Первого робота-рыцаря построил гениальный Леонардо да Винчи. Древний киборг служил для развлечений Лодовико Сфорца – щедрого покровителя великого изобретателя и художника. Прошло несколько столетий, и идеи Леонардо завоевали весь мир. Каких только роботов сейчас нет: шахматисты, космонавты, учителя. Их создают не только инженеры, но и школьники.
Привить интерес к инженерным специальностям, научным исследованиям, техническим изобретениям, развить инновационное мышление – труднейшая педагогическая задача. Решить ее могут STEM-центры, в которых не только конструируют робототехнические комплексы, но и готовят уникальных специалистов, реализующих технологии будущего. Именно такой педагогический STEM-центр открылся на базе Института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета.STEM-образование – это синтез наук, направленных на развитие самых современных технологий, продуктивное, инновационное мышление, обеспечение потребности в уникальных инженерных кадрах.STEM-модель – это образование мирового уровня. Его исключительность заключается в достижении самых амбициозных целей. Экономическое процветание, международная конкурентоспособность, сильная национальная оборона, экологически чистая энергетика, здоровая жизнь для всех россиян и успешное будущее – вот стратегии новой модели.Поэтому сегодня особую актуальность приобретают задачи по обновлению программного поля, совершенствованию материально-технической базы, созданию особых образовательных пространств, формированию кадрового потенциала системы образования.Развитие наукоемких технологий, развертывание высокотехнологичных производств, восстановление и строительство новых промышленных предприятий, центров технологического прорыва по приоритетным направлениям науки и техники – к этому призывают президент страны, видные ученые, представители бизнеса России. Однако без целенаправленной системы воспитания будущих инженеров в сфере общего и дополнительного образования новые идеи воплотить невозможно.В свое время была принята Концепция развития дополнительного образования детей, региональных и муниципальных программ развития технического творчества. Следует признать, на сегодняшний день ее реализация сдерживается рядом существенных факторов. Один из них – недостаточное количество дополнительных образовательных программ, развивающих компетенции в области мехатроники, робототехники, электроники, программирования, в других видах технического творчества.В настоящее время имеется значительный дефицит квалифицированных педагогов, готовых организовать учебный процесс на современном оборудовании с использованием образовательных технологий, популяризирующих инженерные профессии и формирующих инженерно-технические компетенции учащихся. Кроме того, еще недостаточно используются механизмы государственно-частного партнерства для повышения качества, доступности и инвестиционной привлекательности программ общего и дополнительного образования в области инженерно-технической подготовки и технического творчества.В устранении этих факторов сегодня заинтересованы все: государство, общество, образование, бизнес. Пришло время налаживания эффективных партнерских отношений с общественными организациями и бизнес-сообществами. Они, безусловно, укрепят и повысят эффективность дополнительного образования, добавив ему новые уникальные ресурсы и возможности.Одним из видов партнерского взаимодействия является Педагогический STEM-парк. Его открытие состоялось 7 февраля в Московском городском педагогическом университете на базе Института математики, информатики и естественных наук. Было много гостей из Москвы и регионов страны: студенты, преподаватели, разработчики уникального оборудования, ученые, работающие в области высоких технологий.Ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил, что главная задача центра – научить школьников ориентироваться в выборе инженерных специальностей. Ее можно решить благодаря труду высококлассных специалистов, новой высокотехнологичной среде, постоянно обновляемой экспериментальной базе.Этот уникальный технологический парк создавался и реализуется в рамках государственно-частного партнерского взаимодействия МГПУ и Ассоциации участников рынка арт-индустрии. Научный руководитель социально-образовательных проектов профессор Наталья Михайлова подчеркнула, что STEM-парк наполнен новым, только что созданным оборудованием – от технических устройств до программного обеспечения, причем отечественного производства. Проект курируется Ассоциацией Гильдии индустрии учебной мехатроники, робототехники и других видов технического творчества.В чем же суть проекта? Почему сегодня крайне необходимо партнерское взаимодействие педагогического сообщества, производителей и поставщиков современного учебного оборудования? Причин тому несколько.Во-первых, партнерство способствует опережающему обучению и высокой практико-ориентированной направленности занятий как в высшем образовании, так и в системе повышения квалификации действующих педагогов.Оно обеспечивает постоянное обновление и развитие материально-технической и методической базы образовательного процесса. С его помощью инновации входят в практику работы школ и вузов быстро и массово. Взаимовыгодное партнерство – это создание наиболее благоприятных условий для реализации синергетического эффекта в поступательном движении всех участников проекта.Партнерский проект позволяет реализовать целый ряд особенностей при организации обучения будущих и действующих педагогов. В течение года МГПУ планирует предоставить новый образовательный ресурс тысячам педагогов Москвы, регионов России и стран ближайшего зарубежья, в том числе в дистанционном режиме.Гибкая система поможет каждому педагогу подобрать для себя не только комплект практических обучающих модулей, но и создать свой индивидуальный образовательный маршрут. Накопительная система и постоянно обновляемый перечень предлагаемых модулей способствуют наращиванию образовательного потенциала обучающихся – школьников, студентов, магистрантов, педагогов. Она дает возможность ознакомиться с последними продуктами партнеров, а опережающая подготовка повышает конкурентоспособность специалиста и образовательной организации в быстро меняющемся мире.Современным педагогам важно знать, какие продукты предлагают разработчики нового оборудования и средств обучения. У учителя должно быть право осознанного выбора того предложения, которое повысит качество реализуемой программы, поможет открыть совершенно новое направление обучения. В свою очередь взаимовыгодное партнерство – одно из условий грамотного планирования закупок, оптимизации бюджетных затрат на обновление программного поля и материально-технической базы образовательного учреждения.Еще одной важной особенностью проекта является привлечение разработчиков и производителей современного оборудования к организации учебного процесса. Кто, как не они, лучше всего расскажет о сложных технических решениях. Они представят разработки и предложения, позволяющие использовать оборудование для создания новых образовательных продуктов. А ведь все это служит основой развития и наращивания потенциала материально-технической базы образовательной организации. Следует учитывать, что без прямого контакта с производителем неизбежен риск быстрого морального износа закупленного оборудования.Группа компаний ЗАО «Дидактические Системы», ООО «Брейн Девелопмент», ООО «Экзамен-Технолаб», ЗАО «Храпуновский инструментальный завод», ООО «ГИГО», АйТи агентство ОС3 и ООО «Интеллект Спорт Образование» стали первыми участниками совместного с МГПУ проекта. Они полны решимости наращивать сотрудничество, необходимое действующим и будущим педагогам. А еще оно будет способствовать и собственному развитию высокотехнологичных компаний, ведь прогресс не стоит на месте.Педагогический STEM-парк открылся в Москве. У него многообещающее будущее. В практическом опыте, ресурсах, технологиях, которые предлагает уникальный центр, заинтересованы организации высшего и дополнительного профессионального образования как в регионах России, так и в странах ближнего зарубежья. Рыцари новых технологий – школьники, студенты, магистранты, учителя – готовы осваивать новые образовательные пространства, двигаясь по трудному пути развития и самосовершенствования.
Комментарии