Для педагогического сообщества Томской области конец минувшего года ознаменовался уникальным событием. В ноябре-декабре по инициативе областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Департамента общего образования и территориальной организации профсоюза впервые в регионе и, пожалуй, в России проходил конкурс для педагогов-мужчин «Рыцарь в образовании». Чем мужчины заслужили такую привилегию? Ответ очевиден: во-первых, представителей сильного пола в образовании значительное меньшинство, и привлекать их в школы необходимо. Во-вторых, педагогам-мужчинам легче соревноваться в «своей весовой категории», ведь настоящему рыцарю «сражаться» с женщинами как-то неловко – так и хочется «пропустить даму вперед». Главными целями «рыцарского состязания» стали выявление талантливых педагогов-мужчин, их поддержка и поощрение; повышение престижа учительского труда; распространение педагогического опыта лучших учителей Томской области.
В заочном этапе конкурса приняли участие 32 педагога из разных городов и районов области, которые представили на суд жюри портфолио, статью-рассуждение «Рыцарь – а что же это значит?» и конспект урока или учебного занятия. Средний возраст участников составил 39 лет, самому молодому едва исполнилось 24, а самому опытному – 64 года.Заочный этап выявил 11 сильнейших педагогов, которым предстояло состязание «с открытым забралом», то есть очный тур.Итак, кто же вышел на заключительное «ристалище» состязаться за почетное звание «Рыцарь в образовании» Томской области?Евгений ГРИЩЕНКО, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе вечерней (сменной) школы №4 Томска. Стаж педагогической деятельности – 8 лет. Евгений Владимирович уделяет большое внимание повышению эффективности образовательного процесса, широко использует методы дифференцированного обучения, активно внедряет в практику ИКТ, современные инновационные разработки. В своем образовательном учреждении Евгений возглавляет методическое объединение классных руководителей, регулярно проводит открытые уроки для коллег из других учебных заведений города. Его профессиональные ценности – увлеченность своим делом, усердие, терпение, умение «глаголом жечь сердца учеников». А кумир в профессии – мама Нина Ивановна Грищенко, отличник народного просвещения, ветеран педагогического труда.Вадим ИЛЬИН, педагог дополнительного образования, тренер секции греко-римской борьбы Тегульдетской детско-юношеской спортивной школы. Педагогический стаж – 8 лет. За время работы Вадим Анатольевич воспитал трех кандидатов в мастера спорта, 12 его воспитанников получили 1-й и 2-й разряд по греко-римской борьбе, один из подопечных занял 3-е место в международном турнире. Выпускник Вадима Анатольевича сегодня обучается в школе олимпийского резерва в Новосибирске. По инициативе Вадима Ильина ежегодно проходит традиционный областной турнир по греко-римской борьбе, посвященный воинам-тегульдетцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.Алексей КОРОБКИН, преподаватель физической культуры Кисловской средней школы Томского района. Стаж – 21 год. Алексей Алексеевич – педагог, активно пропагандирующий красоту спорта, здоровье и силу. Учит своих воспитанников быть стойкими в достижении поставленной цели. Ученики Алексея Коробкина – неоднократные победители областных соревнований по русской лапте, победители и призеры Первенства России по русской лапте среди девушек в 2010-2011 учебном году. Под его руководством были реализованы школьные проекты, направленные на приобщение подростков к здоровому образу жизни. Как участник областной программы «Дворовый тренер» Алексей Алексеевич работает инструктором по спортивно-массовой работе Заречного сельского поселения. Награжден грамотами Департамента общего образования Томской области, Министерства образования и науки РФ.Алексей КРАСНЫЙ, учитель истории и обществознания, основ религиозных культур и светской этики средней школы №84 Северска. Придя в школу два года назад, Алексей Геннадьевич сразу проявил себя как яркий, творческий молодой учитель, стремящийся постоянно повышать свой профессиональный уровень. Работает в тесном сотрудничестве с опытными коллегами, другими специалистами системы образования, родителями. Обладая даром убеждения, он способен вовлечь ребят в творческий процесс. Разработал программу дискуссионного клуба для подростков «Время перемен, время жить». Подкупает желание Алексея Геннадьевича работать в школе, с детьми.Василий ОМЕЛЬЧЕНКО, тренер-преподаватель, директор детско-юношеской спортивной школы села Парабель. В системе образования района работает 17 лет. Молодой перспективный учитель физической культуры возглавил школу в 23 года. Под его руководством в учреждении были открыты новые направления: пауэрлифтинг (силовое троеборье), футбол, хоккей, что позволило привлечь в спортшколу много новых воспитанников, в том числе и подростков «группы риска». Василий Викторович – победитель областного конкурса «Лидер в образовании-2009», эффективно сочетает управленческую деятельность с тренерской работой. Главное его увлечение – пауэрлифтинг. Василий Омельченко – мастер спорта международного класса, абсолютный двукратный чемпион Сибири, входит в пятерку сильнейших спортсменов России по пауэрлифтингу. Самое значимое достижение в его спортивной карьере – бронзовая медаль на чемпионате Европы в Чехии (2011 год). Василий Викторович Омельченко – достойный пример для подрастающего поколения и истинный патриот своей малой Родины – села Парабель.Константин САМОДУРОВ, учитель истории и обществознания вечерней (сменной) школы №9 города Асино. Стаж педагогической деятельности – 10 лет. Константин Васильевич применяет в своей деятельности современные педагогические технологии, активно привлекает школьников к изучению истории родного края. Под его руководством ученики принимают участие в заочных олимпиадах по предмету, занимаются исследовательской работой, в том числе проводят изыскания в Асиновском краеведческом музее.Сам педагог на протяжении многих лет увлекается историей экслибриса (книжных знаков), возглавляет Асиновский клуб «Экслибрис». Исследовательские работы Константина Васильевича Самодурова опубликованы в областных и всероссийских искусствоведческих изданиях.Александр СЕРГЕЕВ, учитель физической культуры кожевниковской средней школы №1. Педагогический стаж – 5 лет. Александр Владимирович – чемпион Кожевниковского района по пулевой стрельбе, победитель районных соревнований «Лыжня России». На соревнованиях областного уровня его воспитанники являются обладателями призовых мест в многоборье, баскетболе, настольном теннисе, лыжных гонках, волейболе, мини-футболе. Состав сборной команды в 2010-2011 году дважды принял участие во Всероссийских соревнованиях по юнифайд-футболу на кубок Российского футбольного союза в Санкт-Петербурге, где ребята заняли 1-е место. А на Всероссийских соревнованиях в Йошкар-Оле воспитанники Александра Владимировича завоевали 6 призовых мест по плаванию в разных дистанциях.Олег СЛИВА, учитель истории и обществознания Бакчарской средней школы. Педагогический стаж – 25 лет. По инициативе Олега Владимировича в школе создан музей боевой славы, который стал центром, работающим не только для детей, родителей, но и всех жителей села, не раз был отмечен дипломами и грамотами на областных смотрах-конкурсах. Олег Владимирович – автор и создатель фильма «Воинская доблесть бакчарцев», который на областном конкурсе видеофильмов занял 1-е место. Разработал и использует интерактивные пособия для самостоятельной работы учащихся. Олег Слива – победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках национального проекта «Образование» (2007 год), победитель областного конкурса «Человек года» в номинации «Учитель года-2008», лауреат премии губернатора Томской области в 2010 году.Олег СТРЮК, учитель физической культуры средней школы №4 городского округа Стрежевой, тренер школьных спортивных секций «Волейбол», «Атлетическая гимнастика», руководитель патриотического военно-спортивного клуба «Защита». Стаж педагогической деятельности – 20 лет. Своей главной педагогической задачей Олег Витальевич давно определил создание условий для формирования в подростках качеств гражданина и патриота. «Меняются политические режимы, экономические системы, а Родина остается. И я хочу, чтобы слово «Родина» дети всегда писали с заглавной буквы и ощущали душевный трепет при поднятии флага России, при исполнении нашего гимна». Пятый год под руководством Олега Витальевич в школе работает клуб «Защита». Это и практические и теоретические занятия, где ребята получают знания и навыки физической подготовки, и походы по родным местам, и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, выпускниками, вернувшимися из армии.Олег Витальевич награжден почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и администрации Томской области. В 2009 году стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование». Он во всем подает пример своим ученикам, являясь победителем кубка города по лыжным гонкам, открытого первенства города по полиатлону (комплексному спортивному многоборью), городского осеннего легкоатлетического кросса. Его достижения занесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».Василий ТИМОШИН, педагог по актерскому мастерству Центра дополнительного образования села Первомайское. Педагогический стаж – 17 лет. Василий Геннадьевич – основатель кавээновского движения в Первомайском районе, активный участник профессиональных конкурсов. В 2006 году его образовательная программа была признана лучшей на областном этапе Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», а ряд его методических пособий широко используется в образовательных учреждениях района. Василий Тимошин – солист фольклорного и эстрадного вокального ансамблей, широко известных в Томской области и за ее пределами. Лауреат областного конкурса исполнителей солдатской песни, победитель межрайонного конкурса «Сибирью очарованный» в номинации «Художественное слово». Награжден грамотами Департамента общего образования и Департамента по культуре Томской области.Николай ШАПОВАЛОВ, педагог дополнительного образования, руководитель студии школьного телевидения «Объектив», кружка правоведения «Весы Фемиды» Дома детского творчества села Кривошеино. Стаж педагогической деятельности – 6 лет. Николай Владимирович – активный участник проектов по работе с детьми-инвалидами, которые реализуются на средства грантов. Это и международный проект «Служба «Дельфин», и областной проект «Мы вместе». Кроме того, Николай Владимирович – руководитель грантового проекта по организации досуга детей, который в 2010-2011 году успешно реализовал вместе со своей командой, организатор Всероссийской акции «Свеча памяти» в районе, куратор федерального проекта «Наша общая Победа».Заключительная часть «рыцарского турнира» состоялась в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Каждый претендент представлял на суд жюри короткий – на 15 минут – мастер-класс, презентуя свою методику преподавания, и ответил на вопросы жюри.Лауреатами конкурса были признаны Василий Тимошин, Алексей Коробкин и Василий Омельченко. А главный приз конкурса – статуэтку «Рыцарь на коне» – и звание абсолютного победителя завоевал Евгений Грищенко, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе вечерней (сменной) школы №4 Томска. Завершилось торжество интереснейшей концертной программой для всех участников, болельщиков и зрителей конкурса «Рыцарь в образовании-2011».Сразу же после оглашения имени победителя к нему бросились журналисты с просьбой рассказать о себе. Евгений Грищенко не отказал «просителям» и через пару минут разговора выяснилось: он преподает русский язык и литературу… в исправительной колонии.- Я родился в Югре, в Томск приехал учиться, окончил филологический факультет ТГУ, – рассказывает Евгений. – Сразу после получения диплома устроился учителем в исправительную колонию №4, стал заместителем директора по учебной работе. Конечно же, школа нестандартная, ученики нестандартные, сам урок уже подпадает под определение «сложная ситуация». Сидящие в классе люди – разновозрастные взрослые с разными образовательными пробелами. Поэтому моя цель не столько дать «образовательный стандарт», сколько создать на занятии особую атмосферу общения, чтобы никто не чувствовал себя ущербным, угнетенным.По опыту могу сказать: безнадежно тупых учеников не бывает. Достаточно посидеть с самым неуспевающим после уроков, уделить ему больше времени, чем остальным, – и можно достичь определенных успехов.Конечно, как и большинству школьных учителей, мне регулярно приходится выслушивать вопрос: «А зачем мне все это нужно? Почему я должен читать?» Ответом на него я задался с первого года работы. Один из моих главных аргументов: «Человеческий мозг нуждается в деятельности, как и мышцы. Здесь, в школе, разрабатывается творческое мышление, развивается память, расширяется кругозор. Любите всякие кроссворды-сканворды? Вот и к учебе относитесь так же».Взрослых, конечно, труднее приохотить к чтению, чем детей. Обычный человек приходит домой, включает телевизор, выключает мозг. И только нестандартная ситуация – отсутствие «ящика» – возвращает его к старой доброй книге как к источнику интеллектуальной пищи.Голод по классике у наших учеников есть. Востребованы Достоевский, Толстой, Булгаков. Из современных писателей я рекомендую Пелевина, Маканина, Гришковца… Про Маринину даже не спрашивают, сами где-то ее находят! Однажды – не поверите! – один осужденный попросил принести почитать «Улисса» Джойса. Даже если человек хотел просто произвести впечатление – получилось сильно!У некоторых осужденных просыпается тяга к литературному творчеству: пишут стихи, рассказы, участвуют в конкурсах. В прошлом году у нас прошел конкурс сочинений «День, который мне запомнился больше всего». Смеетесь? Ну да, многие сказали: «Это был день, когда мне объявили приговор». Но победил человек, описавший свою жизнь в лесной сторожке: как все лето наблюдал за семейством лосей, как переживал за рождение лосенка…Евгений Грищенко не собирается покидать своих сложных учеников, но мечтает преподавать и в общеобразовательной школе:- Подумываю, если нагрузка, конечно, позволит, взять несколько часов литературы и русского в старшем классе обычной школы. Исключительно для пополнения опыта!Надеемся, что все мечты победителя сбудутся. Как сбудутся и надежды на то, что отечественное образование будет пополняться так необходимыми ему рыцарями – педагогами-мужчинами.Хочется верить, что следующий конкурс «Рыцарь в образовании» соберет представителей не только Томской области, но и всего Сибирского федерального округа. И кто знает, может быть не за горами конкурс «Рыцарь образования России»?Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и лично старшего преподавателя ТОИПКРО Владимира Ефремова.Рыцарь (от нем. Ritter, первоначально – всадник) – тяжеловооруженный конный воин, также представитель средневекового военно-дворянского сословия. Иносказательно в русском языке – самоотверженный, великодушный и благородный человек, лучший, честный служитель чего-либо на каком-нибудь поприще. (Свободная русская энциклопедия «Традиция»)
Комментарии