Русский язык в СССР выступал и в современной России выступает государствообразующим фактором, формирующим гражданскую идентичность. Именно поэтому проблема русского языка сегодня стала архиважной на государственном уровне, поэтому наша страна принимает самые решительные шаги по поддержке русского языка. Последние события ориентируют нас на государственную политику развития русского языка.
Что осуществлено на государственном уровне по поддержке русского языка наряду с действующей федеральной целевой программой по русскому языку? При Президенте РФ В.Путине создан Совет по русскому языку как консультативный и координационный орган, направленный на «защиту и поддержку русского языка». Его задача – «подготовка предложений по определению приоритетных направлений и механизмов развития, защиты и поддержки русского языка в Российской Федерации и за рубежом, обеспечения прав граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, а также по принятию мер, направленных на реализацию и совершенствование государственной политики в этой области». Это важный шаг, имеющий громадное значение для консолидации сообщества.3 июля 2014 г. в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, на котором обсудили роль культуры и образования в укреплении единства и согласия, гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Среди ключевых проблем – проблема сохранения и развития русского языка. По оценке Президента РФ В.Путина, «низкие результаты ЕГЭ по русскому языку являются поводом еще раз вернуться к программе преподавания и требованиям к качеству работы учителей». Все эти события сфокусированы на проблемах русского языка. Такая острая постановка вопросов заставляет нас, работающих в системе образования, глубоко задуматься над проблемами русского языка и понять истоки этих проблем.Развитие, поддержка и сохранение русского языка – это и сохранение государственности, истории народа и истории культуры, и в целом цивилизации. Несмотря на огромные усилия государственной власти и гражданского сообщества, тем не менее в современной ситуации рельефно проявляются актуальные тенденции проблем русского языка наряду с теми, которые отмечены Президентом РФ. Во-первых, снижение статусности русского языка в системе международных коммуникаций, особенно на постсоветском пространстве. Во-вторых, снижение роли русского языка на национальных территориях субъектов Российской Федерации. В-третьих, латентное вытеснение русскоязычных в национальных регионах. В-четвертых, редукция русского языка, вытеснение его неоязом, повсеместная экспансия английского языка как элемент отрыва от национальной почвы. В-пятых, устойчивое формирование на территории нашего государства иммиграционных анклавов без знания русского языка, российской культуры и традиций. Это масштабная проблематика, требующая пролонгированного сравнительного анализа. В рамках приоритетных задач развития русского языка в системе образования есть две важнейшие позиции, которые имеют отношение к системе образования, напрямую влияют на воспитание подрастающего поколения, имеют значимость для сохранения, приумножения многовековых традиций и ценностей, накопленных предшествующими поколениями.Сегодня идет непримиримое сражение с русским языком. Всемерно поддерживаю позицию нашего президента, который точно отметил, что «идет жесткая борьба за умы, за идеологическое и информационное влияние. С целью ослабить те или другие страны, создать для себя более выгодные конкурентные преимущества и в политике, и в экономике искусственно провоцируются конфликты, так или иначе связанные с национальными проблемами. Нам нужна постоянная, системная работа, которая защитила бы страну, нашу молодежь от этих рисков, служила укреплению гражданской солидарности и межнационального согласия». Президент говорит о борьбе на политическом и международном уровнях, а мы наблюдаем эту борьбу на уровне образования. К сожалению, школа и учитель в меньшинстве в этой своеобразной битве. В образовании сегодня обозначились два явных вектора – это стремление нашей системы развернуться в сторону поддержки инженерного образования, призванного в ближайшем будущем обеспечить технологические прорывы, и стремление навалиться всем миром в защиту и поддержку русского языка, поднять на щит русский язык и литературу не только как доминанту гуманитарной составляющей в нашем образовании, но и первейшую основу формирования патриотического сознания и гражданской идентичности.Если государство и общество не поддерживают свой национальный язык, то происходят цикличные процессы отторжения народа от культуры, его традиций и в итоге его истории. Поэтому нельзя допустить, чтобы продолжалась потеря наших позиций на международной арене, которая уже привела к серьезным проблемам в политике, экономике на постсоветском пространстве. Долголетний опыт моей работы с проблематикой русского языка в странах СНГ и Балтии позволяет сделать серьезные выводы и извлечь мудрые уроки.