Детский сад делает больше дело: учит ребенка правильно говорить на русском языке. А что происходит с ребенком дальше, в школе? Об этом размышляет мама – писатель Мария ТРАУП: – У нас в детстве не было даже вопроса, зачем нужно знать русский язык, это все равно как чистить зубы каждый день. Это твой родной язык, ты его должен знать.
Сегодня в младшей школе упор делается на математику, на геометрию. Моему ребенку и его одноклассникам сказали: «Дети, учите русский язык сейчас, потому что потом у вас не будет такой возможности. У вас будет математика, у вас будет биология, а русского действительно не будет». На самом деле это колоссальная проблема, не говоря уже о том, что в детей школа сейчас пытается впихнуть все то, что только можно: морфологию, правила, при этом не хватает времени на то, чтобы научить ребенка выражать свои мысли, не хватает времени на сочинения – не хватает времени просто на понимание, на чувства. Все это ложится на плечи родителей, то есть дается задание детям, делают его родители, естественно, часов в 11 вечера, уже не приходя в сознание, потом усаживают ребенка, которого умывают холодной водой, чтобы не уснул, чтобы смог все переписать.
Что мы сами помним из школы из русского языка? Я помню, например, такое: «Знает даже носорог, что не творог, а творог», «На колоссальной террасе сидела веснушчатая Агриппина Саввишна и потчевала коллежского асессора винегретом…» Была «Радионяня», которая нам очень помогала усваивать правильное произношение русских слов. Я сейчас своему ребенку, когда мы проходили падежи, рассказала: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Кто сейчас из учителей, это говорит? Я думаю, что кто-то говорит, но я делаю это дома, сама. «Всем известно, как прелестно, букву «Т» писать уместно». Недавно мне позвонила приятельница: «Помнишь, у нас был стишок про слова-исключения, относящиеся ко второму спряжению глаголов?» Было это: видеть, слышать и обидеть, гнать, держать и ненавидеть… У нас же все это лежит в подкорке, все игровые вещи. Не важно, математик ребенок или не математик, он все равно должен знать русский язык. Я помню прекрасно свою преподавательницу, которая говорила: «Девочки, слова «кушать» нет. Есть только в значении «Кушать подано». Мы не помним правила, мы не помним, откуда это. У нас есть ощущение, как правильно говорить, которое было заложено еще тогда, когда мы были малышами. Поэтому я за то, чтобы русскому языку начинали обучать в игровой форме в детском возрасте. Я-то считаю, что все надо начинать с малышей. Сейчас с детьми надо разговаривать на их языке. Я не знаю, кто это должен придумывать, я понимаю, что гении были те люди, которые писали песни для «Радионяни», вели ее. Сегодня наши дети общаются в Интернете. Они не могут написать сочинение, потому что им диктуют часто правила, исключающие личное отношение к чему-то. Я говорю сыну: «Пиши о том, что видишь!», а он мне отвечает: «Я не могу, нам так нельзя, мне поставят двойку». В результате я пишу сочинение, за которое ему ставят пятерку, так делают все родители, я просто голову даю на отсечение. Но когда я открываю «В Контакте», там девочки пишут такие письма и такие ощущения передают, что я рыдаю. Девочки в социальных сетях пишут романы, прекрасно умеют выражать свои мысли на своем языке. Они ничего не боятся, они все очень талантливые.
Комментарии