search
main
0

Рыба, нефть и физкультура Три кита астраханского профобразования

Любишь осетровых – люби их разводить
С проблемы формирования единого образовательного пространства начинали свой рассказ о своих учебных заведениях все директора профессиональных лицеев, колледжей и вузов. И по всему выходило, что это самое пространство не совпадает с границами области. С одной стороны, расширяя его границы до всероссийского, астраханские студенты учатся в Москве, Волгограде, Таганроге. С другой, профессиональная школа области – от ПТУ до вузов – представляет единую систему подготовки специалистов для нужд региона. А это, естественно, предполагает единые задачи, диктуемые этими нуждами, а также преемственность образовательных программ и учебных планов.
Хоть министр образования Филиппов развязал руки ректорам вузов, предложив закрывать нерентабельные специальности, но Астраханский государственный технический университет не пошел по легкому пути. Ректорат рассудил: каково придется региону без “рыбных” специальностей? И сделал два верных шага. Во-первых, рыбвтуз стал техническим университетом, что дало ему право открыть два десятка новых специальностей и благодаря этому нерентабельные оставить. К примеру, “сети связи и системы коммутации”, “информационные системы”, “финансы и кредит”, “юриспруденция” и другие, которые пользуются высоким спросом и которые студенты, кроме одной бюджетной группы на специальность, осваивают на контрактной основе.
К тому же договорные отношения с Астраханрыбакколхозсоюзом, куда входят все многопрофильные хозяйства области, обязывают университет продолжать выпуск специалистов по промышленному рыбоводству, переработке рыбы, рыборазведению, эксплуатации судовых установок, водным ресурсам и аквакультуре. Но хозяйства не вписались в рынок. И началась для них проза жизни – борьба за выживание. Оттого интерес к инженерным специальностям у выпускников школ, даже очень любивших заливную рыбу, иссяк, как и промышленный запас осетровых в низовьях Волги.
Но технический университет, не имея в области конкурентов, тем не менее не пошел на поводу у сложившейся тяжелой ситуации в рыбной отрасли. Он открыл ряд некоммерческих специальностей, выводящих экономику области на новый рубеж. Вот они: “водные биоресурсы”, “биоэкология”… Из старой специальности “технология рыбных продуктов” рождается новая – “микробиология”. И это логично, ведь будущее – за биотехнологиями, связанными с микробиологическими процессами. С открытием в области месторождений газа и нефти вуз свое будущее связывает также с подготовкой кадров для газового и нефтеперерабатывающего комплекса. А еще будет “ковать” тренеров и организаторов физкультуры. И здесь есть своя железная логика. В вузе мощная спортивная база, что по нашим временам редкость. А проведение в сентябре главным образом на спортивных площадках АГТУ Международных студенческих спортивных игр университетов стран Прикаспийского региона, куда прибыло 700 гостей, даже из Ирана, стало для вуза своего рода генеральной репетицией органичного вхождения в новую, отнюдь не техническую специальность. Раз уж мы рассуждаем о едином образовательном пространстве, то, по логике здравого смысла, не должны оставлять в нем свободных ниш. Есть социальный заказ региона – нужны тренеры и нужно, чтобы их готовили.
Я спросила первого проректора АГТУ Юрия Пименова, не тяготит ли вуз целевая подготовка сельских детей. “Не дело вуза решать социальные проблемы региона,- сказал он,- и все же мы принимаем из села по целевому приему по 3-5 человек на каждую специальность и еще даем для них несколько мест с половинной оплатой. Платят либо сами студенты, либо хозяйства”. Юрий Тимофеевич признался, что 10 лет назад, в период спада интереса к техническим вузам, преподаватели АГТУ пошли в школы. И эта практика формирования интереса к своим специальностям, проверенная временем, и поныне не утратила своей актуальности. Верно говорят: будь ближе к народу и он к тебе потянется.

ФОРСИ, НЕ ФОРСИ – ИЗУЧАЙ ФАРСИ
На Каспии существует паромная переправа. Третий паром не может отойти от причала, потому как не укомплектован специалистами, знающими языки прикаспийских государств. Губернатор поставил перед школами задачу с первого класса изучать не только европейские языки, но и фарси, турецкий, казахский. Само собой, это стало и проблемой Астраханского государственного педагогического университета. Но он сам, избрав нормой выживания эксперимент, обрек себя на жизнь, так напоминающую стайерскую дистанцию с препятствиями.
Действительно, здесь дают педагогам не только основную специальность, но к ней – специализацию в виде спецкурсов по выбору школ. К примеру, учителя русского языка и литературы могут специализироваться в греческом и латинском языках. С проекцией на сельскую малокомплектную школу с третьего курса будущие педагоги изучают специальность, вовсе не связанную с основной. Это может быть и физкультура, и иностранный язык – к чему больше лежит душа.
Вообще в Астрахани, как нигде, сложилось не просто лояльное, а, трепетное отношение к сельским детям. С чего бы проректор Александр Трещев начал защищать не слишком хорошо подготовленных к вузу сельских выпускников: “По целевому набору у нас учится 20 процентов студентов из села, даже на самом престижном факультете иностранных языков. За два года они выравниваются. У них есть одно преимущество: большая часть из них вернется в село. Мы, кстати, проанализировали, кто больше получает на вступительных экзаменах двоек, в том числе и среди медалистов. Оказывается, городские школьники”.
Выходит, не так страшна проблема невысокого качества обученности сельских детей, претендующих на высшее образование? Ну, во-первых, АГПУ активно ведет довузовскую подготовку, формируя себе более качественный контингент. Во-вторых, 11 лет назад, откликнувшись на призыв Министерства образования, вуз создал свою систему контроля качества обученности студентов. Теперь никто не жалуется на необъективность преподавателей, поскольку зачет и экзамен заменила письменная контрольная работа после каждых отводимых на предмет 18 часов. Отныне студенты вынуждены учиться в течение всего семестра, к которому добавилось время, отведенное на сессию. А сама сессия больше не является для них стрессором.
“Не все еще в этой рейтинговой системе отработано, как было задумано, – признался новый ректор, профессор Александр Лунев. Со временем мы перейдем к многоуровневой системе обучения, предполагающей конкурсный переход со ступени на ступень, что еще больше повысит конкурентоспособность наших педагогов. Наработки уже есть”. Конкурентоспособность же самого вуза в системе непрерывного образования зависит в первую очередь от его мобильности.
Надо было спасать ситуацию с увольняемым в запас офицерским корпусом, имеющим политическое и техническое образование, на полигоне в Знаменске. И АГПУ оперативно создал учебно-консультационный пункт, затем педагогический факультет, где высшее образование получают не только офицеры, но их жены и дети военнослужащих. За 10 лет 314 офицеров вместе с педагогической профессией получили гарантии трудоустройства по выходу на пенсию. А вскоре в Знаменске будет открыт филиал.

уважают тех, кто ищет и находит
“ПТУ с воза – кому от этого легче?” “Конечно же, государству,- ответил начальник Департамента образования Валерий Шитов.- Но я бы только половину из них, да и то постепенно, спустил на региональный бюджет. Идея должна вызреть в самой системе НПО”. Конечно же, астраханским ПТУ не дали бы загибнуть в пучине рынка. Побывав в колледже вычислительной техники и агротехническом лицее N 23, я сделала оптимистичный вывод, что время выживания совсем скоро должно кануть в лету, что уже пора профессиональной школе жить в режиме развития.
Относительное благоденствие этих учебных заведений строится на снайперски точно подобранных талантливых и предприимчивых директорах, которые даже в самые тяжелые годы думали не столько о зарабатывании средств на компьютеры и паяльники, сколько о внедрении новых педагогических технологий. Без них не удалось бы осуществить прорыв в новое качество, в новые специальности и занять собственную нишу в образовательном пространстве региона.
Жанна Латыпова, будучи на 100 процентов уверенной в конкурентоспособности своих подопечных, получающих “железные” специальности, благодаря которым те умеют отремонтировать, настроить вычислительную технику и дать ей программное обеспечение, подготовила для работодателей анкеты и принесла их в Центр занятости. Она задумала решить разом две проблемы: узнать, какие специалисты нужны сегодня на рынке труда, и с помощью отрудников Центра занятости обучить студентов, как себя выгодно подать.
Поскольку в радиоэлектронике все сегодня меняется за год, компьютеры Pentium-2 и 3 уже устарели, а на что покупать новые? Только что прибыл компьютерный класс со всеми причиндалами – уже седьмой по счету, но для полной гармонии между двумя отделениями нужно еще столько же. Понятно, что здесь “танцуют” от идеала. И хоть полно других дыр, и финансовых, и реальных – в здании 27 лет не было капремонта,- но Жанна Измайловна предпочла рассчитаться с коммунальщиками. И теперь у колледжа нет ни копейки долга. Нет и претензий к государству по поводу своевременности выплаты зарплаты и стипендии. Другое дело – их размер. Однако из заработанных за образовательные услуги средств Латыпова намерена платить преподавателям за стаж, за вредные условия труда и за инновационную деятельность.
Таких директоров, которые, точно целая электростанция, “дают свет в отдаленные районы”, на астраханской земле немало. Виктор Григоршев и в переносном, и в прямом смыслах дает свет, воду, тепло, продукты питания не только в свой агротехнический лицей, но и в целый поселок Сабанс-Яр, для которого его учебное заведение стало градообразующим элементом. И, стало быть, сам Виктор Иванович сподобился стать мэром поневоле.
Ладно бы, учил мальчишек традиционно на трактористов, экскаваторщиков, автомехаников, попутно решая социальную задачу – не оставить их без присмотра и накормить. Так нет, подавай ему двухуровневое образование на конкурсной основе и блочно-модульную систему, когда сначала вычитывается теория, за которой тут же следует производственное обучение в звеньях по 5 человек. Внедрение этой модульной технологии поначалу было встречено в штыки мастерами производственного обучения и преподавателями.
Мы уважаем тех, кто ищет, но, однако, предпочитаем тех, кто находит. Лицей нашел новый личностно-ориентированный, а значит, уважительный подход к каждому, почти штучно готовящемуся молодому специалисту. Преподаватели научились уважать себя, лицеистов и своих коллег. Лицеисты почувствовали интерес к избранной профессии. Сам же Виктор Иванович давно вышел на всероссийскую орбиту: он является членом Ассоциации директоров лицеев сельскохозяйственного профиля.
Процесс реформирования перекидывается, будто эпидемия гриппа, на другие учебные заведения. Однако нет никакой нужды лечить их от этой инновационной “болезни”.
Галина СЮНЬКОВА

Статфакт

В области 33 учебных заведения НПО, 22 ссуза, 23 вуза, 5 из которых – государственные, 7 государственных и 11 негосударственных филиалов.

АГТУ завоевал больше всех медалей: 92 из 265, из них золотых – 41.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте