search
main
0

Рыцари морских глубин

Среди разнообразных профессий, которые юноши могут приобрести во время военной службы, есть особенная – водолаз. Очевидно, далеко не все знают о ее истории и сегодняшнем дне, о том, где и как готовят рыцарей морских глубин. Об этом рассказывает наш постоянный автор, побывавший в старейшей на планете школе водолазов Российского Военно-Морского Флота.

Испокон веку

Еще в древние времена на Руси, чтобы незаметно для врага преодолеть реку, озеро под водой, использовали в качестве дыхательной трубки тростник. В начале XVII века водолазное занятие стало профессией. В документах «Тяжебных» (судебных) дел упоминается что в патриаршем ведомстве использовали водолазов при некоторых хозяйственных работах, в том числе на загородях, при установке решеток на речках, протоках в устье Волги для ловли рыбы, когда она шла на нерест.

Известно упоминание 1720 г. о крестьянине-самоучке Ефиме Никонове, который изобрел потаенное судно (подводную лодку) и костюм для водолаза в виде кожаного шлема с окошками для глаз. А в 1729 г. появился первый в России научный доклад «О водолазах». В нем говорилось: «Чего ради для избавления водолазов от всякого опасения, и при том для должайшего содержания их в воде, уже различные способы о том предложены были… Для отвращения таких трудностей выдуман водолазный колокол, помочью которого человек в нарочитую глубину опущен быть и там тем долее сидеть, чем больше колокол есть… Водолаз стоит под колоколом на привязанном к окну ременном подножии, и так в воду спускается, в которое время имеющийся под колоколом воздух с ним вместе на низ идет… И так способом сего колокола может человек в воде так долго без опасения быть, как долго содержащийся в нем воздух к дыханию способен будет, и человек стужу воды… вытерпеть может», – сообщали «Санкт-Петербургские ведомости».

В 1808 г. в Москве по указанию царя была издана книга «О способах, творящих водохождение рек свободное» – перевод книги голландца-инженера Буйэ, изданной в Амстердаме. В ней шла речь «о способах, как извлекать корабли ко дну погруженные или потопленные в море и как спасти товары»: «Для подъема судна в море – если не поднять (вытащить) кабестанами – послать в воду человека в колоколе, слитым из руды, чтобы привязывать и извлекать товары из воды».

На военном флоте

На кораблях военно-морского флота водолазные аппараты начали применяться во второй половине позапрошлого века, когда в соответствии с циркуляром №3 от 1 февраля 1861 г. ими стали обеспечивать все корабли, уходящие в заграничное плавание. В 1878 г. поручик Мамота специально для военных целей сконструировал автономный водолазный аппарат. А через год морской офицер Хотинский разработал проект первого автономного водолазного аппарата с использованием для дыхания кислорода.

В России в июле 1871 г. было организованно «Общество подания помощи при кораблекрушениях» (позже – «Общество спасения на водах»). Его цели: спасение людей, гибнувших на водах, принятие мер к предупреждению гибели на водах людей и судов и устранению причин такой гибели. Для их достижения общество устроило и содержало спасательные учреждения, изучало морские, озерные и речные местности России.

В отчете морского ведомства за 1879-1883 гг. генерал-адмирала Алексеева говорится: «В последние годы, в особенности с развитием минного дела, начал ощущаться в составе судовых команд недостаток нижних чинов, подготовленных к работе под водой. В водолазном деле начали появляться новые усовершенствованные приборы, правильное обращение, с которыми потребует особой научной подготовки, а поэтому необходимо иметь специальных офицеров, могущих не только руководить водолазами, но и применять новые, более совершенные приборы и приспособления водолазной техники».

С этой целью была организована особая водолазная школа в Кронштадте. Она в виду близкой связи водолазного дела с минным, подчинялась заведующему минной частью на флоте. Теоретическая подготовка проводилась в зимнее время, а практические спуски летом. Впервые в России правила водолазной службы были разработаны преподавателями школы под руководством её начальника капитана 2 ранга Бурачека и объявлены циркуляром Главного морского штаба в 1886 г. как «Правила обращения с водолазными аппаратами и о технических обязанностях водолазов и правила ухода за заболевшими водолазами при водолазных работах».

В конце XIX века ученики водолазной школы погружались на глубины до 55 метров и отрабатывали практические задания. Преподаватели школы написали пособия и учебники по водолазному делу и медицинскому обеспечению.

В 1906 г. в русском флоте были приняты меры укрепления кадрового состава, для водолазов учреждены первые специальные звания: водолазный офицер 1-го и 2-го разрядов, водолаз-квартирмейстер, водолазный кондуктор и др.

