Важность изучения краеведческого материала очевидна. Без воспитания любви к малой родине нельзя вырастить гражданина и патриота Родины большой. Казалось бы, усвоение учащимися знаний об особенностях своего региона не представляет особых трудностей. Предполагается, что основа этих знаний уже заложена личным опытом знакомства учеников со многими объектами своего края, обилием информации в местных СМИ и т.д.
Однако практика показывает, что зачастую многие дети практически ничего не знают о природе своей местности, с трудом определяют расположение географических объектов на карте.
Моя задача – опираясь на жизненный опыт детей, систематизировать имеющиеся у них знания.
Существует множество форм и методов, позволяющих обеспечивать познавательный интерес школьников к изучаемому материалу. Весьма эффективны, к примеру, игровые формы уроков. Например, изучать тему «Цветы лесной полосы» можно в следующей игре.
Учитель:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если Все: и Я, и Ты —
Если Мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Через беседу подвожу детей к выводу, что цветы нельзя рвать. Для букетов цветы выращивают специально.
Далее мы делимся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя — название цветка из лесов Хакасии. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия.
Команда детей:
Здравствуйте, «цветы»!
Команда «цветов»:
Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена!
Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. Когда все названия отгаданы, команды меняются ролями. Если этот урок проводится весной, то можно разбить возле школы клумбы с перечисляемыми цветами.
Очень нравятся ребятам блиц–турниры, например «Знаете ли вы птиц Хакасии?».
1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
2. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Рябчики, тетерева)
3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи, ласточки)
Проект «Возвращённый лес»
Цель: познакомить ребят с уникальными деревьями (кедр, лиственница, берёза) нашей местности. Составить и решить задачу, сколько тратит каждый ученик бумаги в год. Затем узнать, сколько растёт дерево, прежде чем его можно будет использовать для производства бумаги. И останется решить, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные леса.
Рекомендую также проекты «Деревня будущего – экологически чистая деревня» (этот проект выполняется в тесной связи с другими предметами: трудовое обучение, окружающий мир, изобразительное искусство), «Птичья столовая», «Любимый газон» и т.д.
Задания такого рода развивают воображение и творческую активность учеников, а главное – учат любить свой родной край.
Не менее интересно можно проводить и обобщающие занятия. На уроке русского языка ученики пишут свои первые художественные произведения – сочинения и сказки о природе и природных объектах (на основе впечатлений), например:
Сочинение «Солнце, небо и вода»
Нет ничего в мире лучше и красивее, чем вода, небо и солнце. А если они соединяются, то получается необыкновенное чудо, а на душе сразу становится легко, весело, даже хочется петь. И это чудо происходит тогда, когда начинаешь понимать природу.
Летом мы ездили в Красноярск. Было жарко. Я устала. Мне надоела бесконечная знойная степь.
Близился вечер. Я уже не смотрела из окна машины. Вот еще один поворот. Я подняла голову. Мое сердце упало куда-то вниз и на миг остановилось. Потом забилось быстро и радостно. Что, что это такое? На земле ли я? Небо было каким-то золотым, розовым, голубым, бирюзовым. Краски сливались, плавно переходили из одной в другую, растекались по всему небосклону. И то же повторялось в воде. И еще сияло два солнца. Как на какой-то другой планете. Одно вверху, другое – внизу. Водяное солнце было даже интереснее и таинственнее небесного. Оно плавало, дробилось рябью волн, отражалось в каждой капельке.
«Красота! Чудо!» – ёкало у меня в груди. «Пусть так будет, пусть будет всегда!» Но машина проехала. Видение исчезло. Я даже думала, что мне это приснилось. Но бабушка и папа это тоже видели.
Когда ехали обратно, я так ждала этого места на нашем пути. Вот этот поворот. Вот опять небо и вода, но уже нет того, что было. Чудо осталось в моей душе и памяти. Оно длилось одну минуту, но помнить, наверное, буду всегда.
Ксюша ЕЛФИМОВА, ученица 3-го класса
В день проведения таких уроков класс в праздничном убранстве: стенды с рисунками и сочинениями учащихся, поделки из природных материалов, самодельные книжки-малютки о природе, букеты из разноцветных листьев, звучат голоса птиц.
Подобные уроки оставляют у детей глубокое эмоциональное отношение к образам вечно меняющейся природы, ее красоте и многообразию, неразрывной связи человека с этим богатством.
Я стараюсь, чтобы каждый ребенок помнил слова М. Пришвина: «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Комментарии