С 1998 года при поддержке швейцарского фонда Lord Michelham of Hellingly, общества Януша Корчака и Центрального окружного управления образования в нашем детском саду была открыта группа для детей с ограниченными двигательными возможностями (ДЦП) и сохранным интеллектом.
Сначала дети находились в детском саду в первой половине дня. С 1999 года, понимая всю значимость начатого проекта, мы решили перевести группу в режим полного дня. Родители были до этого времени постоянно при ребенке, который самостоятельно не всегда мог обслужить себя, был сфокусирован на ближнем окружении и на небольшой игровой площадке рядом с домом. После появившейся возможности оставлять ребенка в группе многие мамы вышли на работу, одна поступила на дефектологическое отделение вуза.
Так как группа для детей с ДЦП была открыта на базе детского сада комбинированного вида, перед воспитателями и специалистами постепенно стал возникать вопрос: как и когда включать детей с ДЦП в среду сверстников с сохранными физическими и интеллектуальными способностями.
На первый план выходил вопрос даже не о том, когда включать детей, а как будут реагировать родители с одной и с другой стороны.
Поэтому, войдя в городскую экспериментальную площадку (2001-2007 гг.) по теме «Программное обеспечение модели адаптивно-интегративного образовательного учреждения для детей с нормой и отклонениями в развитии речи, опорно-двигательного аппарата, со значительными ограничениями здоровья и жизнедеятельности (инвалидностью)», мы выбрали направление работы нашего учреждения – «Инновационные формы поддержки семей, имеющих детей с проблемами в развитии».
Экспериментальная работа велась под руководством кандидата педагогических наук Лидии Аксеновой.
В течение этого времени была проделана огромная работа, составлен и апробирован портфель диагностических методик, разработаны и опубликованы индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с инвалидностью, каталог специального оборудования, справочник «В помощь родителям», индивидуальный альбом развития ребенка «Вот такие ЗЕРНЫШКИ» – совместное творчество детей и родителей.
Мы стремились создать модель междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов: воспитатель – учитель-логопед – учитель-дефектолог – педагог-психолог – социальный педагог – инструктор ЛФК – медсестра по массажу – врач – музыкальный руководитель. Знакомились и делились опытом практической работы с участниками эксперимента на «круглых столах», творческих встречах, просматривали и обсуждали трудные случаи дизонтогенеза в диагностике и работе во избежание диагностической ошибки и для составления прогноза возможностей ребенка в плане дальнейшего воспитания и обучения.
В рамках детского сада проводили семейные гостиные, презентации семейных газет, творческие акции, совместные календарные праздники, прогулки на игровых площадках, занятия.
Ежегодно мы отмечаем день рождение группы, куда приглашаем наших выпускников, гостей из школы, детей из массовых групп, которые готовят праздничные выступления. На этих встречах происходит общение родителей друг с другом и со специалистами.
За это время нам многое удалось, наши выпускники успешно осваивают школьную программу. В результате проделанной работы мы перестали делить родителей на тех и этих, мы поняли, что многие современные, образованные взрослые не против тесного общения и дружбы детей.
Время не стоит на месте, и у нас возникали все новые и новые вопросы. Да, мы успешно организовали процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка в условиях группы. Но как все эти условия сохранить в рамках включения детей с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями в среду здоровых сверстников? У воспитателей массовых групп возникли трудности в организации этого процесса:
по знанию этапов и закономерностей дизонтогенеза в различные возрастные периоды;
по учету различных образовательных и развивающих задач, внутри каждой ступени образования;
по вариативности использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Специалисты понимали, что все это вопросы можно решить в рамках инклюзивного образования.
С 2007 года мы включены в новую городскую экспериментальную площадку по теме «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовании» под руководством кандидата психологических наук Натальи Семаго. Направление работы нашего детского сада – «Моделирование работы специалистов с детьми дошкольного возраста в рамках создания интегративной образовательной среды. Организационные модели парциальной интеграции детей с ОДА, подготовка специалистов».
Свою работу специалисты начали с подготовки воспитателей массовых групп. Они разработали анкету для выявления уровня подготовки воспитателей к условиям интеграции в рамках дошкольного учреждения; определили и ранжировали основные запросы педагогического коллектива при взаимодействии с особым ребенком, тематическое содержание консультативно-образовательного материала для воспитателей.
Педагоги ДОУ начали разработку дневника наблюдения за ребенком, включенным в среду нормально развивающихся сверстников.
На этом наша работа не заканчивается. У нас еще есть вопросы, на которые мы пытаемся найти ответы.
Л.ПИЧУГИНА, методист по эксперименту; Е.РОДИНА, учитель-дефектолог
Комментарии