Во время изучения курса “Граждановедение” ученики седьмых классов сталкиваются с большим количеством терминов, которые необходимо не только знать, но и запомнить. Изучение различных тем требует осознанного их применения. Вот почему появилась необходимость осознанного использования понятий специфического характера. В ходе игры происходит незаметная на первый взгляд воспитательная работа. Прививается культура общения, уважительного отношения друг к другу.
Подготовка к игре
После изучения 2-3 разделов курса учащиеся знакомятся с правилами игры, ее содержанием.
Ставится задача: повторить все ранее изученные понятия и те, которые будут изучаться в дальнейшем. Для постоянного контроля выполнения этого задания на каждом уроке проводится игра “Перестрелка”, “Правоведческий хоккей” в течение 10-15 минут.
Для проведения игры заранее готовятся карточки с названиями разделов, список понятий, карточки с записанными на них понятиями, для “продавцов”, которые те продают “покупателям”, если они “оплатят” знанием термина. “Продавцами” становятся те ученики, которые лучше других знают термины. Они сдают зачет по ним заранее.
Задача каждого участника: “купить” минимум по два термина у каждого “продавца”.
Роль “продавца” состоит в том, что он выслушивает определение понятий, за что выдают карточки разного цвета в зависимости от качества ответа. В конце игры каждый участник получает оценку: “5” ставят тем участникам, которые набрали больше карточек красного цвета; “4” – участникам, набравшим карточки красного и зеленого цвета, “3” – получившим в основном карточки желтого цвета.
Ход игры
Подготовка класса: расставляются столы для “продавцов”. У каждого из них разложены карточки с названием раздела курса и терминов.
“Продавцы” рассаживаются за столами и по сигналу учителя “покупатели” начинают ходить по “рынку”. Вот, к примеру, “покупатель” подходит к “продавцу” и просит “продать” ему термин “кража”. В качестве платы – его рассказ о значении этого слова. Если определение дано точно, “продавец” выдает красную карточку.
Игра проводится в течение 25-30 минут.
По сигналу учителя или ведущего игра останавливается. “Продавцы” превращаются в контролеров. Они заполняют контрольную карточку: против каждой фамилии помечается, какие карточки получены. В последней графе ставится оценка, в сомнительных случаях консультируются с учителем.
Подведение итогов
Учитель анализирует культуру общения между “продавцами” и “покупателями”, а также качество знаний по разным разделам. Затем объявляет оценки за работу каждого участника игры.
Лениза ГУБАЙДУЛЛИНА,
учитель граждановедения
Челябинская область
Комментарии