоги не выдерживают такого поведения и уходят из системы образования, хотя такой формат отношений строится только на этапе знакомства детей с учителем. Однако каждый последующий конфликт с учеником или классом приводит к удлинению этого этапа, который может завершиться негативно для обеих сторон.Отсюда следует, что необходимо выбрать свой тип работы, который будет по большей части направлен на партнерские отношения с учениками, родителями и администрацией школы. Необходимо контекстно в ходе знакомства и проведения уроков объяснить им, что позиция учителя – это не роль надсмотрщика в тюрьме, а роль помощника в процессе постижения окружающего мира. Цель учителя не исправление ошибок, а обучение тому, как этих ошибок избегать в жизни, то есть строить систему взаимодействия на основе плавной социализации подрастающего поколения. Естественно, что многие выскажут свое негативное мнение в адрес данного суждения, однако все способы выхода из подобного рода ситуаций приходят с опытом, а каким образом его можно получить, не находясь в состоянии поиска, методология затрудняется ответить.В ходе получения образования в вузах и в начале своей работы в школах будущие учителя не всегда четко осознают роль психологии в образовательном процессе. Работая со студентами педагогического университета и молодыми специалистами, я сталкивался с этой проблемой. Именно здесь и кроются многие, если не все, проблемы и трудности. Знание возрастной психологии, конфликтологии, общей психологии и других областей данной науки позволит грамотно строить конструктивное взаимодействие со всеми субъектами и объектами образовательного процесса.Психология позволяет определять конкретные причины нарушения дисциплины на уроках. Существует 4 типа целей, которые старается достигнуть ученик своим девиантным (чаще всего отрицательным) поведением: попытка привлечь внимание учителя, власть и превосходство над учителем, месть за неудачу или плохую оценку, попытка избежать неудачи. Ставя перед собой одну из таких целей, ученик стремится добиться ее любыми способами, тем самым срывая урок или доводя учителя до негативного отношения к нему и классу, в котором он учится.Попытка начинающего учителя показать явное превосходство над учениками также будет неверным шагом, поскольку продемонстрирует учащимся то, что его можно вызвать на соревнование за власть, а поскольку у детей есть преимущество – знание микросоциума, в котором они существуют в школе, то это превосходство максимально приближает их к победе в данном поединке.Несмотря на сложности в работе с такими детьми, группами или классами, следует избегать прямой конфронтации, поскольку результат подобного противостояния будет слабо прогнозируемый. Следует запомнить, что из подобных ситуаций, которые были уже обозначены, всегда есть выход, осталось выбрать наиболее приемлемый для себя. Вот только некоторые из них: признание правоты ученика позволит снизить конфронтацию до состояния кооперации, поскольку учитель демонстрирует, что учащийся действительно силен в этом вопросе и не сможет возражать, однако учителю достаточно мудрости, чтобы не обращать внимания на негативные выпады в свой адрес; убрать лишних зрителей, поскольку многие из нарушений дисциплины на уроках направлены на публику, тем самым заслужить их авторитет, а когда нет зрителей, то и «актеру» работать не имеет смысла; постараться перевести попытку вывести учителя на конфликт в более выигрышное положение – шутку, модель ситуации, где такое поведение приведет к «проигрышу» нарушителя дисциплины, все это поможет перехватить инициативу и не допустить срыва урока.К сожалению, список трудностей, которые встают на пути каждого педагога, не ограничивается обозначенным вопросом, следовательно, необходимо осветить часть из них, чтобы уберечь новое поколение учителей от старых ошибок.Молодым педагогам следует обратить внимание на знание регламентирующих документов при устройстве на работу, поскольку тогда не возникнет разногласий с администрацией школы в сфере трудовых отношений. Ключевыми документами, которые должны быть изучены в начале трудовой деятельности: устав образовательного учреждения, коллективный договор ОУ, Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции педагога в ОУ, приказы по охране труда и прочие локальные акты конкретного учреждения. В связи с заключением трудового договора молодой специалист принимает все условия и правила, существующие в образовательном учреждении, соглашаясь также понести заслуженное наказание за их нарушение.Самое главное в работе молодого специалиста – это не просто быть учителем и направлять детей в нужное русло, чтобы они не допускали ошибок, а создавать ситуацию, когда ученики станут партнерами в процессе выявления и устранения их собственных ошибок.Михаил ДЕРБАСОВ, учитель истории и обществознания школы №289
Комментарии