Что поможет сохранить и укрепить здоровье детей? Комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, объединение усилий медицинской, социальной служб, учителей физического воспитания и всех работников школы.
Психологами, врачами установлено, что если ребенок чувствует себя плохо в школе, налицо один из симптомов переутомления. Чтобы этого не случилось, необходимо использовать «хитрые» приемы, которые снимут напряжение.
Самые простейшие из них – так называемые физкультминутки, которые помогают ученику отдохнуть, а затем снова включиться в работу.
Для малышей с 1-го по 5-й класс подходят любые забавные стишки или куплеты:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Шейку моет, щечки трет.
Убирает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5, хомка сильным хочет стать!
Для старшеклассников можно предложить иной вид физкультминуток. По канонам восточной медицины на кончиках пальцев рук есть точки, управляющие различными функциями нашего организма. Раздражая их (массируя), мы позволяем энергии плавно течь по меридианам нашего организма, даем работу мозгу, омолаживаем его, выводим шлаки, восстанавливаем душевные силы и равновесие.
Сконцентрировать внимание, снять усталость, вернуть душевное спокойствие помогают простые упражнения:
1. Поочередный массаж всех пальцев рук: вначале левой, затем правой, особое внимание мизинцу.
2. Растираем ладони до теплоты и переносим энергию на лицо, как бы умываясь ею.
Эффектным способом, позволяющим на уроке расслабиться и отдохнуть за 1,5-2 минуты, может быть тихая музыка с шумами (плеск волн, крики чаек, звук прибоя и т.д.).
Стараюсь включать в структуру занятий:
1. Различные психологические упражнения, логические загадки, беседы и т.д. Так, в 6-м классе при изучении системы кровообращения мы говорим об иммунитете. Очень эффективно сравнение нашего иммунитета с рыцарскими доспехами и щитом. Отталкиваясь от этого сравнения, мы создадим образное видение темы, вырабатываем стойкое представление о том, как можно его усилить, а как ослабить.
2. Новые представления помогают формировать творческие этюды, элементы психодрамы. Например, продолжая тему о рыцарях и доспехах, можно использовать «Балладу о Фагоците и Лимфоците».
«Жили-были два рыцаря, Фагоцит и Лимфоцит. Когда на страну напали враги, рыцари смогли им дать отпор. Лимфоцит набрасывал на врагов сеть, а Фагоцит – уничтожал их. Когда враги были побеждены, братья-рыцари отправились в дальние страны, оставив своих учеников. Когда враги вновь попытались напасть, ученики воспользовались советами своих учителей и легко победили неприятеля».
Клетки человеческого организма, фагоциты и лимфоциты, уничтожают попавшие в организм чужеродные белки. Скопления погибших фагоцитов образуют гной, который уничтожают сами фагоциты. Когда «враги» (чужеродные белки) попадают в организм снова, защитные антитела образуются уже быстрее. Это называется иммунологической памятью. Можно сделать вывод, что иммунитет может ослабляться и усиливаться.
3. Для отработки личной стратегии поведения предлагаются аукционы идей. Например, вместе с классом вырабатываем правила здорового образа жизни, укрепляющие иммунитет.
4. Для осмысливания полученного опыта, рефлексии использую задания типа: продолжи фразу «Чтобы укрепить иммунитет, мне особенно необходимо…», «Наиболее стойкий иммунитет у людей, которые…».
Домашние задания зачастую требуют участия родителей.
В результате у детей формируется четкое представление о том, что здоровье человека связано с его личной ответственностью за свое самочувствие, что здоровье – это благополучие, которое завоевывается.
Татьяна ЯРАНЦЕВА, учитель биологии Суслонгерской СШ Звениговского района, Республики Марий Эл
Комментарии