Заместитель руководителя Департамента образования Владимир РАЗДИН дал пресс-конференцию, посвященную грядущему единому государственному экзамену по русскому языку, который станет в 2007 году обязательным для всех выпускников 11-х классов. Владимир Иванович ответил на вопросы «Учительской газеты-Москва».
– Владимир Иванович, в прошлом номере нашей газеты была опубликована информация о том, какие вопросы волнуют московских учителей русского языка и литературы. Мы хотели бы получить ответы на все вопросы, и первый из них – что конкретно ждет наших выпускников на пороге школы?
– Москва, как субъект РФ, по приказу Министерства образования и науки РФ от 12 октября 2006 года №251 вступила в третий год эксперимента по проведению единого государственного экзамена. Вообще московские дети сдают ЕГЭ уже четыре года, но официально в эксперименте мы участвуем третий год.
– Согласились ли с этим ректоры столичных вузов? Ведь не секрет: проведение ЕГЭ обязывает их автоматически принимать результаты экзамена как вступительные?
– 4 октября 2006 года состоялось заседание Совета ректоров Москвы и Московской области, одним из пунктов которого было утверждение схемы сдачи ЕГЭ в 2007 году, так как мы говорим сегодня уже о лете следующего года.
– Сколько выпускников будет летом этого года и какова схема сдачи ЕГЭ?
– В Москве будет 72 тысячи выпускников 11-х классов, и по решению Совета ректоров и руководства Департамента образования утверждена следующая схема сдачи ЕГЭ. Русский язык сдадут все выпускники учебных заведений столицы, ни один из выпускников не имеет права пройти мимо сдачи этого экзамена. Решением Совета ректоров и по приказу Министерства образования и науки РФ все вузы, расположенные в Москве, обязаны принимать русский язык исключительно в форме единого госэкзамена.
– Скажите, МГУ тоже будет принимать результаты экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ?
– Нет, поскольку МГУ в бюджете идет отдельной строкой, и это вуз, который подчиняется напрямую Председателю Правительства РФ. Виктор Антонович Садовничий против ЕГЭ, но тут речь идет о том, что в этом году все останется по схеме прошлого года. МГУ работает в основном с олимпиадным движением. Это право вуза, но тем не менее Виктор Антонович уже думает о том, зачем ему на физический, химический и мехмат принимать непрофильные вступительные экзамены. Если он хочет принять в МГУ одаренного ребенка, который показывает хорошие знания физики и химии, зачем ему еще организовывать экзамен по русскому языку?
– Очень важный вопрос, который сегодня задают учителя-словесники: что будет с литературой?
– По документам о проведении итоговой аттестации было два обязательных экзамена: русский язык и литература (в форме изложения или сочинения) и алгебра и начала анализа. Теперь выпускники будут сдавать три обязательных экзамена: русский язык, литература, алгебра и начала анализа. Русский язык будет приниматься только в форме ЕГЭ, литературу дети будут сдавать в виде ЕГЭ, сочинения, изложения или собеседования, рефератов, тестов, билетов и в других традиционных формах.
– Из разговоров с учителями московских школ мы поняли, что они не в курсе того, сколько же экзаменов должен сдавать выпускник. Когда наступит ясность?
– 27 октября 2006 года состоялось заседание городского методического совета, на котором мы обсуждали, что нужно сделать: или увеличить количество экзаменов по итоговой аттестации (по документам дети должны сдавать в 11-м классе не менее 5 экзаменов, но не более 6), или оставить, как в предыдущие годы, 5 экзаменов, и по выбору останется один экзамен. То есть дети будут обязательно сдавать русский язык, литературу, алгебру и начала анализа, в общеобразовательных школах два экзамена по выбору, в лицеях, гимназиях и в школах с углубленным изучением отдельных предметов, чтобы подтвердить их статус, будет 4 обязательных экзамена и один по выбору.
– Владимир Иванович, почему все же выбор пал на русский язык, когда решался вопрос о сдаче ЕГЭ в Москве?
– Дело в том, что Правительство РФ одобрило изменения в Закон «Об образовании» и Государственная Дума РФ в первом чтении уже приняла законопроект об этих изменениях. В связи с этим в 2009 году итоговой аттестации, кроме как в виде ЕГЭ, уже не будет, соответственно приемные экзамены в вузы будут приниматься только в той же форме. Задача сегодня ставится так: ребенок сдает единожды экзамены как школьные выпускные и вузовские вступительные. Отдельным вузам распоряжением Правительства РФ разрешено принимать профильные предметы не в форме ЕГЭ, а в форме, которую они определят сами. Исключение – творческие вузы, вузы культуры: там ЕГЭ не будет засчитываться, так как приемная комиссия субъекта РФ не может принять экзамен по музыкальной литературе, по физкультуре и так далее. В прошлом году у нас был обязательным экзамен по истории в виде ЕГЭ, но результаты принимали 47 вузов. Русский язык принимают все вузы, ни одна специальность в высшем учебном заведении не обходится без вступительного испытания по этому предмету. Таким образом, мы оставили по сравнению с прошлым годом экзамены по 10 предметам, но если в прошлом году историю сдавали около 4 тысяч выпускников, то теперь с русским языком замахнулись на 72 тысячи. Нужно понимать, что это все только выпускники 2007 года, сертификат ЕГЭ действует только до 31 декабря года сдачи экзамена, поэтому мы ожидаем, что на экзамен придут еще и выпускники прошлых лет, которые смогут сдать экзамены в той школе, которую закончили. Разговор идет об июньской волне, а есть еще и июльская. Вузы Москвы принимают на учебу не только москвичей, но и молодежь из других регионов страны. Мы готовы в июле 2007 года для молодых людей из других субъектов РФ, где экзамен по русскому языку не был обязательным, организовать пункты сдачи таких экзаменов в вузы в форме ЕГЭ. Тогда же смогут сдать экзамен и те москвичи, которые проболели или по другим причинам не смогли сдать его в июне.
– Не боитесь ли вы, что многие одиннадцатикласники ответят на тесты ЕГЭ не лучшим образом? Не получится ли так, что не справившиеся с заданием получат двойки и лишатся аттестата об окончании школы?
– С 2002 года идет эксперимент, и пока он идет, ребенок, получив «два» по ЕГЭ, получит в аттестате тройку. С 2009 года, когда ЕГЭ будет практикой работы, ему придется экзамен пересдавать.
– Если ребенок заболел и не сдал ЕГЭ вместе с одноклассниками, когда он сможет его сдать?
– Если ребенок заболел, то в июне отводится два резервных дня для того, чтобы он смог его сдать. В эти резервные дни могут сдать экзамен не только те, кто заболел, но и те, у кого один экзамен по выбору по расписанию совпал с другим экзаменом по выбору.
– И все же, что будет с теми, кто не сдаст ЕГЭ по болезни на выходе из школы?
– Мы будем делать отдельно пункты сдачи ЕГЭ для заболевших детей.
– 72 тысячи экзаменующихся – это много. Где вы найдете столько учителей, которые смогут быстро проверить все работы?
– По норме, чтобы проверить 72 тысячи работ, нужно две тысячи учителей. У нас 1547 образовательных учреждений, где ведется преподавание русского языка. Если мы одного учителя изымаем из школы на два дня, то этого оказывается достаточно. У каждого из них норма – 6 работ в час, оплачивается эта работа в рамках зарплаты по той же тарифной сетке. Тест по ЕГЭ состоит из трех частей – А, В и С. В каждой школе мы создаем пункт приема экзамена. Ребенок пишет заявление с просьбой принять у него экзамен по тому или иному предмету, в какой форме. Затем мы закажем контрольно-измерительные материалы и будем работать по технологии КРОК – организации, которая в Москве проводит выборы. Наша задача – дать аудиторию для экзамена, компьютер определит, кто из экзаменующихся и где будет сидеть, на какой стол ляжет тот или иной материал, кто будет организаторами (два человека) в этой аудитории, причем они не должны быть преподавателями того предмета, по которому идет экзамен. После окончания экзамена пакеты передаются в региональный Центр обработки информации, там стоит большой сканер, части А и В сканируются (500 штук в минуту) и проверяются компьютером. Часть С проверяют по два экзаменатора – учитель школьный и преподаватель вузовский. Если оценки педагогов не сходятся, работу проверяет третий, независимый, член экзаменационной комиссии, затем все оценки вводятся в компьютер, отправляются в Центр тестирования Министерства образования и науки РФ. Позже руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов дает распоряжение, какому баллу соответствует та или иная оценка. Для проверки работ не нужно много учителей, тут нет никакого человеческого фактора. В прошлом году мы брали на экзамен учителей начальных классов, они могли провести экзамен, но не подсказывали экзаменующимся.
– Как будут определяться баллы для вузовских вступительных экзаменов?
– Во-первых, ЕГЭ не только для поступления в вузы. Во-вторых, все же возможность для тех, кто поступает в вузы, не тратить силы для сдачи двух экзаменов – выпускного и вступительного. Ребята могут сдать по выбору несколько предметов и представить сертификаты в вузы, не сдавая больше никаких экзаменов. Но с чем мы столкнулись в прошлом году? Вузы, для того чтобы поднять свой рейтинг, объявляли, что для них 96-100 баллов по ЕГЭ будут означать пятерку. Для школы 93 балла означают «пять», а для вуза – это уже не высший балл. Сколько таких абитуриентов, у которых 100 баллов? Всего несколько десятков, поэтому в результате вузы, завышая планку, потеряли много хороших абитуриентов, и в этом году они это осознали. Технические вузы пошли по другому пути, устанавливая проходной балл в 20-30 баллов, равным тройке, хотя в школе это двойка. Но к ним никто не идет, они вынуждены опускать планку. Вузы должны все это проанализировать и понять, что получать абитуриентов (а их скоро будет один к одному – сколько закончат школу, столько будет и мест в вузах) станет с каждым годом все трудней. Во всяком случае, в прошлом году 89,1% выпускников московских школ поступили в вузы.
– Будет ли проведен пробный экзамен?
– Конечно, в конце апреля такой экзамен состоится.
– Дети ведь должны привыкнуть к тому, что нужно сдавать ЕГЭ. Сегодня говорят о том, чтобы аналоги ЕГЭ были не только в выпускных, но и, скажем, в девятых классах. Как вы к этому относитесь?
– В этом году у нас будет 68 тысяч выпускников девятых классов, которые будут сдавать малый ЕГЭ по математике. Для нас главное – научиться проверять такие работы по общей методике. У нас есть для девятых классов сборник Шестакова, его нигде, кроме Москвы, не применяют, учителя не будут сами проверять ни одной работы, как и в большом ЕГЭ, работать станет независимая комиссия. Учителей нужно научить проверять работы, познакомить их с критериальной базой, потому что малый ЕГЭ – это не обычная контрольная работа, а итоговая аттестация. Нельзя устраивать революцию сразу, все нужно делать постепенно.
– По опыту я знаю, что в регионах загодя начинается подготовка к сдаче ЕГЭ. У них есть соответствующие пособия и часы в расписании, когда учителя с учениками занимаются этой работой. В Москве в 11-м классе часов на подготовку к ЕГЭ нет. Как будут готовить детей к ЕГЭ по русскому языку?
– Что касается подготовки, то русский язык оказался в лучшей ситуации. У нас линейная система обучения: русский язык учат с первого по одиннадцатый класс. До девятого класса учат все правила, с 10-го класса начинают все повторять. Я выбираю, например, физику, поскольку мне этот предмет нужен для поступления в вуз, и начинаю готовиться самостоятельно. Времени на повторение физики в учебном расписании нет. В классе, скажем, 25 человек, и всем для поступления в вуз нужны разные предметы, поэтому нужны какие-то консультационные часы. Для этого годятся часы школьного компонента, которые должны быть. То есть подготовки как таковой пока действительно нет, это все возложено на самих детей. Почему мы в этом году говорим о ЕГЭ в октябре? Потому что уже началась работа подготовительных курсов в вузах, нам нужно, чтобы они не готовили детей к сочинению и изложению, а готовили к тому, как заполнять тесты, бланки ответов по ЕГЭ. Русский язык в лучшем положении, чем другие предметы, тут нужно вспомнить все изученное за два года.
– В крупных книжных московских магазинах, как говорят учителя, нет и не предвидится пособий для подготовки к этому экзамену. Что вы планируете делать в этой ситуации?
– В прошлую субботу в Москве уже появились пособия для подготовки к ЕГЭ 2007 года. Право издавать их министерство передало Федеральному институту педагогических измерений. ФИПИ – держатель базы всех КИМов, ему разрешено открывать 20% материалов следующего года. Пособия издают все кому не лень, начиная с 2002 года, в том числе и по русскому языку. С тех пор по русскому языку никто никаких новых правил не изобрел, если в 2002 году глагол писался с не, то и в 2007 году он будет писаться тоже с не, если в каком-то прилагательном есть нн, то и в 2007 году будет нн. То есть спокойно можно покупать и старые пособия по русскому языку, натаскивать ребенка к ЕГЭ можно и по тем, что изданы в 2002-2005 годах. Если говорить о русском языке, то есть тысяча вариантов, и неизвестно, какой из вариантов появится в данном пункте проведения экзамена, какой будет в каком ряду и на каком месте. Но правила остаются унифицированными для всей России-матушки. Получается, что вы можете брать любые тесты и тренироваться. У 75% московских семей есть возможность выхода в интернет. Они могут войти в федеральный портал ЕГЭ и ознакомиться в режиме реального времени с тестами, дети смогут заполнять их, отправлять для проверки частей А и Б и получить результат. Тренируйтесь, дорогие товарищи!
Комментарии