Начало нового учебного года в столице ознаменуется стартом пилотного проекта «Понятная математика». Вот как рассказал об этом директор Центра педагогического мастерства Иван ЯЩЕНКО.
Наш проект «Понятная математика» будет реализован в Москве в контексте большого внимания в России к математическому образованию на всех уровнях. Это внимание было инициировано принятием в мае 2012 года указа Президента РФ Владимира Путина. В указе было поручено Правительству РФ разработать концепцию развития математического образования, которая была утверждена Правительством РФ в декабре 2013 года, затем был разработан комплекс мер по реализации этой концепции. Москва как регион, обладающий замечательными традициями в области математического образования, а также как город, который имеет большие потребности в ребятах, имеющих качественное математическое образование, во многом стала пилотным регионом, который будет реализовывать соответствующие меры, предусмотренные концепцией, определенные меры в столице будут опережать многое из запланированного этой концепцией. Думаю, Москва станет в этом смысле примером для других регионов.Указ Президента РФ и концепция связаны не только с ролью математики, хотя роль математики трудно переоценить, ведь это не просто системообразующий предмет в школе – хорошая математика, по исследованиям психологов, определяет в существенной мере общую успешность ребенка, потому что изучение любой науки требует определенной структуры. Ребенок, который эффективен в математическом образовании, легче осваивает другие предметы не только потому, что они требуют знаний по математике, но и потому, что они требуют мышления, логики, которые воспитывает этот предмет. Сегодня в математическом образовании есть довольно серьезные проблемы, оно не в полной мере удовлетворяет потребности государства, потребности города, есть неудовлетворенность семей тем математическим образованием, которое получают их дети, и тем, как они его получают. В результате возникают серьезные общественные обсуждения на тему «Нужна ли нам математика?», даже звучат предложения отменить ЕГЭ по математике и вообще математику, потому что она не удовлетворяет потребностям. Действительно, те исследования, которые были проведены, показали, что, к большому сожалению, до двадцати процентов ребят, оканчивающих нашу школу, фактически по уровню математической компетенции находятся на уровне не выше восьмого класса, до сорока процентов – фактически на уровне девятого класса. Конечно, мы очень рады, что у нас есть свыше 20 процентов ребят, которые довольно неплохие выпускники, которые могут идти в технические вузы, что у нас резко возрастает количество участников, победителей и призеров предметных олимпиад, ребят, которые готовы к творческой работе в области математики, но все равно их количество не удовлетворяет растущие потребности вузов и промышленности. Мониторинг, который мы провели, показал, что до 30 процентов ребят не готовы к изучению математики по нынешней программе 10-11-х классов, более половины уроков в этих классах неэффективны, ребята не готовы к текущим урокам, им формально рассказывают материал, они формально слушают, формально делают домашние задания. Наиболее яркий пример, который мы приводим и анализируем, – это то, что на ЕГЭ в три раза больше ребят ошибаются в задачах В1, связанных с подсчетом количества таблеток, расписанием поездов, сдачей в магазине, чем в решении логарифмических уравнений. Это не значит, что ребята прекрасно освоили материал про логарифмы, показательные функции, тригонометрию. Чаще всего это означает, что их на этот материал натаскали и они выполняют задания технически, не понимая сути. Еще более вопиющий разрыв у ребят, которые становятся абитуриентами гуманитарных специальностей, включая факультеты журналистики. Мы с коллегами из вузов проводили специальный мониторинг, и оказалось, что молодые люди гораздо лучше решают формальные уравнения, чем анализируют данные и решают задачи на проценты, которые нужны в этой профессии. Когда мы изучали причины неэффективной подготовки, одной из первых и самых главных была та, что до половины уроков математики в школе неэффективны для детей, это время тратится зря. В массовой школе одна из главных проблем то, что мы зря тратим учебное время, время на домашние задания, потому что учим не так. Просто повысив эффективность уроков, мы можем практически вдвое повысить эффективность обучения. Проект, который сейчас начинается в Москве, не связан с тем, что (как написали в СМИ) мы ребят начиная с пятого класса поделим на тех, кто способен к математике, и тех, кто к ней не способен, отделим одних и других и кого-то объявим учениками второго сорта. Во-первых, это совсем не так, во-вторых, речь идет не об уровнях обучения, а о направлениях. Проект связан с тем, чтобы четко выделить направления требований к математическому образованию, с тем чтобы на выходе было понятно: это направление математики дает такой набор задач, который человек решает, и такой набор умений, компетенций, который нужен тому, кто будет продолжать свою работу в творческой области; другое направление математики дает такой набор задач, умений и компетенций, который нужен инженеру, в той или другой профессии; а еще одно направление дает такой набор знаний, который нужен каждому для успешной жизни в современном обществе. У всех ребят будет возможность на чем-то сосредоточиться. При этом будет обеспечено развитие математического мышления, математической культуры каждого, потому что при выполнении чисто технических упражнений, которые кто-то не понимает и делает без понимания, не происходит развития интеллекта, не происходит то, ради чего говорят о математике: она нужна каждому, она ум в порядок приводит. Мы планируем, что будет реализован наш проект как результат многолетней работы, которая особенно интенсивно шла в Москве в последние два года, по разработке, по апробации, по исследованию ситуации и подготовке требований и программ, которые будут сначала запущены в пилотных школах. В пилотных школах за состоянием уровня математики будет установлен постоянный внутренний контроль, там будут выявлять, что человек знает, а чего не знает, что из этого наиболее критично, что необходимо немедленно ликвидировать. Соответственно такие модули, такие программы, имеющие определенную направленность, существенно повысят эффективность уроков математики. В 10-11-х классах дети будут заниматься той математикой, которая им нужна, той, к которой они готовы. Уже с 5-го класса будет открыта широкая сеть математических кружков на базе наших традиций, будут созданы кружки по математике в шаговой доступности, чтобы математика из предмета, который ребятам неинтересен и скучен, стала красивой, понятной, интересной, будут предприняты серьезные меры по популяризации математики, причем не только среди детей, но и среди родителей, существенно поддержана и расширена сеть математических классов, причем в большей части мы уже говорим не о математических школах, а именно о математических классах, так как известные математические школы сейчас имеют прекрасные гуманитарные направления. Как показали итоги региональных олимпиад, ребята из математических школ стали побеждать по огромному количеству предметов, как только им была предоставлена такая возможность, например, в 54-й школа при мехмате МГУ есть победители и призеры региональной олимпиады, и спектр предметов, в которых участвуют дети, там расширяется. На совещании директоров выступал директор английской специализированной школы №1944 и сказал, что теперь у них одно из главных направлений – математическое, потому что человек с хорошим знанием языка будет успешен, конкурентен, поступит в хороший вуз, найдет хорошую работу только тогда, когда у него будет хорошее математическое образование.Механизмы реализации наших идей в проекте «Понятная математика» чрезвычайно разнообразны, проводя дискуссии в клубе директоров, работу в рабочих группах, мы основывались на опыте тех школ, которые уже многое делают и достигли больших успехов. В крупной школе можно выделять классы на те или иные направления. В этом проекте очень активно на уровне методической поддержки и реализации будут участвовать и московские вузы, и научные учреждения. Если у школы нет возможностей вести повышенную подготовку ребят по математике, то можно использовать вузовский и городской потенциал, в направлении творческой реализации уже давно школы друг с другом сотрудничают на разных уровнях, эти программы реализуют Центр педагогического мастерства и Центр непрерывного математического образования. То есть у школ, которые участвуют в этой работе, есть широкий спектр возможностей, для того чтобы реализовать все эти идеи эффективно для ребенка.При обсуждении идей проекта мы слышали от директоров школ, экспертов, учителей, различных специалистов, ученых, что кроме как для отдельных ребят, способных к математике и к изучению математики в рамках творческой направленности, обязательно в математической направленности присутствуют те или иные предметы естественно-научного цикла (это и физика, химия, и биология, и информатика), причем тоже на достаточно хорошем уровне. Математические школы Москвы по итогам Всероссийской предметной олимпиады школьников имеют очень хорошие результаты: 54-я школа при мехмате МГУ на региональном этапе имеет победителей по 10 предметам, 57-я школа – по 13 предметам, лицей №1580 при Бауманке – по 11 предметам, причем часть предметов гуманитарные. То есть математические школы дают детям возможность быть успешными во многом. В разработке нашего проекта с самого начала участвовали лучшие педагоги Москвы, то есть этот проект во многом вырос «снизу». Соответствующая постоянная среда обмена опытом, непосредственной практической поддержки, практического повышения квалификации, когда учитель получает непосредственно не абстрактные знания, а то, что он будет сразу применять, будет составной частью проекта. Использование апробированных в мире и очень популярных технологий «Массовые открытые интернет-среды» уже на курсах по подготовке к развитию таланта школьника позволило нам эффективно провести и школьные, и окружные этапы Всероссийской предметной олимпиады школьников, обучить на этих курсах уже свыше 20000 учителей Москвы. Соответственно этот опыт будет применен и к методической поддержке математики. Отдельные проекты будут запущены (мы это уже обсуждали) на базе педагогических вузов, чтобы, во-первых, студенты, приходящие в школу, были уже готовы работать по-новому, во-вторых, чтобы это было реализовано в рамках программы магистратуры. Один из важнейших моментов проекта то, что оценки в школах будут соотнесены не с чем-то абстрактным, а с выбранным направлением. То есть мы не перестанем воспитывать комплекс неуспешности в математике, говоря ребенку: «Тебе и троечки по математике хватит!» Нужно определиться: если объема математических знаний ему достаточно, то значит, это уже не тройка, а если недостаточно, то нужно заниматься и добиваться, чтобы этого было достаточно. Поэтому в текущих оценках мы должны оценивать освоение материала в выбранном направлении, при этом оценки будут более честными, тем более что ЕГЭ по математике в перспективе, как мы знаем, будет двухуровневым.
Комментарии