search
main
0

С большой буквы

Пусто место свято не бывает

Один мой знакомый как-то произнес фразу, которая меня тогда очень зацепила. «Наша школа сильно страдает от сакрализации учителей, – сказал он с негодованием. – И из-за этого возникает когнитивный диссонанс: с одной стороны, система образования остро нуждается в трезвом и беспристрастном взгляде, в справедливой и конструктивной критике, чтобы стать лучше, с другой – целые поколения граждан выросли в убеждении, что педагог – лицо едва ли не святое, перед ним надо трепетать, ему надо постоянно воздавать почести и петь осанну, ему всю жизнь надо говорить спасибо за все, что ты имеешь, потому что все это ты имеешь якобы только благодаря ему. «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» – это еще Некрасов сказал. А почему, собственно, я должен перед кем-то преклоняться? Ведь он меня учит, я учусь, более того, мы партнеры, тем более что он и сам признает, что тоже учится вместе со мной. Это в лучшем случае равноправные отношения. А уж если он меня должен учить, но не может, у него это плохо получается, и мне самому приходится овладевать науками… Словом, как только речь заходит о сакрализации чего бы то ни было, я яростно протестую, потому что за этим обязательно следует куча догм, предубеждений и стереотипов».

Сказано все это было в контексте откровенной неприязни к нашим учителям и школе в целом, поэтому, наверное, я и воспринял подобную аргументацию как оскорбительную. (К слову, тот знакомый мне больше не знакомый.) Ибо сам в прошлом педагог, а значит, это камень и в мой огород. Впрочем, учительская натура накладывает на человека довольно сильный отпечаток, заставляя его анализировать даже такие вот наезды.

Начнем с того, что, да, надо признаться: многие из моих коллег и правда убеждены, что все окружающие им должны по определению. В первую очередь уважать, причем именно за то, что мы учителя, которые учат ваших детей, делая ту работу, которая, между прочим, вам самим ой как не нравится (в чем люди смогли убедиться за несколько месяцев ковидной самоизоляции). Вы же сами взвыли буквально через несколько дней, будучи запертыми один на один со своим (!) ребенком на дистанционном обучении, а каково нам? Так что уважайте нас, в противном случае мы не будем уважать вас, неблагодарных!

На самом деле уважать надо всех независимо от принадлежности к той или иной профессии. Да, учителя дают знания, медики врачуют тело, священники – душу, но значит ли это, что водители, строители, сапожники, повара и тысячи других нуждаются в меньшем уважении только лишь на основании непринадлежности к педагогам? Между прочим, это главный козырь у тех, кто считает, что нельзя человека, оскорбившего учителя, наказывать сильнее, чем того, кто оскорбил дворника или электрика, ибо это нарушает принцип равенства в правах на защиту от произвола и беззакония.

Идем дальше. «На уроке я царь и бог!» – знакома вам эта фраза? Сам я слышал ее от своих маститых коллег не раз и не два, будучи молодым специалистом. Убеленные сединами старцы внушали мне, что в классе каждый учитель остается один на один с детьми, и вот как раз тут происходит то, что и называется процессом обучения, – таинство сродни интимному, поэтому любое вмешательство, любое присутствие постороннего (даже если им будет твой же собственный завуч) нарушает тонкую материю общения, ломает структуру обмена знания и эмоциями.

Но вместе с этим совершенно точно знаю, что эту же фразу кое-кто всегда истолковывал по-своему: «Вы там, с высоких трибун, можете что угодно говорить об открытости школы для всего мира и требовать допустить в нее сторонних наблюдателей, но сам я категорически против того, чтобы кто-то ставил под сомнение мое право карать и миловать по собственному усмотрению, подвергать сомнению мои слова и поступки.

