Конференцию-семинар “Становление гражданина: что может и должна сделать современная школа” вела заместитель главного редактора “УГ”, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” Ирина Димова.
В своем коротком приглашении к дискуссии она напомнила о том, что поколения, воспитанные прошлой эпохой, не были готовы к свободе, но они были готовы к ответственности. Сегодня молодые люди, подростки быстрее, чем более старшие, осваивают демократические ценности. И долг школы воспитать их так, чтобы свобода и ответственность в их сознании стали неразделимы: “Молодежь всегда должна помнить, что рядом со свободой стоит ответственность, а рядом с правами – обязанности”.
Заместитель руководителя Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ Алексей Водянский, вступая в дискуссию, согласился, что его поколение опоздало к свободе, однако, действительно, люди прошлых десятилетий были более ответственны, и это свойство необходимо прививать и сегодняшним ученикам.
Некоторые учителя, работники образования страдают ностальгией по советской школе. Почему? Та школа имела целый ряд достоинств, хотя и была авторитарной, насквозь идеологизированной. До 60-х годов она лучше решала задачи подготовки молодежи к жизни, приучала к умственному труду. Тогда в старшие классы брали не всех. В те времена у нас хорошо было поставлено естественно-математическое образование, потому что в основном готовились кадры для военно-промышленного комплекса.
Сегодня начинается новый этап в образовании, однако для дальнейшего продвижения необходимо учитывать как опыт советской эпохи, так и тот, который получили в начале 90-х годов. Когда начались демократические реформы в стране, обучение стало вариативным. Можно стало выбирать учебники, предметы, учителя.
Теперь старшая школа сильно изменилась. В нее стали брать всех желающих. Она переживает кризис. Она стала по существу ненужной. Можно в нее и не ходить и получить любую медаль, можно поступить в любой вуз. Сегодня у нас детей меньше, чем мест в вузах. Каждая школа считает своим долгом получить как можно больше медалистов, количество их увеличивается по мере удаления от Москвы.
Предполагалось, что в старшие классы пойдут все, кто хочет учиться дальше. Это был период, когда закрывались профтехучилища, которые отказывались содержать остановившиеся предприятия. В других странах в старшие классы берут не всех выпускников основной школы. В Германии, например, всего 20 процентов, во Франции – еще меньше. В США много учащихся продолжают учиться дальше, мы тоже пошли по такому пути, не учитывая, что в нашем народном хозяйстве еще довольно большая доля ручного труда. Вот почему основная часть учащихся после 9-го класса должна идти в профтехшколу. Иначе у детей создается комплекс неполноценности, порождается огромное число иллюзий. Правда, родители будут не согласны отдать ребенка в профтехучилище, потому что это означает социальное неравенство. У нас пока нет переходных систем с одного профиля на другой.
Нам придется менять цели образования, сокращать объем содержания, потому что всех знаний, предлагаемых программой, все равно никто не усваивает. На Западе разрешают на экзаменах и зачетах пользоваться любыми справочниками и словарями. Выигрывает тот, кто в отведенное время сумел быстро найти нужный раздел, а значит, и ответ. Наши ученики могут надеяться только на свою память. У нас ребенок живет в вечном страхе, вдруг у него что-то спросят, а он не знает. Этот страх сохраняется и после школы. Детям не нужны лишние знания, им следует давать картину целостного мира, понимание взаимосвязи природы и общества. Пора изменить отношение к русскому языку, как устной, так и письменной речи, вместо сочинений лучше ввести изложение. Английский язык следует изучать со второго класса, потому что без знания его сейчас трудно любому человеку.
В проекте базисного плана на будущий год в основной школе внесено граждановедение в 5-6-7-х классах, в 8-9-х – обществознание. На этих уроках и будут решаться вопросы воспитания, формирования ответственного гражданина, способного жить в свободном обществе. Проблема воспитания сегодня вообще стоит очень остро. У нас, скажем, отсутствует толерантное сознание. Есть опасность влияния чуждых конфессий, особенно сект.
Начальная школа тоже нуждается в переменах, пока что она очень авторитарная. Есть потребность вернуться к четырехлетке, где в основном будут учить читать, писать, считать, лишние предметы здесь не нужны.
После выступления Алексея Водянского началась дискуссия, которая, конечно же, судя по затронутым им проблемам, была очень оживленной. Ведь каждая из них является болезненной для всех педагогов и руководителей образования всех уровней. Говорили о стандартах, без которых трудно определить минимум знаний, об истории как особом предмете, о единых экзаменах, о двенадцатилетке, о пятидневке, о региональном и школьном компонентах, о платном обучении в вузах и т.д.
Комментарии