search
main
0

Рыцарь Петька поколения next. Любовь – главное начало русской культуры

Они не просто обычные мальчишки и девчонки. У них есть тайна. Они учатся проникать в другие души, примерять на себя их горе и счастье, а не только костюмы разных эпох. Это заставляет их бледнеть от муки в образе жены-декабристки, пожертвовавшей для мужа всем, сиять глазищами в роли влюбленной барышни и гордо распрямлять плечи в образе рыцаря плаща и шпаги. И пусть большинство из них не станут новыми Иннокентием Смоктуновским или Инной Чуриковой, благодаря театру они узнают, почувствуют и поймут этот сложный, многоликий мир куда лучше, чем их сверстники. Что и доказал в очередной раз уже XVIII Московский международный фестиваль школьных театров «Русская драма».

«УГ», выступившая информационным партнером фестиваля, не раз писала об этом крупнейшем и авторитетном форуме для энтузиастов детского театра, который проводит Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Наверное, такого охвата нет больше нигде: в этом году на участие в «Русской драме» претендовали 160 детских коллективов из России и стран зарубежья. И такого качественного отбора тоже – после просмотра и обсуждения видеозаписей спектаклей были выбраны 13 действительно лучших театральных коллективов школ, учреждений дополнительного образования и культуры страны.Об особенностях и принципах фестиваля мы расспросили его отца-основателя – заслуженного деятеля искусств России Михаила Щепенко.- Мы не меняем девиз «Береги честь смолоду» с первого фестиваля, посвященного Пушкину, – рассказал Михаил Григорьевич. – Наш фестиваль задумывался как некий протест против вестернизации нашей жизни, как утверждение национальной культуры. Ведь если ее ценности пройдут мимо души ребенка, там поселятся другие – игромания и прочие мании. Но одного этого понимания в театре мало. Даже самая лучшая идея без убедительной художественной формы ничего, кроме скуки, не вызовет. А значит, мы добьемся противоположного результата. Как быть убедительным и в плане идейном, и эстетическом? Мы к этому стремимся. Нам важно, что «Русскую драму» поддерживают видные деятели культуры, в жюри у нас неизменно высококлассные специалисты (в этом году туда вошли заслуженная артистка РФ Валерия Полякова, театровед Елена Стрельцова, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров и многие другие). Участников фестиваля приветствовали Александр Калягин, Никита Михалков, прошли творческие встречи с Николаем Бурляевым, Ольгой Прокофьевой, с вашим покорным слугой. А для взрослых есть творческая лаборатория, в которой могут участвовать режиссеры любых детских театров, в том числе не вошедших в программу фестиваля. На ней мы подробно разбираем и анализируем все наши спектакли. Потом мы видим по отдельным коллективам, что они работали над своими проблемами, может быть, мучились, ведь создание спектакля – как рождение ребенка, происходит в муках, но результатом может быть чудо.Это чудо я увидела во время фестивальных показов на сцене Российской государственной детской библиотеки….Затемненную сцену, как призрачные тени, одна за другой заполняют бледные девы в строгих белых блузках и юбках в пол. Вскоре ты понимаешь, что это воплощения одной и той же женщины – Марии Волконской, декабристки, героини поэмы Некрасова «Русские женщины», на которой и основан спектакль «Ты сердца единый избранник» «Поэтического театра» гимназии №17 Перми. Режиссер Елена Мальцева нашла действительно оригинальное решение: разные проявления Волконской – дочери, невесты, жены, матери, пожилой женщины – играют разные девушки. Каждая привносит что-то свое: дочь – трогательность юности, жена – недоумение от своего странного брака (Мария Николаевна едва знала князя Сергея Волконского, когда выходила замуж, и жила с ним до ареста совсем недолго)… И однако она едет за мужем на каторгу в Сибирь, оставив грудного ребенка, который вскоре без нее умрет. Эта сцена принятия решения стала одной из самых драматичных в спектакле. Видно было, что юной актрисе нелегко дается это эмоциональное напряжение. Как призналась она потом за кулисами, каждый раз на сцене она с трудом произносит слова из-за спазма в горле.- Я же переживаю этот страшный выбор между сыном и мужем, – пояснила 10-классница Даша Николаева, которая собирается вовсе не в актрисы, а в медики. – Вообще мы с девочками сначала плакали на репетициях, теперь играем так, чтобы плакали зрители.Мальчики, кстати сказать, тоже были хороши – как непринужденно они вальсировали с избранницами, как по-мужски неотразимо пели романс на стихи Дениса Давыдова «Не пробуждай»!Но если уж говорить про чудеса перевоплощения и азарт существования на сцене, то по мне, так круче детского театра-студии «Мистерия» при Дворце творчества детей и молодежи из Твери не было. Режиссер абсолютно по-новому разыграла историю пьесы Александра Кузнецова и Инны Туманян «Когда я стану великаном». Запоминающимся получился не только любовный треугольник, который все так же осеняет носатая тень Сирано де Бержерака из поэмы Ростана, из восьмиклассника Петьки Копейкина, красавицы Маши Горошкиной и ее возлюбленного, но и не менее яркое школьное окружение героев. Как живут все эти колоритные персонажи на сцене – от строптивой козявки из младших классов до одноклассников Пети, готовых артистически сорвать любой урок, как феерически поют и танцуют!А главное – верят в то, что делают, как Арина Осипова, чья тоненькая Маша Горошкина освещала своей любовью, кажется, весь зал.- Театр – это, правда, моя жизнь, – говорит девочка. – Меня в 2,5 года привела в студию мама, которая сама когда-то ходила сюда.Дело в том, что тверскому детскому театру «Мистерия» в следующем году стукнет уже 30 лет, и там подходят к делу по гамбургскому счету. Ребятам здесь преподают дисциплины, которым учат в театральных институтах: мастерство актера, сцендвижение, хореографию, вокал, сценическую речь, сценбой (их фехтование – отдельное наслаждение, из-за них, кстати, на Всероссийском фестивале по арт-фехтованию среди театральных вузов собираются ввести специальную детскую номинацию). Создатель и худрук студии – харизматичная выпускница Щепкинского училища, ныне почетный работник образования РФ Светлана Исаева. Практически все ее помощники-педагоги – выпускники той же «Мистерии». В театре 200 человек, и они с легкостью покоряют публику и берут призы всевозможных фестивалей, российских и зарубежных. Но первые, если честно, уважают куда больше.- Вы знаете, взять Гран-при в Европе довольно просто – с российской театральной школой мало кто может конкурировать, – призналась нам Светлана Витальевна. – А вот в России победить тяжелее… Я горжусь тем, что мы дважды бронзовые призеры Молодежных дельфийских игр России, где мы соревновались с молодежными государственными театрами.- Не трудно ли работать с подростками?- Очень просто! – смеется худрук «Мистерии». – Они же почти с младенчества на сцене и настолько уже профессиональны!Подтверждение тому и 7-классник Артем Якуба, в чьего лопоухого и неуклюжего, но такого остроумного и благородного Копейкина невозможно было не влюбиться. Он, как и Арина, собирается поступать в театральное училище (таких «звездочек» у «Русской драмы» немало). Но ведь не в этом, как и не в наградах победителям (хотя, к слову, все наши юные герои были отмечены независимым детским и юношеским жюри в рамках форума), цель фестиваля.- Искусство часто строится на больных самолюбиях, но наш фестиваль уже создал некое братство, мы культивируем здесь облако любви, а последняя – главное начало русской культуры, – резюмировал Михаил Щепенко. – Станиславский настаивал, что театр – это коллектив единомышленников. И любительский театр даст в этом фору профессиональному. Я вижу это и по детской студии при нашем Театре русской драмы, и по фестивалю. Учебный театр – это сопереживание другим людям, общность душ, дружба, атмосфера, подобная той, что была в Царскосельском лицее…«Русская драма» в цифрах и фактах    За годы существования фестиваля в нем приняли участие более 2500 коллективов, около 4000 детей стали его финалистами.    Более 50 детей получили денежные премии в части государственной поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».    В Международной лаборатории «Русской драмы» для режиссеров театральных коллективов ежегодно проходят стажировку более 50 человек.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте