search
main
0

Русский язык: путь к освоению окружающего мира

Трудно найти педагога, который был бы не согласен с закрепленным в новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.) портретом выпускника начальной школы. Конечно, увидеть черты этого портрета в конкретном ученике можно только благодаря целенаправленной работе, проводимой ежедневно на каждом уроке.

Могут ли программа и учебники по русскому языку способствовать достижению не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования?

Велика роль «Русского языка» как одного из предметов базисного учебного плана в развитии обобщенного результата личностных характеристик выпускника начальной школы:

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Возможность достичь этого напрямую связана как с содержанием обучения, со способом организации этого содержания в учебнике, так и с организацией деятельности школьников на уроке. Если на уроках русского языка скучно, вряд ли ученики будут активными и заинтересованно познающими мир, если обучение ведется на репродуктивном уровне, трудно ожидать формирования учебной деятельности. Если на уроке говорит только учитель, а из форм работы используется только фронтальная, не стоит надеяться, что удастся воспитать умение вести диалог, обосновывать свою позицию. Существует ли оптимальный путь для достижения поставленных целей? Авторский коллектив учебников русского языка в комплекте «Начальная школа ХХI века» считает, что наиболее эффективным путем является проблемное обучение, значительно повышающее мотивацию и интерес к изучению предмета, а также способствующее формированию основ учебной деятельности. Как построение учебника, использование в нем особого способа введения нового материала, так и сама организация уроков позволяют практически на каждом уроке организовать проблемную ситуацию, в процессе работы с которой учащиеся осознают недостаточность своих знаний и приходят к открытию нового знания. В учебнике для этого дается рубрика «Давай подумаем», где в форме вопроса содержится проблема, а также языковой материал, анализируя который класс приходит к формулировке нового правила. Довольно часто в этой рубрике предлагается и последовательность анализа языкового материала, представленная в форме цепочки вопросов. В учебниках почти невозможно найти уроки введения нового материала, начинающиеся с готовой формулировки правила, – такой подход задает репродуктивный способ работы с учебным материалом. В наших учебниках правило следует после рубрики «Давай подумаем» и вводится как способ контроля за правильностью сделанных учащимися в ходе работы с языковым материалом выводов. Из урока в урок учащиеся ставятся в позицию исследователей языка, сами (конечно, с помощью опытного педагога, но это именно помощь, а не трансляция готовых знаний) выводят языковые законы, наблюдают за тем, как функционирует та или иная языковая единица. Например, на уроке 27 во втором классе дети, прочитав в рубрике «Давай подумаем» под картинками слова дом, домик, домище, начинают обсуждать, одинаковое ли значение у этих слов. Для второклассников это довольно сложный вопрос. Как носители языка, они чувствуют сходство в значении слов, поэтому многие будут склонны ответить утвердительно. Дополнительная трудность связана с тем, что детям пока трудно отличить родственные слова от форм слова (с понятием «форма слова» дети познакомились на предыдущих уроках, а к понятию «родственные слова» как раз и готовит рубрика). В то же время и картинки, и языковая интуиция позволяют некоторым детям почувствовать, что при наличии сходства в значениях слов все же нет тождественности. Наличие в классе разных точек зрения создает условия для возникновения активной дискуссии, в которой школьники учатся высказывать свое мнение, доказывать его, выслушивать другую точку зрения, принимать ее, если позиция собеседника оказывается правильной, – это и есть метапредметные универсальные учебные действия, на развитие которых и ориентирует новый стандарт.

Не менее важна и рубрика «Работа в парах». В учебниках предусмотрены специальные задания для организации парной работы. Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга, например, поменявшись тетрадями. Материал учебников предоставляет возможность и для проведения групповой работы, организация которой, безусловно, требует от учителя высокого уровня профессионализма в управлении совместной деятельностью группы, в определении меры участия каждого в работе группы, но при этом результат регулярно проводимой групповой работы трудно переоценить. Как еще научить слушать и слышать собеседника, принимать во внимание его мнение и высказывать свое собственное, как не в ходе коллективного обсуждения в классе проблемной ситуации, высказывания предположений, организованной парной и групповой работы, когда нужно обсудить участие каждого, принимать совместное решение, выходить к доске и представлять результат совместной работы.

Одними из самых позитивных откликов учителей, работающих по нашим учебникам, были те, в которых они отмечали, что при таком построении обучения появляется интерес к изучению русского языка, стремление узнать как можно больше о его законах и истории, меняются сами школьники – они становятся активнее, не боятся высказывать свое мнение, но при этом мнение обоснованное, содержательное, имеющее систему доказательств.

Безусловно, кроме задачи закрепления обобщенных результатов у предмета есть и свои специфические задачи, отраженные в требованиях к усвоению предметных результатов. Вот, к примеру, зафиксированные в стандарте предметные результаты курса «Русский язык»:

– овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

– овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Совершенно оправданны акценты на развитии речи младших школьников, развитии их коммуникативной компетентности, а также на необходимости реализации деятельностного подхода, являющегося концептуальным стержнем нового стандарта. Насколько программа и учебники русского языка в рамках комплекта «Начальная школа ХХI века» смогут обеспечить эти предметные результаты? В пояснительной записке программы указано: «Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы». Именно ориентация не на передачу учащимся определенной суммы знаний о языке, а предоставление условий для приобретения ими опыта деятельности с языковыми единицами является отличительной особенностью курса русского языка в комплекте «Начальная школа ХХI века». Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем русский язык как часть окружающего мира, но не менее значимой является для нас и задача формирования учебной деятельности на уроках русского языка. «Основные задачи учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова, слово, предложение), а также их классификация и сравнение».

Такая важная цель курса, как развитие устной и письменной речи младших школьников, всегда осознавалась педагогами как приоритетная. В программе зафиксировано: «Работа по развитию речи учащихся должна строиться с учетом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации». В учебниках предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, предложены упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

Безусловно, педагогов, работающих по программе, волнует вопрос, позволит ли данная программа достичь того уровня требований к результатам обучения, который задается федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Кроме закрепленного в стандарте положения о важности как текущей оценки достижений, так и их итоговой оценки, четко просматривается переориентация с контроля суммы знаний на контроль овладения учащимися основными способами действия с предметным материалом. В комплекте предусмотрено использование разных подходов к контролю и оценке – разноуровневые контрольные работы, педагогическая диагностика на материале русского языка, комплексные итоговые контрольные работы в конце каждого класса, включающие две группы заданий:

задания, требующие для своего выполнения определенной суммы знаний и применения отработанных способов действия;

задания, при выполнении которых способ действия не очевиден, ученик вынужден конструировать новый способ действия на основе знакомых ему способов.

Все предлагаемые работы направлены на получение информации о достижениях и трудностях каждого ученика, которая необходима для проведения дифференцированной работы на уроках русского языка. Материал для организации дифференцированной работы как в учебнике и рабочих тетрадях, так и в коррекционно-развивающих тетрадях. Индивидуализация является одним из основных принципов построения обучения по нашей программе, при этом в центре внимания находятся не только ученики, испытывающие трудности в обучении, но и ученики с высоким уровнем успешности освоения предметного материала, ребята с явными языковыми способностями. Возможности индивидуального подхода заложены в программе и в учебниках, где предложен материал для расширения эрудиции, для осуществления коррекционной работы, многие упражнения помечены значком «по выбору», «трудный материал». Большое значение имеет и организация урока. В этом плане материал учебника дает возможность принять во внимание индивидуальные психологические особенности учеников, предложить школьнику задание в той форме выполнения (индивидуальной, парной, групповой), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика. Будет ли реализована эта возможность, зависит от учителя.

М.И.Кузнецова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте