Жорес АЛФЕРОВ, лауреат Нобелевской премии, академик РАН, ректор Академического физико-технологического университета Российской академии наук: А как же льготы?!
Комментарий «УГ»Не секрет, что вот уже несколько лет идет упорная, не прекращающаяся борьба за приватизацию высших учебных заведений. Государству не хочется держать на своих плечах высшее образование, поэтому оно с видимым удовольствием принимает предложения прытких экономистов, которые, как сказал недавно академик Дмитрий Львов на заседании РОСРО, подходят к этой в полном смысле слова духовной сфере с банальной бухгалтерской линейкой. Возникает вопрос, а в чьи руки попадут приватизированные вузы, если ни у профессуры, ни у вузовских преподавателей и научных работников денег на приватизацию не было, нет и не будет? Вузы купят богатые люди, которым до высшего образования нет никакого дела, но которые с удовольствием (и немалым!) возьмутся за образовательный бизнес – весьма доходный, если вкладывать в него даже совсем небольшие деньги. После этого бесплатного высшего образования в стране не будет, и материальное расслоение общества станет расслоением по уровням образования. Богатые получат хорошее образование и станут управлять бедными, пусть даже талантливыми, но не получившими такого образования. Но дело даже не только в этом, а и в том, что Россия утратит ведущие мировые позиции в вузовском образовании, в том, что ее экономика не будет получать нужных специалистов и страна быстро скатится к уровню, на котором все будут определять сырьевые, а отнюдь не интеллектуальные ресурсы.Политики без устали говорят о том, что Россия должна стать подлинно социальным государством, но этого не произойдет никогда, если вместо государственных вузов придут вузы негосударственные, если государственная политика в высшей школе сменится политикой частной, местечковой. Мы уже убедились в этом, наблюдая за результатами приватизации в промышленности, в торговле, в сервисе, и знаем, к чему это приводит.«Учительская газета» всегда была против приватизации не только вузов, но и всех других учебных заведений, в свое время при активной поддержке и помощи газеты депутаты приняли закон, вводящий мораторий на приватизацию образовательных учреждений. Система образования с ее недвижимостью, оборудованием, льготами и широкими возможностями – лакомый кусочек для бизнесменов. Но, не отвергая возможности образовательного бизнеса, мы выступаем против замены государственной системы образования на частную, потому что разделяем позиции педагогов на этот счет и считаем, что и Правительство, и Государственная Дума РФ, и авторы модернизации должны без спешки, вдумчиво, с учетом мнения образовательного сообщества принимать решения о статусе высших учебных заведений. Сиюминутные выгоды не должны перечеркивать перспективы развития высшей школы во благо граждан России.
Петр I создал Санкт-Петербургский академический университет практически сразу после основания города. Но в 1767 году это высшее учебное заведение «приказало долго жить», потому что в законодательстве не были предусмотрены привилегии для его студентов, профессоров и выпускников. Сегодня такие льготы, хотя и не в том объеме, что требуются, предусмотрены для высших учебных заведений. Но в последнее время мы все чаще видим, как меняется подход к системе высшего образования. Лично у меня вызывает резкое возражение попытка внедрить сверху в систему образования рыночные механизмы, те нововведения, которые ни юридически, ни педагогически не проработаны по форме и по содержанию. Среди других активно обсуждается идея преобразования вузов из государственных учреждений, работающих в интересах государства и общества, в организации коммерческого типа, заботящиеся только о получении максимальной прибыли, решении узкополитических перспектив, определяемых приоритетами социально-экономического развития.
Я категорически против изменения статуса образовательных учреждений, потому что в этом случае будут утрачены даже те скромные достижения, которых удалось добиться в законодательстве на протяжении 90-х годов. Например, на учащихся ПТУ и студентов вузов и техникумов не будет распространяться отсрочка от призыва на военную службу. Так как она установлена лишь для тех, кто учится в образовательных учреждениях, а не в организациях. По этой же причине не будут действовать нормы, касающиеся зарплаты и досрочных пенсий для педагогов, студенческих стипендий, прав и социальной защиты студентов и аспирантов. Но, самое главное, изменение статуса позволит вернуться к вопросу о массовой приватизации в образовании, потому что действующим законом это запрещено для учреждений, но запрет не распространяется на организации.
Людмила РЕДЬКО, ректор Ставропольского педагогического института, доктор педагогических наук, профессор: От сумы не зарекайся
Модернизация образования, которая в последние годы принесла нам столько новшеств, предполагает переход государственных высших учебных заведений в организации.
Чем нам, как государственному вузу, грозит переход из одного статуса в другой? Прежде всего потерей льгот на оплату налогов на землю, которой мы не владеем, а только пользуемся. Она, как многим другим вузам, отдана в оперативное управление. Налог на имущество без тех льгот, которые нам сейчас положены по Закону РФ «Об образовании», для нашего вуза будет составлять две трети от фонда оплаты труда, что сделает наше существование весьма проблематичным. И если сегодня мы набираем студентов по способностям, то завтра в измененном по статусу вузе, возможно, придется переходить на сплошь платное обучение.
Могу сказать, что пока никто на меня не давит и не заставляет менять статус. Но может возникнуть такая ситуация, когда существование вуза будет под вопросом. Дело не только в том, что изменится статус, дело в том, что поменяется вообще вся система управления и финансирования высшей школы. По новому Бюджетному кодексу учреждение, которое находится на уровне субъекта Федерации, может быть только муниципальным или региональным. То есть с федерального уровня вузы «спустятся» на региональный, который выдержит, естественно, не всех. Для нашего регионального педвуза вроде бы ситуация благоприятная. Мы родились и стали работать тогда, когда в крае не выпускали педагогов в том количестве, в каком надо, потому что местный педвуз стал классическим университетом и в этой работе заинтересован не был. Сегодня университет, который, как полагают специалисты, в новом статусе не стал флагманом фундаментальной науки на федеральном уровне, прекрасно понимает, что для регионального бюджета главной будет прагматическая задача обеспечения педагогическими кадрами системы образования. Поэтому в структуре университета и появился недавно педагогический институт на тот случай, когда с федерального уровня его вдруг переведут на региональный. Между нами теперь пойдет борьба за госзаказ на подготовку педагогов для края. А если будет закон, переводящий вуз из одного статуса в другой, ситуация сможет развиться самым непостижимым образом. Чиновники, для того чтобы убрать конкурента классическому университету, могут приложить нужные усилия и сделать невозможным для нас оплату, например, коммунальных платежей. А это потянет за собой уже и возможное банкротство. Кто в этом случае сможет прикупить наше высшее учебное заведение, в принципе понятно. Никого, как я понимаю, не будет особо заботить, что на улице окажутся 500 высококвалифицированных педагогов и 3 тысячи студентов, большинство которых дети из малобеспеченных семей.
Комментарии