По ранее опубликованным данным, в начале ХХ века русским языком владели примерно 150 миллионов человек (в основном подданные Российской империи). На протяжении последующих 90 лет число знающих русский язык увеличилось более чем в два раза – примерно до 350 миллионов человек, причем 286 миллионов из них проживали в СССР, где русский был государственным языком и для большей части его жителей был родным. Еще свыше 70 миллионов человек (преимущественно в дружественных по отношению к СССР восточноевропейских, балканских и азиатских странах) в той или иной мере знали русский язык. Через 14 лет после распада СССР, к 2005 году, число владеющих в различной мере русским языком сократилось до 278 миллионов человек, в том числе в самой Российской Федерации – до 140 миллионов человек.Русский язык по степени распространенности пока еще занимает четвертое место в мире (по этому показателю лидируют китайский – 1350 миллионов человек, английский – свыше 650 миллионов человек, испанский – более 330 миллионов человек). При сохранении существующих тенденций уже через 10 лет число знающих в различной степени русский язык сократится до 212 миллионов человек, его опередят французский (которым в настоящее время владеют около 270 миллионов человек), хинди/урду (260 миллионов человек), арабский (230 миллионов человек), а к 2025 году, когда число знающих русский язык в различных странах мира сократится приблизительно до 152 миллионов человек (как в начале прошлого столетия), русский язык опередят португальский и бенгали (около 190 миллионов человек).Общая тенденция политики большинства стран СНГ и Балтии по отношению к русскому языку такова: в первые годы независимости он мог считаться родным, затем вторым родным, далее языком межнационального общения, затем языком нацменьшинства и наконец одним из изучаемых по выбору национальных языков или даже факультативным учебным предметом. Подобную статусную эволюцию русский язык совершил в Прибалтике, Азербайджане, Грузии, Туркмении.В Российской Федерации к началу 2007 г. общее число владеющих русским языком также уменьшилось до 140,9 миллиона человек, а по прогнозам демографов, к 2025 году количество владеющих русским языком в Российской Федерации может составить не более 110 миллионов человек. В настоящее время наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным языком Российской Федерации особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение норм русского литературного языка в речи политических деятелей, государственных служащих и работников культуры, радио и телевидения. Таким образом, как видим, непоследовательность реализации политики государства в области русского языка как мирового языка снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.Сужение сферы употребления русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению населения России и государств – участников СНГ. Снижение уровня владения русским языком приводит к утрате интереса к русской культуре в стране и мире.Сокращение сферы распространения русского языка в мире приводит к снижению его статуса как мирового, ассимиляции и дезинтеграции соотечественников, проживающих за рубежом, ограничению культурного, политического и экономического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее жизненные интересы.Анализируя современное состояние русского языка на постсоветском пространстве, следует подчеркнуть, что он по-прежнему остается важнейшим ресурсом, оставленным в наследство советским периодом новым независимым странам. Трудно переоценить ценность этого богатства, ведь для его накопления в свое время были затрачены колоссальные усилия политического, экономического, научного, социального и культурного характера. В русский язык как институт вкладывали огромные средства, наследники и распорядители которых все население новых независимых государств.Как я отметила, в период существования Советского Союза русский язык хорошо знали почти все жители Союза, и в обязательном порядке – каждый обучающийся. Уже в конце 90-х годов в бывших союзных республиках СССР началась, по сути, языковая революция, которая в определенной степени основывалась на идеях национального сепаратизма, отчуждения от общих духовных, культурных и языковых ценностей. Перед распадом СССР почти во всех союзных республиках произошел рост русских, владеющих языком титульной нации. По переписи населения 1989 г. в Литве их было 38%, на Украине и Армении – по 34%, в Белоруссии – 27%, Грузии – 24%, Латвии – 22% от общего количества русских, проживающих в названных республиках. Практически единицы русских владели языками титульных народов в Казахстане и республиках Средней Азии. Поднимая на щит проблему возрождения национальной культуры, языка титульных народов, практически повсеместно прямо или косвенно стали ущемлять права иноязычного населения.Первые шаги строительства суверенных государств, как правило, сопровождались насаждением русофобии, отторжением русского языка, попытками отказа от русского культурного наследия. Несмотря на значительную долю русского (30 млн чел.) и преобладающую часть русскоязычного населения (45 млн чел.), в этих государствах языковая политика строилась на отказе и далее запрете использования русского языка в государственной и общественной жизни. Под лозунгами защиты языка титульных народов началась откровенная дискриминация русского языка, русской культуры и образования на русском языке.За годы существования Содружества Независимых Государств и государств Балтии сложилась новая языковая ситуация, которая прежде всего характеризуется правовым закреплением статуса титульных и нетитульных языков. Это обстоятельство повлекло за собой изменение не только сферы функционирования языков некогда на едином общественно-политическом, социально-экономическом и гуманитарном пространстве, но и характера культурно-языковых отношений в государствах СНГ и Балтии.По официальным данным МИД РФ, к настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 миллионов человек (и равно по численности населению России), однако русским там активно владеют (постоянно используют на работе, в процессе обучения, в быту), по оценкам экспертов, лишь 63,6 миллиона человек, еще 39,5 миллиона человек владеют русским пассивно (в той или иной мере понимают его, но не используют как средство коммуникации и постепенно утрачивают языковые навыки), а почти 38 миллионов уже не владеют русским языком.По прогнозам, еще через 10 лет число не владеющих русским в этих странах (именуемых сегодня ближним зарубежьем) при сохранении современных тенденций увеличится почти в два раза (то есть примерно до 80 миллионов человек) и превысит число в той или иной мере владеющих русским (60 миллионов человек). Безусловно, к проблеме функционирования русского языка на постсоветском пространстве нельзя подходить однозначно. Это многоаспектная проблема, так как русский язык – сложный институт идеологического, гуманитарного взаимодействия.В законодательстве подавляющего большинства новых независимых государств русскому языку не присвоен статус государственного или официального языка, а в отношении его применения и развития не установлена система правовых гарантий. Наиболее четко и последовательно в законодательном определении статуса языка выступает Беларусь, признавшая русский язык государственным. В законодательстве Киргизской Республики, которая признала русский официальным языком, содержатся правовые гарантии по защите языков народов Киргизии.Остальные страны СНГ, которые в 90-х годах прошлого века по законодательной инерции советского периода присваивали русскому языку статус «язык межнационального общения», в настоящее время соответствующие положения нормативно-правовых актов либо уже исключили, либо те находятся в стадии реализации государственных программ, направленных на защиту государственного языка, а зачастую и против русского.Отношение к русскому языку, зафиксированное в законодательстве новых независимых государств, в некоторой степени стало следствием общего отношения к российской политике и России, а не к гражданам своих стран, в частности, наиболее неблагоприятную политику в области законодательства в отношении русского языка проводят в странах Балтии и Закавказья. В настоящее время эти государства оставляют без решения вопрос о статусе русского языка, не говоря уже о государственных программах по его сохранению и развитию.В результате проводимой политики в большинстве новых независимых государств наблюдается значительное сокращение числа русских школ, центров русского языка и культуры, русскоязычных СМИ, в том числе печатных, что соответствует правовому положению русского языка в этих странах. Как видим, русский язык на постсоветском пространстве сдал свои позиции. Какое отношение эта информация имеет к образованию? Прямое!Сегодня в России работает большое количество трудовых мигрантов из этих стран, которые русским языком не владеют или владеют слабо! Дети мигрантов приходят учиться в наши школы, и мы, как люди государственные, должны обучить их русскому языку не только как средству общения, но и средству социализации в условиях российской культуры и традиций. Вот почему современному педагогическому работнику важно понимать процессы государственной политики в области русского языка.Русский язык и культура – это зона высшей государственной ответственности за образованность поколения, по существу, это государственный вопрос «безопасности национального генофонда». Если бы в обществе сложилась консолидированная ответственность за грамотность и образованность молодого поколения, то вместе со школой ее должны разделить и семья, в которой стало значительно меньше межпоколенческого общения, и массмедиа, которые агрессивно формируют общество потребления, и современная литература, которая предъявляет далеко не литературные образцы, и бизнес, который должен иметь социальную ответственность. В обществе размытых норм и двойных стандартов, полного отсутствия нравственных идеалов и литературных образцов довольно трудно прийти к результатам всеобщей грамотности. Вопрос русского языка в школе – это вопрос сохранения культуры.Грамотность формируется в речевой деятельности и напрямую связана с развитием устной и письменной речи ребенка. Особое значение в этом принадлежит сочинению, которое представляет естественный путь сохранения «иммунитета грамотности».Московский институт развития образования совместно с «Учительской газетой-Москва», при участии и поддержке Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина провели в этом году конкурс сочинений. Надо отметить, что это далеко не новая форма работы. Припоминается в истории образования такой факт: в далекие 70-е годы редакция журнала «Журналист» совместно с факультетами журналистики трех вузов проводили подобный конкурс сочинений в масштабах страны, куда поступили более 5000 сочинений. Анализируя опубликованные результаты того конкурса сорокалетней давности, сравнивая с нашими скромными результатами, хотелось бы отметить, что есть в этих результатах некая общность тревог. В давнем конкурсе 70-х и нашем московском конкурсе общие сетования на шаблонность, клишированное мышление, узость и бедность мыслей и позиций. Заметьте, что исторические формации сменились, в советский период были единые учебники, но не было ЕГЭ, а проблемы одни и те же.Обучение сочинению – явление многофакторное и самое сложное. Вероятно, остается серьезный зазор в методике преподавания – работа по плану, по образцу, формирование клишированных форматов, к тому же обилие шаблонных текстов сочинений, которые сначала пачками печатались в сборниках, а теперь доступны в онлайн-режиме в Интернете. Важнейший показатель образованного человека – это умение мыслить, говорить и писать на русском языке, богатейшем языке в мире, языке великой русской литературы, на котором говорили и писали А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, М.В.Ломоносов, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев и целая плеяда величайших писателей, поэтов и деятелей культуры. Русский язык как предмет должен быть проводником отечественной культуры, чтобы каждый мог гордиться тем, что говорит на русском языке!Наша повсеместная ориентация на английский язык как язык международного общения принесла результаты снижения ценностного отношения к русскому языку. Безусловно, не вызывает сомнения обязательность владения иностранными языками. Современный соотечественник в условиях открытого мира должен владеть средствами международных коммуникаций, но без ущерба для ценности и значимости родного, государственного языка России – русского.Хочу отметить, что в московском конкурсе сочинений проявилась ориентация на метапредметность: сквозной характер рассуждений по литературе, обществознанию и истории в целом расширяет возможности для выражения личностной позиции взрослеющего человека. На мой взгляд, сочинение как форма аттестации должно быть не только рамочным предметно (строго по литературе), а иметь межпредметный характер и быть ориентированным на метапредметный результат.В целом конкурс дает большие надежды и показывает точки пересечения в нашей системе педагогических координат. Ведь чтобы получить метапредметные результаты сочинения, надо учить по-другому. Через шаблоны и клише невозможно сформировать широту мировосприятия ребенка и его отражения в сочинении. Учитель русского языка и литературы сегодня должен быть не только хорошим методистом, навигатором в мире художественной литературы, но, что особенно важно сегодня, он должен быть мотиватором учеников, ориентирующим на современные форматы самопознания и саморазвития, постижения смыслов человеческого бытия, приобщения к культуре.Советская школа методики преподавания русского языка и литературы имела мощные методические основы, мы, студенты филологического факультета, как мне вспоминается сегодня, когда учились по методическим пособиям литературного чтения М.А.Рыбниковой, вынесли из студенческой аудитории главный посыл – то, что уроки русского языка и литературы должны «открывать глаза и окрылять сознание». Ведь это миссия!Мы сегодня ищем национальную идею, а она рядом с нами – в нашей речи, в наших мыслях, в наших текстах. Великий и могучий русский язык – вот наша национальная идея. Сохранение и развитие русского языка, активное изучение и поддержка, пропаганда во всем мире как языка мира, культуры, литературы, искусства – вот предмет государственной заботы и стратегии для системы образования.
Комментарии