Врач школы Шидловский в начале XX века изобрел несколько вариантов травящих клапанов для водолазного скафандра. Другой специалист Колбасьев разработал водолазную помпу, подводный электрический светильник, подводный телефон, которые очень долгое время были лучше и надежнее зарубежных образцов. Водолазы школы не раз участвовали в Международных выставках, завоевывали различные медали, почетные дипломы.

На протяжении всего XX века наши водолазы удивляли весь мир своими рекордами и разработками для выполнения подводных работ на глубинах до 500 метров в специальном водолазном снаряжении. Достижения российских водолазов опережали показатели зарубежных покорителей морских глубин либо были на уровне мировых результатов. Следует отметить, что приоритеты водолазов России обусловлены специализированной школой, готовящей квалифицированные кадры, высоким научным уровнем исследований по физиологии подводных погружений, тесно связанных с научно-техническими решениями из многих областей знаний, таких как физика, химия, математика, материаловедения, машиностроения и другие.

У всех еще живы воспоминания, связанные с гибелью атомной подводной лодкой «Курск» и подъемом затонувшей субмарины. Наши водолазы выполнили эту беспрецедентную операцию с присущим им профессионализмом. Такие ситуации, конечно, встречаются редко, но и в повседневной работе военных водолазов всегда есть риск и отвага.

Старейшая на планете

Этой профессии молодых ребят, проходящих службу в Российском Военно-Морском Флоте, обучают в старейшей на планете Севастопольской школе водолазов, которая была долгое время единственной в мире. Ей недавно исполнился 121 год. В ней долгое время обучались водолазному делу не только наши соотечественники, но и иностранцы.

Попасть в школу водолазов непросто. Многие моряки пишут рапорта, просят направить их туда. Но не всем удается стать курсантом школы. Там особые требования не только к физическому здоровью, но и к психическому. Порой пришедший в школу курсант не умеет плавать. Но главное, чтобы человек всей душой хотел стать водолазом. Кстати, глубоководнику совсем не обязательно уметь плавать, он должен ходить по дну. А сделать первые шаги на глубине гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Вспомните закон Архимеда, чтобы представить, что на дне на водолаза воздействует сразу множество сил.

В водолазном костюме человек напоминает космонавта. Даже одеть на себя десятки килограммов (точнее около 90) непросто. А ведь в этом облачении рыцарям глубин приходится еще и работать, выполнять специфические задачи, которые и на земле не всем под силу. Военные водолазы проводят под водой осмотр корпусов кораблей и подводных лодок, инженерных сооружений, а если надо, делают и возможный в этих условиях ремонт.

Есть и водолазы, которые решают боевые задачи. Это боевые пловцы. После окончания школы у наиболее отличившихся курсантов есть шанс попасть в отряд противодействия подводным диверсионным силам противника. В него направляют тех, кто на протяжении всей учебы, которая длится 6 месяцев, показал себя наиболее подготовленным физически и морально-психологически, волевым.

А как готовят подводных бойцов? После того как курсант прошел базовый курс обучения, выдержал всевозможные отборы и тестирования, его допускают к освоению искусства боевого пловца. Это огромный и напряженный труд для самих ребят и их наставников-офицеров, которые передают им свои знания и навыки. Курсанты досконально изучают подводное снаряжение, виды подводного оружия, учатся отыскивать, классифицировать и уничтожать подводные диверсионные средства противника. На подводном полигоне учатся стрелять по мишеням, отрабатывают технику работы ножом в подводной схватке и многое другое. Летом подводные спуски проводятся ежедневно, зимой немного реже. За время учебы в водолазной школе, ребята становятся знающими и умеющими специалистами водолазного дела с подводным стажем более 100 часов.

Впрочем, у водолазов под водой хватает противников и без диверсантов. Это глубина и холод, давление, подводная тьма и кессонная болезнь. Бороться с самим собой и природой необходимо уметь каждому глубоководнику, особенно если ты боевой пловец. От владения всеми секретами и тонкостями водолазного дела может зависеть не только выполнение задачи, но порой даже и жизнь самого водолаза и чужая. И всему этому учат в школе. Насколько основательно? Как говорят специалисты, американские морские котики по сравнению с нашими подводными бойцами «просто отдыхают». Ведь у них все за деньги, а у нас на энтузиазме, мечте, увлеченности, светлой вере в романтику морских будней, признались мне ребята, благодаря чему и выживает та же школа водолазов, как и наш Военно-Морской Флот.

А еще за время службы на флоте молодой человек получает уникальную специальность, которая будет кормить его всю оставшуюся жизнь. «На гражданке» молодого специалиста, полностью подготовленного ко всем видам подводных работ, просто-напросто заваливают предложениями, приглашениями на работу. Как правило, в спасательные службы, на строительство портовых сооружений и буровых на море.

Владимир ДРОБЫШЕВСКИЙ, курсант Военного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте