search
main
0

Рыцарь научной педагогики

К 95-летию Володара Викторовича Краевского

Я недоволен временной пропиской
На этой, в общем, неплохой планете,
И срок прописки подступает близко,
И продлевать не будут на Том Свете.
Ну что поделаешь, когда порядок
Такой мы завели не сами.

В.В.Краевский

Володар КРАЕВСКИЙ

Выдающегося ученого, педагога, академика Российской академии образования Володара Викторовича Краевского (23 июня 1926 – 8 апреля 2010) называли рыцарем педагогической науки, которой он действительно самозабвенно и самоотверженно служил. В.В.Краевский – это эпоха в отечественной и мировой педагогике, один из самых ярких и оригинальных ученых в области методологии педагогики и дидактики. Он был также оригинальным педагогическим мыслителем, ярким публицистом и самобытным поэтом.

 

Путь в науку

Володар Викторович родился 23 июня 1926 года в Самаре в семье партийного работника. Необычное имя получил в честь революционного деятеля В.Володарского (дата рождения Володара Викторовича почти совпадала с датой убийства революционера в 1918 г.).

Его юность и молодость рельефно воплотили в себе черты поколения. В 1938 году его отец был репрессирован за «правотроцкистский уклон» (реабилитирован в 1956 году). Володар в полной мере испытал, что значит быть членом семьи «изменника Родины». Эта тяжелая психологическая травма наложила отпечаток на всю жизнь, что во многом сформировало его ярко выраженное антитоталитарное мировоззрение.

После военного лихолетья с бомбежками в Сталинграде, гибелью друзей, эвакуацией в Казахстан, голодным и бесприютным бытом жизнь постепенно стала налаживаться. С 1950 года по окончании факультета иностранных языков Куйбышевского педагогического института Володар Викторович работал учителем английского языка, затем инспектором-методистом иностранного языка железнодорожных школ.

После окончания аспирантуры Академии педагогических наук РСФСР в 1958-1966 гг. работал редактором методического журнала в издательстве «Просвещение».

 

Культурологическая теория образования

Обращение В.В.Краевского к проблемам обоснования теоретических основ содержания общего среднего образования было профессионально-личностное и сопряжено с его приходом в январе 1966 года на работу в лабораторию дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР.

Подчеркнем, что ученому был присущ философско-методологический подход к рассмотрению педагогических проблем. Безусловно, огромное воздействие на формирование научного облика В.В.Краевского оказало его постоянное и активное участие в деятельности знаменитого Московского методологического кружка под руководством методолога и логика Г.П.Щедровицкого, с которым Володара Викторовича связывала истинная дружба.

Заслугой ученого является то, что он творчески адаптировал подходы к исследованию научного знания к сфере теории содержания образования. В результате в отечественной педагогике отчетливо определилась тенденция развития теории содержания общего образования именно на методологическом уровне. При этом научность связывалась с задачей формирования творческой личности, развитием у нее самостоятельного критического мышления, повышением интеллектуального потенциала.

В результате напряженной исследовательской деятельности коллективом сотрудников лаборатории общих проблем дидактики под руководством Краевского была предложена новаторская культурологическая концепция содержания образования.

Емкую и впечатляющую картину научной атмосферы лаборатории ученый представил в своем, как он характеризовал, «мемуаре» «Следы на песке. Опыт документальной авто­био­гра­фии»: «Атмосфера поиска, существовавшая тогда в Институте общей педагогики, содействовала серьезному к нему отношению. Не нужно было особенно принуждать кого-то работать. Люди сами от себя многого требовали, учились друг у друга. Стремление к самосовершенствованию было чем-то само собой разумеющимся. Заседания редко проходили по протоколу, большей частью они превращались в дискуссии. Каждый был нужен, каждый работал над своим, и все вместе делали общее дело.

Работа шла легко и дружно еще и потому, что цель была доброй – помочь людям стать свободными, научить их думать, раскрыться навстречу миру, всей культуре, а не замыкаться в рамках знания основ наук – важного, но не единственно нужного для достойной жизни».

В целом культурологическая концепция ориентировала педагога на специальную работу по формированию в сознании школьника системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям.

Коллеги уважали Володара Викторовича за многое, прежде всего «за преданность педагогике, ясный ум Ученого, за его истинную интеллигентность. Это был человек высокой культуры, который умел держать внутреннее равновесие и сохранять достоинство любого собеседника. Он был по-настоящему демократичен, но никогда не играл в демократию».

 

Академия для ученых

В 1984-1993 гг. В.В.Краевский заведовал кафедрой педагогики Института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров АПН СССР.

На семинарах, по воспоминаниям слушателей, он говорил тихо, ссылаясь на Гегеля – «науку надо делать в тиши», но его идеи запоминались на всю жизнь. Семинары давали опору для научного исследования, именно с них у многих начинался нравственный отсчет пути в настоящую науку.

В 1993-2004 гг. В.В.Краевский академик-секретарь Отделения философии и теоретической педагогики РАО. Стремление помочь людям, занимающимся наукой, – таким был главный стимул для ученого. Организуемые им заседания всегда проходили в дискуссиях, научных поисках, плодотворно для докладчиков и всех присутствовавших. По выражению бывшего президента РАО Л.А.Вербицкой, «Володар Викторович был открыт для общения всем, кто интересовался проблемами педагогической науки, принципиально боролся с псевдонаукой и различными формами имитации научного познания, попытками использовать науку лишь в целях личной карьеры».

 

Поэт методологии

В.В.Краевский сделал очень много для того, чтобы сохранить «магический кристалл» методологических оснований педагогики как целостной науки, развивающейся в новых социокультурных условиях. Случалось, что, опережая время, Володара Викторовича называли живым классиком, что ему сильно не нравилось. Несмотря на высокие звания и служебные посты, он был поразительно скромным человеком.

Лекции, статьи, книги В.В.Кра­ев­ско­го были проблемными и в то же время гармоничными. Это придавало научному творчеству свое­образную красоту. Его называли поэтом методологии. Он обладал врожденным выдающимся теоретическим и методологическим мышлением философской направленности, высокоразвитой научной рефлексией и саморефлексией. Это позволяло ему осуществлять исследования на высоком научном уровне сложности.

Данная особенность его мышления далеко не всегда находила понимание в научных кругах, где В.В.Краевского, к сожалению, иногда характеризовали как схоласта. Нельзя без внутренней боли читать такие строки Володара Викторовича: «Я был воспитан в неправильных представлениях о том, что заниматься теорией не только трудно и приятно, но и полезно. Однако не проходит дня, чтобы мне не напоминали о моей бесполезности с намеком, уж не зря ли такие получают от государства зарплату. Понятия «теория» и «схоластика», оказывается, взаимозаменяемы, почти синонимы, а «теоретик» – почти ругательство».

 

Школа Краевского

Начиная с 2001 года В.В.Краевский вместе со своими коллегами и учениками возродил семинар-конференцию всероссийского масштаба по методологии педагогики. Было проведено девять сессий семинара, включая последнюю, состоявшуюся в Москве в апреле 2010 года. К ней Володар Викторович тщательно готовился, но ее суждено было проводить уже без него…

По свидетельству участников сессий, В.В.Краевский «сам четко следовал заявленной теме семинара и очень деликатно направлял выступавших к этому. На таких семинарах маститые ученые старалась «выводить в научный свет» своих учеников, где они практиковались в умении выступать, слушать, вести дискуссию, отвечать на неудобные вопросы. Свободное время выступало тоже продолжением бесед и дискуссий и возможностью общаться с ведущими специалистами». Это навсегда запомнилось всем, кто имел счастье видеть и знать Володара Викторовича, учиться у него познанию и вместе с ним мыслить.

Как подчеркивала Л.А.Вербицкая, «с полной уверенностью можно сказать, что Володар Викторович был подвижником в формировании методологического движения педагогов, непревзойденным интеллектуалом и душой всех методологических семинаров, которые стали одним из источников инновационного развития отечественного образования, способствовали его вхождению в мировое образовательное пространство».

 

Последний «зубр»

Столь высокие достижения во всех сферах развития педагогического знания, несомненно, обусловлены характерными интеллектуально-нравственными чертами, неотъемлемо присущими личности Володара Викторовича. Ему были органично свойственны открытость, честность, подлинная система ценностей, свободная от сиюминутных обстоятельств, корыстных или политических интересов. Это был честный и принципиальный человек в большом и малом: поступаться принципами – это не для него!

Безусловна гуманистическая направленность его научного творчества, органично сопряженная с большим интересом и вниманием к общественно-политическим процессам. Настоящий гражданин и патриот, Краевский рельефно выделялся своей демократической направленностью, ярко выраженным неприятием любого возрождения в нашем обществе рецидивов сталинизма.

У Володара Викторовича имелись обширные научные связи по всему миру: он много и охотно общался, люди к нему тянулись. По своим личным качествам он был неустанным тружеником и подвижником педагогической науки, более того, ее верным и искренним рыцарем без страха и упрека, подлинным альтруистом и романтиком и вместе с тем человеком ироничным и самоироничным, с поразительно тонким чувством юмора, у него было парадоксальное мышление в английском стиле. Его юмор надо было распознать.

Талант В.В.Краевского не ограничивался только научной сферой. Он реализовался как оригинальный писатель-эссеист и самобытный поэт. В 2008 году в Санкт-Петербурге увидел свет сборник «Сверху вниз по лестнице». Его стихи – сплав остроумия, сарказма и протеста против лжи и бездарности, против трусости и лицемерия в жизни и в науке. Этим жанром ученый занимался фактически всю жизнь наряду с научным творчеством. А вскоре после его кончины была издана автобиографическая повесть «Следы на песке», представляющая страницы жизни и профессиональной деятельности автора.

В академическом сообществе ученого всегда рельефно выделяло высокое признание приоритетности нравственно-этической основы научно-педагогической деятельности, которую он всеми доступными ему средствами (книги, статьи, выступления, акции) последовательно, принципиально, даже персонально жестко, но, к сожалению, безуспешно отстаивал, особенно в последнее десятилетие своей жизни.

Емко оценила В.В.Краевского Л.А.Вербицкая как «удивительного человека и принципиального ученого, который не просто внес вклад в развитие педагогической теории и практики, а фактически обосновал статус педагогики как самобытной науки, раскрыл своеобразие ее методологии и механизмов влияния педагогического знания на практику образования. Оставленное им творческое наследие, деятельность созданной им научно-педагогической школы, его учеников и последователей в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о непреходящем значении его идей. Будучи нашим современником, он еще при жизни вошел в историю педагогической науки, обеспечив ее самоосознание и подлинно научный статус».

…Про Володара Викторовича писали, что он «последний могиканин российской педагогики». После ухода таких «зубров» с горечью констатируют, что с ними уходит эпоха. По отношению к В.В.Краевскому это, безусловно, правомерное утверждение. С ним навсегда ушла славная эпоха отечественной академической педагогической науки, которую мы так любили и которой вместе преданно служили. Володара Викторовича Краевского очень не хватает в современной педагогической науке, которая сейчас в сложном положении.

Верно написал видный ученый В.В.Сериков: «Его последний приезд в Волгоград состоялся за год до того, как ученый ушел из жизни. На вечере после конференции Краевский читал монолог Гамлета «Быть или не быть?». Читал на английском: «To be or not to be?» И, вспоминая этот вечер, хочется сказать: «Быть!» Быть педагогической науке – мудрой, прогностичной, востребованной! Быть новым принципиальным ученым, которые впитают методологию и мораль этого выдающегося Человека. Я не был его аспирантом или докторантом, но я учился у Краевского. Позавидуйте мне!..»

Вспоминаются строки Давида Самойлова:

Вот и все.
Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло, и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их.
И все разрешено.

 

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо «Учительской газеты»-2020

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте