Эксперимент по введению единого государственного экзамена проводился в Курганской области первый год. В регионе, конечно, могли бы еще подождать и посмотреть, как он пройдет в пилотных территориях, но в Главном управлении образования решили, что лучше до его повсеместного введения набраться организационного, управленческого опыта, дать возможность школьникам адаптироваться к новой форме выпускных и вступительных экзаменов.
уже прошел педсовет по результатам единого госэкзамена. Обсуждали методику тестирования. Закупили тесты. Пришли к мнению, что учителям выпускных классов за дополнительные занятия необходимо доплачивать из надтарифного фонда. В этом году занятия и консультации они проводили бесплатно. Относительно содержания экзамена высказались однозначно: ошибки в заданиях недопустимы (они, к сожалению, были), требования завышены (при этом некоторые вопросы некорректно сформулированы).
СтатфактВ Петуховском районе в школе № 1 районного центра Елена Озорнина на ЕГЭ по химии набрала 98 баллов. Сегодня она студентка химического факультета Курганского госуниверситета.
Теперь, когда ЕГЭ-2003 позади, можно сказать: несмотря на определенные трудности при его проведении, такой экзамен – шанс для детей. Ведь самое важное не трудности, с которыми столкнулись чиновники и организаторы, а результат сдачи экзамена. А он оказался предсказуемым. И совсем не страшным. Чем же он обернулся для конкретного ученика, школы, района, области?
В семье
Сын моей подруги, Олег, учился в самой обыкновенной школе. Я, кстати, потому и привожу пример с ним. Учился, средне, как большинство учащихся, фифти-фифти четверки и тройки. Сдавал обязательный – математику и по выбору – русский язык. Причем второй экзамен, как мне удалось выяснить у самого одиннадцатиклассника, решил сдавать по той простой причине, что он ему казался легче, чем, скажем, химия, физика, дававшиеся ему нелегко. То есть он был уверен, что на тройку вытянет. В четвертях по этому предмету – две тройки и две четверки. Учительница сказала, что за год он может рассчитывать только на «трояк».
Ликвидировать пробелы в математике ходил к репетитору в течение всего учебного года, за два занятия в неделю платя вузовскому преподавателю 300 рублей. Планировал поступать на машиностроительный факультет в Курганский госуниверситет.
За репетиционный экзамен по русскому схватил троечку. Часть «С» не писал – не совсем понял, в школе как-то не заостряли на ней внимание. Перед настоящим экзаменом мы вместе с подругой объяснили ему «от» и «до», как писать эссе, составили план, организовали «пробу», отработали некоторые нюансы. Как-никак, а лишние баллы не помешают – так рассудили.
Итог: русский был сдан, ко всеобщему удивлению, на четверку. И тем не менее пришли к выводу, что, сдавая по традиционной форме, он вряд ли бы имел такой результат. Тем более учительница постаралась бы сделать, как обещала. Знания по математике были оценены на «3». Однако набрал нужное количество баллов для прохождения конкурса в университет. Письменный экзамен по физике сдал на «хорошо». Сейчас Олег студент, поступил на тот факультет, на какой хотел, только пришлось пойти на другую специальность. Это лучше, чем ничего. Тем более платное образование их семье не по карману.
По моим наблюдениям, подруга волновалась больше, чем ее сын-выпускник. Словом, на ЕГЭ они не в обиде. Из-за совмещения экзаменов треволнений в семье было меньше почти в два раза.
В школе
Директор курганской школы № 9 Наталья РЫЧАГОВА охотно согласилась высказаться по поводу эксперимента. По ее мнению, школьники с удовольствием шли на экзамен по новой форме. У них был опыт – тестирование. Волновались родители: многие говорили, что условия проведения, когда сдавать экзамен приходится в чужих стенах, в окружении незнакомых учителей, – это издевательство. Труднее всего было ожидание результатов. Но они оказались вполне предсказуемыми. По русскому языку в их школе ни одной двойки, в основном четверки и пятерки. Возможно, потому что он был по выбору и сдавать его шли уверенные в своих знаниях ребята. По математике, увы, получено было несколько двоек. И причина понятна: на параллели, в 11-х классах, менялся учитель.
Отличники получили пятерки. Выходит, учителя оценивали их объективно. Это приятно.
В школе уже прошел педсовет по результатам единого госэкзамена. Обсуждали методику тестирования. Закупили тесты. Пришли к мнению, что учителям выпускных классов за дополнительные занятия необходимо доплачивать из надтарифного фонда. В этом году занятия и консультации они проводили бесплатно. Относительно содержания экзамена высказались однозначно: ошибки в заданиях недопустимы (они, к сожалению, были), требования завышены (при этом некоторые вопросы некорректно сформулированы).
В 47-й курганской лингво-гуманитарной гимназии опасения имели вполне определенный характер. Многие гимназисты уже выбрали гуманитарный профиль и конкретный вуз. Математика им, как совмещенный экзамен, оказалась ненужной. По всей видимости, профилизация подкачала – гуманитарии получили пять двоек.
– Была тревога, какие условия создадут нашим детям в других школах, где они будут сдавать экзамен, – говорит директор Ольга БАЛАНЧУК. – В своей гимназии мы продумали, как создать максимум комфорта. С себя мы спросить можем, с других – нет. Потому, конечно, волновались.
– И вообще новое в образовании нельзя встречать на ура, – с уверенностью говорит директор. Здесь дети, здесь судьбы. Должно пройти несколько выпусков, чтобы сделать однозначный вывод. Хотя я понимаю, что надо пробовать, думать, как усовершенствовать новую систему так, чтобы выиграл именно выпускник.
– Неопределенность с вузами тоже не играет на руку выпускникам. Дети должны заранее знать, где принимают ЕГЭ, а где нет. Ведь проведением ЕГЭ хотели снять стресс, напряжение, зачем же тогда заставлять их нервничать по этому поводу?
В 47-й гимназии сложилась целая система работы с тестами, в которой задействованы две кафедры, пять методических секторов. Для ребят они не были «терра инкогнита». Медали не сорвались. По русскому ( напомню, он был по выбору) нет ни одной тройки, по химии только «4» и «5».Несколько человек получили по 90 баллов. И тем не менее, подводя итоги ЕГЭ, педагоги гимназии считают, что нужно было предоставить больше свободы выбора. То бишь обязательных экзаменов не должно было быть. Эксперимент на то и эксперимент, что участвуют в нем лишь желающие.
В районах
Известно, что сельским школьникам конкурировать с городскими по меньшей мере сложновато. И рассчитывать на успех при сдаче ЕГЭ тем более. Тем больше радость за тех, кто сумел блеснуть знаниями. Во всей России-матушке только 26 выпускников по русскому языку набрали 100 баллов. Одна из них – Анна Сысоева – золотая медалистка из каргапольской средней школы № 4.
О ней вообще разговор особый. Не только получить медаль, но и просто доучиться в школе для Анны стало настоящим испытанием. В начале прошлого учебного года ее родители попали в аварию, когда везли трех девушек на подготовительные курсы. Мама и папа ее погибли. С сестренкой и маленьким братишкой они остались круглыми сиротами. Воспитывать их стали бабушки и дедушки.
Поступать девушка решила в Омский университет на факультет международных отношений, на специальность маркетолога. Туда, где училась ее мама. Сертификаты ЕГЭ там не принимали. Аня сдавала математику, физику, сочинение. Сдала хорошо, но положенных баллов не набрала. Поступила на льготных основаниях как сирота. Местный предприниматель П.Федулев накануне Дня знаний вручил ей сертификат со счетом в банке, на который он будет перечислять деньги, чтобы Аня смогла получить высшее образование.
Руководитель МОУО Каргапольского района Нина МАТЮНИНА сказала, что ажиотаж в связи с проведением ЕГЭ, конечно, был, но только на первоначальном этапе, а когда появилось достаточно информации, родительская общественность успокоилась.
Больших расхождений результатов единого госэкзамена с итоговыми оценками не обнаружилось. Однако пища для размышлений есть. В этом году, например, наблюдается значительный отток, в пределах 70 процентов, поступивших в десятые классы. Разговоры с родителями подтвердили: причина в ЕГЭ. Многие четко осознали, что не сдадут ЕГЭ на положительные оценки, и решили не тратить время, поступили в училища и техникумы.
Остальные итоги эксперимента, по словам инспектора МОУО Людмилы МЕНЩИКОВОЙ, не удивили. Есть у них неудовлетворительные оценки, и теперь предстоит сделать глубокий анализ, чтобы избежать ошибок на экзамене в конце учебного года.
Пожелания выпускников относительно проведения эксперимента касаются размещения и доставки экзаменующихся. Дорога в пункт назначения влияет на состояние детей – они устают.
В городе
Выпускники курганских школ сдавали единый экзамен по трем предметам. Из них обязательным была математика, а русский язык и химия – по выбору. В экзамене по математике приняли участие 3295 человек, русский язык сдавали 2301 человек, или 70 от общего количества одиннадцатиклассников. В экзамене по химии приняли участие 267 человек (8%).
Если говорить в целом, то результаты ЕГЭ находятся на уровне общероссийских: если в частностях, то в лидерах по русскому языку оказались как выпускники из обычных школ № 30, 49, 26, так и из гимназий и лицеев № 31, 19, 12, 57. По математике впереди – лицей №12, лицей «Пролог», две гимназии № 19, 47. По химии 98 баллов получили Евгения Бородина из 12-го лицея, 95 баллов – Герман Жуков из 47-й гимназии.
Школы – гимназии № 19, 27, 31 могут гордиться тем, что их выпускники сдали ЕГЭ по математике без двоек. Нет ни одной неудовлетворительной отметки по русскому языку в школах № 5, 9, 29, 31, 45, 47, 49, 57, лицее «Пролог» (это данные школ, в которых сдавали русский язык более 40 выпускников).
– Результаты экзаменов показали значительные различия в уровне подготовки по трем дисциплинам в разных школах города, – подчеркнула Татьяна ФЕДОРОВА, главный специалист отдела департамента социальной политики администрации города Кургана. Но, заметила она, пока идет эксперимент, отдел образования не делает никаких выводов о качестве обучения по тому или иному предмету.
Однако внутри самой школы результаты ЕГЭ должны стать объектом пристального изучения: как в школе преподается конкретный предмет? В чем причины успеха или неудачи? Таким образом, уже сегодня единый госэкзамен становится реальным инструментом управления в системе образования.
В области
Включиться в эксперимент – дело не только хлопотное, но и очень ответственное. Даже массовая компьютеризация школ по масштабности не может сравниться с задачами и проблемами, стоявшими перед организаторами единого госэкзамена.
Уже с начала 2002 года Главное управление образования приступило к подготовке. Состоялись совещания, встречи с педагогической общественностью, учениками, родителями. На областном телевидении и радио были организованы прямые эфиры, в которых на вопросы отвечали руководители управления. Опубликованы статьи о ЕГЭ в областных и районных газетах. Для оперативной информации в образовательном портале ГлавУО открыт раздел по ЕГЭ.
В 2003 году утверждена программа проведения экзамена, а при областной администрации создан координационный совет, который стал связующим звеном между различными ведомствами, регионом и муниципальными образованиями. Разработаны нормативные документы и методические рекомендации, учтен опыт регионов, ранее участвовавших в эксперименте.
ГлавУО разработало схему проведения ЕГЭ: было определено 38 пунктов приема экзаменов, 8 пунктов первичной обработки информации, 1 региональный центр. Особое внимание уделялось формированию базы данных о выпускниках.
Одновременно велась подготовка организаторов ЕГЭ. Они прошли обучение в Москве, в Челябинске, Томске. Состоялись совещания со всеми руководителями образовательных учреждений. ГлавУО обеспечило школы сборниками тестовых материалов, вариантами демонстрационных версий КИМов. В декабре прошли контрольные работы с использованием тестовых материалов.
В час «икс» математику сдавали 8407 выпускников. Средний балл – 3,2, по стобалльной – 46, 8. Русский язык: количество участников – 5714, средний балл – 3,44, по стобалльной – 49,4. Химия: сдавали 764 школьника, средний балл – 3,24, по стобалльной шкале – 46,4.
Результат идентичен итогам областных контрольных работ. «Отсев» претендентов на серебряные и золотые медали не превысил средние статистические данные за прошлые годы. А управленцы, руководители образовательных учреждений и педагоги получили неоценимый опыт.
Комментарии