В 1997 году написал методическое пособие по обновленной программе “Музыка” для 1-8-х классов общеобразовательной школы, что явилось углублением и логическим завершением программы.
Александр ПОПОВ, учитель музыки
Hеобходимо обычные музыкальные занятия превратить в спектакли, сказав “нет” традиционным планам. Учитель должен научиться писать сценарии уроков по законам драматургии: кульминация, смена видов деятельности, методов, приемов, использование эффектов неожиданности, психологических контрастов. Кабинет музыки становится концертным залом со специальным освещением, различными техническими средствами.
Темы уроков, формы их построения, должны отвечать возрастным особенностям детей. Это уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-концерты, уроки-спектакли с макетами-декорациями к операм, балетам.
И в начальной школе, и в 5-8-х классах главной целью остается познание жизни средствами музыки. Каждый учитель-практик знает, что дети в 7-8-х классах проявляют меньше активности, подчас односложно высказывают свое мнение. Дело, конечно же, в учителе, который упускает из виду, что урок предполагает наличие диалога, а он возможен при создании проблемных ситуаций, через продуманную систему вопросов. К примеру:
– Есть у вас черты характера, выраженные в данном произведении?
– Помогают они вам в жизни или мешают? Почему?
– Чем вам близок этот мир красоты, глубины чувств?
– Что у нас общего с предыдущим поколением? В чем отличие?
– Какова связь между тобой и миром и как она выражена в этом произведении?
– Каким образом вы сможете доказать своему знакомому художественную ценность этого произведения?
– Какие из ваших убеждений стали сильнее под влиянием данной музыки?
Уроки в средней школе должны иметь социальную и философски обобщенную направленность. Например, урок-размышление “Многообразие оттенков душевного состояния человека, находящегося в состоянии горя” предполагает обращение к чувствам человека, которые проявляются в схожих жизненных ситуациях. Музыкальный материал к этому уроку.
А. Скрябин “Прелюдия” ? 4,
Ф. Шопен “Прелюдия ? 20”,
Из сонаты ? 2 “Траурный марш”.
Дети, полагаясь на собственное восприятие, ранжируют образы в порядке усиления драматизма.
Считаю, что надо “выводить” детей из уютных классов и обращать внимание подростков на темные стороны жизни, на многогранность оттенков душевных переживаний человека. “Кого проймет чужое горе?” – такова художественно-педагогическая идея урока, в которой изначально заложены проблемность, философичность, музыкально-образовательный и воспитательный аспекты.
Песенный материал в вокально-хоровой работе анализирую в интонируемом смысле как песни-рассказы, песни-размышления, песни-мечтания, песни-воспоминания, песни-портреты. Одним словом, встречи с разной музыкой затрагивают самые сокровенные струны души ребенка.
Хочу отметить принципы музыкального воспитания, на мой взгляд, особенно важные, раскрывающие суть моей концепции:
– основная забота педагога-музыканта – не насыщение информацией, а интеллектуальное воспитание;
– учитель обязан знакомить ребят с различными направлениями культуры, предоставляя им право выбора;
– в процессе знакомства с музыкальной культурой помогать ученикам размышлять;
– стремиться сформировать в детях положительное отношение к музыкальному искусству;
– проявлять особое внимание к интеллектуально пассивным детям, проводить с ними индивидуальную работу.
Моя музыкально-педагогическая концепция ориентирована на сущность музыки, как искусства, имеющего свой язык, свои формы отражения жизни. Цель: развивать духовный мир учеников средствами музыкального искусства и подготавливать их к восприятию жизни через чувственную сферу. Формировать музыкальную культуру ребенка, как составную часть его общей культуры. Один из ведущих методов – погружение в произведение.
Урок в начальной школе
Тема урока: “Музыка и культура Японии” (урок-спектакль).
Художественно-педагогическая идея урока: музыка – искусство человеческого общения!
Задачи урока:
а) познакомить учащихся с особенностями японской музыки,
б) выявить сходство и отличие японской и русской музыки,
в) добиваться в вокально-хоровой работе кантилены, выразительности исполнения,
г) дать характеристику творчества И.О.Дунаевского,
д) познакомить ребят с новой гранью творчества Д.Б.Кабалевского.
Ход урока:
1. Вход в класс: звучит И. Дунаевский “Летите, голуби”, смотрим слайд с картины П. Пикассо “Голубь мира”.
– Понравилась музыка?
– Чем?
– Какую картину увидели?
– Какой характер в музыке?
– Какие краски?
– Кто написал? (Показываю портреты И.О.Дунаевского).
Учитель: И.О.Дунаевский – один из самых жизнерадостных авторов, король песенного марша, автор музыки к кинофильмам “Веселые ребята”, “Дети капитана Гранта”, “Цирк”, “Волга-Волга”, “Мы за мир” и другим.
Конкурс “Угадай мелодию” – фрагмент на магнитофоне.
2. Учитель: В чем проявляется фантазия автора в этой песне? (Интонация взмаха крыльев).
Поем интонацию “Летите, голуби” (транспорт по 1/2т).
– Одинаково летели голуби? Покажите рукой. (Играю мелодию).
– Как вы думаете, почему мы начали урок с этой музыки? (Будем путешествовать).
3. Учитель: Сегодня мы свой привет и дружеские пожелания шлем жителям Страны восходящего солнца.
– О какой стране я говорю? (О Японии).
Смотрим на карте: Япония расположена на берегу моря. (В записи звучит шум моря).
– Что вы знаете о культуре, быте японцев? (В жилищах мебели почти нет, на полу – ковер и ваза с цветами).
– Давайте украсим класс по-японски. (Ставлю вазу, составляю цветочную композицию – икебану).
– Любимые цветы японцев – хризантемы. (Прикрепляю цветы в японский уголок).
– У нас в гостях девочка из Японии. Поприветствуем ее. (Выходит школьница в японском костюме, приветствует гостей, учителя, детей).
Предлагаю провести интервью с нашей гостьей:
– Как называется японский национальный костюм? (Кимоно).
– Ваш любимый напиток? (Кипяченое молоко).
– Любите ли вы стихи? (Прочитайте).
Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя-гордеца.
Как вы это понимаете?
Учитель: Давайте поблагодарим нашу гостью.
Да, японцы тонко чувствуют красоту. Живописные работы любят выполнять акварелью, не смешивая краски, прорисовывая мелкие детали. (Показываю).
4. Учитель: Кто назовет любимое дерево японцев? (Вишня-сакура).
День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнет распускаться цветок. Это момент любования и раздумья о жизни. Нежно-розовые цветы, окутывающие деревья, помогают людям верить в то, что прекрасное вечно. Давайте и мы полюбуемся красотой… (Звучат голоса птиц).
Сразу вс╙ согласно и неслышно,
Словно кто-то дал команду тут,
Белые и розовые вишни
Надо всей Японией цветут!
(Я. Смеляков)
Звучит японская народная песня “Вишня”. (Можно показать подходящий по теме слайд).
Учитель: Увидевший прекрасное, является участником его создания.
– Что было красивого в музыке, что мы увидели? (Как распускаются цветы вишни).
– Красота была яркая, броская или нежная? (Хрупкая, нежная, лепестки тянулись к солнцу).
– Видно ли это в нотах? (Да).
Поем интонацию на “ю”, потом со словами всю песню. Затем концертное исполнение.
В процессе урока следует отмечать общее и отличие:
5. Учитель: Японцы любят любоваться полнолунием. Море у подножия горы Фудзиямы кишит лодками, люди пускают фонарики по воде.
– Как вы думаете, зачем? (Хотят увидеть счастье).
– Давайте и мы к ним присоединимся.
6. Слушаем “Вариации” Д. Кабалевского.
Учитель: Удалось нам услышать счастье? (Нет).
– Что же помешало, кто почувствовал? (Что-то страшное).
– Что знакомо вам в музыке?
– Что изменилось?
Краски стали темнее, настроение тревожное, в конце – страшное, траурный колокольный звон.
– Мелодия звучала один раз или несколько? (Несколько).
– Были ли изменения?
– Как называется такое построение музыки? (Вариации).
“Вариации” Д.Б.Кабалевский написал после поездки в Японию. Там он узнал о трагедии Хиросимы и Нагасаки.
Кто сказал: “Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите
семя!”?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Она вынесет все, переждет –
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
7. Учитель: Жизнь продолжается, музыка помогает нам в этом. Наша японская гостья исполнит для нас танец с зонтиком. (Звучит “Веточка вишни).
8. Вывод: читаем хором музыкально-педагогическую идею урока:
“Музыка прежде всего – искусство человеческого общения”.
Учитель: Как вы понимаете смысл этих слов?
Все мы любим милую “Катюшу”.
Любим слушать, как она поет.
Из врага выматывает душу,
А друзьям – отваги придает.
– О чем стихи? (О песне, которая помогала воевать). Поем 1 куплет песни.
Учитель: В Японии любят петь русские песни, есть клуб любителей русской песни “Катюша”. Хотите там побывать? Там вас ждет подарок за хорошую работу сегодня на уроке. (Звучит “Катюша”).
9. Заключительное слово: Россияне любят японскую музыку. Я надеюсь, что далекая Япония приблизилась к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли, ведь музыка – это свободный белый голубь. Всего вам доброго! (Звучит “Вишня”).
Комментарии