Я делаю то, что считаю нужным, и не лезьте ко мне, кем бы вы ни были!» А в результате, к сожалению, на выходе мы имеем целый набор детских обид и комплексов, которые люди проносят через всю жизнь. Кого-то учитель несправедливо наказал, высмеял, обругал, кого-то незаслуженно возвысил, приблизил или отдалил, а что я ему мог сказать, ведь он солидный Учитель, а я всего лишь маленький ученик…

По поводу большой буквы тоже, кстати, интересное дело. Все мы помним, что именно Учителем до сих пор называют того, кто принес миру свет Истины. Точнее, так – «Того, Кто…». Он был Учителем. И я тоже. Так, может, я тоже на него (Него!) похож? Определенно!

Помните, как говорил американский писатель Уильям Артур Уорд: «Посредственный учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Превосходный учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»? Никому не хочется быть посредственным, но все мечтают быть великими. Или как минимум превосходными. Получается это не у всех, но что же мешает лично мне считать, что я таки вдохновляю, просто вы об этом не догадываетесь?

От величия рукой подать до святости. И вот тут духовные аналогии начинают работать на полную мощность. Ведь не надо далеко ходить, каждый человек знает, что в учителя идут совсем не для того, чтобы много зарабатывать, учителя выбрали свою долю добровольно, они знали, на что шли, и если не уходят, а продолжают работать, значит, у них на первом месте стоит идея, а не материя. Под материей мы в данном случае понимаем презренный металл. А как нам было уже сказано и миллион раз повторено, если вы хотите денег, то идите в бизнес, школа в этом смысле совсем про другое, тут главное – призвание, а не тяга к наживе и обогащению.

Разумеется, если человек вкалывает как ломовая лошадь, получая от государства гроши, от начальства – постоянные форс-мажоры и приказы, от родителей – претензии и упреки, от учеников – показательное неуважение, а иногда и нечто гораздо хуже, повторяю, если он все-таки остается на этом месте и даже заявляет, что любит свою работу и не мыслит себя вне ее, то кто он – сумасшедший или святой? А может, блаженный, то есть два в одном?

Такая вот получается сакрализация. До кучи можно припомнить и ставку на отсроченные результаты. Это на самом деле напоминает утверждение о том, что истинная благодать – она вовсе не сейчас, а потом, не в этой жизни, в этой же, наоборот, надо смиренно нести свой крест и не роптать, добросовестно делать то, что должен и к чему призван, пусть тебя за это будут унижать, ругать и угнетать. Знай: твой благородный труд рано или поздно обязательно будет оценен и вознагражден, но не надо искать этой награды прямо сегодня, завтра или послезавтра, потому что семена, посеянные тобой однажды, взойдут спустя годы и годы, а плоды появятся и того позже.

…Лично я против того, чтобы меня сакрализовали. Во-первых, потому что это ко многому обязывает, а я не из тех, кто готов в своей профессии дойти до абсолюта и ради нее отречься от всего (а без этого ведь не получится!). Во-вторых, святых не может быть много по определению, их всегда единицы, и даже если бы у меня где-то в глубине души присутствовало стремление стать одним из избранных, я бы с огромной долей вероятности выбрал другой путь. В-третьих, святые – это всегда верующие, то есть это именно про идею, а не про материю.

История еще не знает ни одного случая, чтобы к лику святых был причислен материалист. А я именно из этих. И, наконец, в-четвертых, чтобы стать святым и получить право быть сакрализованным хотя бы в ранге своей профессии, надо бы как минимум соблюсти условия и уложиться в параллели.

Но ведь вот какая проблема-то…

Дело в том, что, постоянно упоминая о «многих моих коллегах», я совсем не говорил о тех немногих, которые, я совершенно точно знаю, вполне достойны того, чтобы о них говорили именно так, с большой буквы, – Учитель. Не надо на них молиться, прикладываться к их мощам в ожидании чуда, сам факт их наличия, вся их нелегкая жизнь и самоотдача, их творческое наследие и добрая слава достойны искреннего восхищения.
Не надо делать из них святых. Да они бы и сами этому воспротивились. Но кто они, если не святые, пусть и в переносном смысле этого слова?..

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте