search
main
0

Русский язык как основа обучения,

или Как научить детей писать грамотно

Начальная школа – это фундамент, на котором зиждется основная школа. В начальной школе обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, систематизировать, общаться не только друг с другом, но и с миром в целом. Но все это невозможно без знания русского языка. Именно русский язык – основа всего процесса обучения, это не просто изучаемый предмет, это инструмент для изучения других учебных предметов, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.

Нина СКРЫЛЬНИКОВА

С появлением гаджетов ослабла мотивация изучения русского языка: люди стали меньше писать от руки, читать качественную литературу. Поэтому у детей, поступающих в 1-й класс, недостаточный словарный запас, плохая дикция, слабо развиты речь, речевой аппарат, фонематический слух. Перед учителем встает проблема поиска новых подходов к обучению. Меня, как и многих моих коллег, волнуют проблема безграмотного письма обучающихся, неумение «видеть» орфограммы, грамотно высказывать свои мысли.

      Как помочь обучающимся на­учиться писать грамотно?

      Как построить урок так, чтобы учитывались интересы каждого обучающегося?

      Как пробудить интерес к русскому языку в каждом?

      Как достичь усвоения нужных знаний каждым ребенком, ведь ребята все такие разные?

      А главное – как научить ребят применять эти знания на практике, гармонично встраивать их в свою жизнь?

      Как успешно писать любые проверочные работы?

В поисках ответов на эти вопросы мы, учителя, ищем подходящие пособия. Предлагаю и коллегам, и родителям обратить свое внимание на серию пособий к учебнику русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «УМК «Школа России» (М.: Просвещение) рабочие тетради автора Е.М.Тихомировой и контрольные работы О.Н.Крыловой издательства «Экзамен» в двух частях для 1-4-х классов. Они полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы.

Темы в рабочих тетрадях соответствуют темам в учебнике, что очень удобно. Прошли тему по учебнику – закрепили ее в рабочей тетради. Можно выполнять некоторые упражнения в качестве домашнего задания, часть заданий в классе фронтально, а часть индивидуально, развивая самостоятельность ребенка.

В пособия включены задания и для работы в парах. Овладение грамотным письмом невозможно без мотивации. Для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления к его грамотному использованию, понимания того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека, в пособии задания построены в занимательной форме. Есть кроссворды, иллюстрации, таблицы, схемы, работа с планом.

Задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников («Зайчик перейдет с берега на берег по кочкам, на которых написаны предлоги. Соедини кочки так, чтобы зайчик попал на другой берег», «Найди в сетке названия пяти видов спорта. Запиши их»).

Спустя какое-то время каждый воспитанник начинает применять в реальной жизни знания и умения, полученные в школе. Интегрирующая функция – одна из важнейших. Ребенок, на собственном примере поняв, что школьные знания действительно полезны, получает дополнительный ненавязанный стимул учиться.

Уделяется много внимания работе с текстом: восстановление деформированного предложения, деформированного текста, редактирование текста, списывание текста с творческим и грамматическим заданиями.

В 1-м классе по данному пособию изучаются следующие темы: «Русский алфавит», «Слово», «Предложение», «Текст», «Заглавная буква в словах», «Предлог», «Звуки и буквы», «Классификация звуков», «Слог», «Перенос слов», «Правописание «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу», сочетаний «чк», «чн» (это первые орфограммы в курсе русского языка начальной школы). Идет изучение существительных, прилагательных и глаголов. Изложение материала четкое, последовательное. Все эти темы линейно повторяются и во 2-4-х классах.

Во 2-м классе начинаем делить слова на части речи («Заполни таблицу»). В 3-м и 4-м классах знания об этих частях речи расширяются и углубляются («Подчеркни в тексте предлоги. Укажи падеж имен существительных»).

Мы открываем рабочую тетрадь для 1-го класса. С первых страниц ребенок погружается в атмосферу сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». На основе этого отрывка происходит знакомство с диалогом. В задании предлагают не просто его прочитать, а сделать это по ролям с соседом по парте.

Чем не театральное представление? Уметь интонацией передать характер героев – непростая задача. После идет полноценный анализ текста от автора до момента в сказке, в котором происходит этот диалог («Вспомни название и автора сказки. Как зовут персонажа, который задает вопросы? …Отвечает на вопросы? Запиши имя героя. Каким видом речи вы пользовались, разыгрывая сценку?»).

Не может не радовать, что с первых страниц рабочей тетради идет знакомство обучающихся с отрывками из русской классической и зарубежной литературы, с народным творчеством. Чувство вкуса, эстетики нужно воспитывать с ранних лет. На мой взгляд, большой плюс в том, что объем письма увеличивается постепенно, с каждой пройденной темой все больше и больше.

В рабочих тетрадях есть образец каллиграфического письма, это помогает формированию почерка. Многие задания годятся для дифференцированного подхода, учитель может сам определить, кому только списать, а кому еще и задания к упражнению выполнить.

Формирование лексического запаса слов младших школьников происходит на каждом уроке. Это очень важно для гармоничного развития личности ребенка, развития его познавательной активности, формирования коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Есть задания пропедевтического, опережающего характера. С первых страниц есть задания на безударную гласную и парную согласную.

В разделе «Слова и слог. Ударение» любимые всеми детьми ребусы. Деление слов на группы, работа с Толковым словарем. Обогащение словарного запаса за  счет включения в речь поговорок, подбор синонимов и антонимов. Кто не хотел побывать в роли учителя? И вот в рабочей тетради есть такая возможность – побывать в роли учителя и проверить написанное, а после еще и поменяться с соседом и проверить друг друга.

Разделить слова на слоги и заполнить таблицу по количеству слогов, поставить ударения. Задание можно выполнить самостоятельно и проверить свою работу по Орфо­эпическому словарю, что способствует развитию самооценки и самоконтроля.

Переходим к разделу «Звуки и буквы». Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности, способствуют осмысленному усвоению речи. Каждый учитель начальных классов с первых дней учебы старается сформировать у обучающихся прочную базу фонетических представлений.

Если у ребенка плохо развиты способности слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, значит, у него недостаточно развит речевой слух. Поэтому ребенок будет испытывать трудности не только в правильном написании слов, предложений, но и прежде всего в общении. Трудно будет передать свои мысли и понять речь других. Не случайно в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в 1-м классе.

В рабочей тетради этому разделу отводится тоже большое место. А начинается изучение с игры. Надо определить, какой звук первый в слове, по картинке. И уже в зависимости от того, гласный он или согласный, закрасить под картинкой квадратик, посчитать количество букв и звуков в словах, образовать из слов новые путем удаления одной из букв. И снова развитие самостоятельности и самопроверки.

В первой части образуешь слова сам, а во второй части – с соседом. Но ребятам еще надо дать лексическое значение и выбрать те, которые нельзя перенести. Во 2-м классе задания усложняются. Уже выполняется звукобуквенный разбор. В 3-4-м классах звукобуквенный разбор усложняется.

Есть возможность поиграть в шпионов: расшифровать слова, используя порядковые номера букв алфавита, и зашифровать для соседа, расположить в алфавитном порядке данные слова и проверить соседа по парте, соединить буквы и их названия. В конце рабочей тетради есть ответы к упражнениям, которые можно дать для самостоятельного выполнения с последующей самопроверкой.

Одна из функций современного образования – информационная. На уроках дети получают определенный объем информации, которая влияет на формирование их мировоззрения, дает пищу для духовного развития и профильные навыки.

Школьнику необходимо формировать умения и навыки, позволяющие находить информацию, выбирать ту, которая нужна, критически оценивать ее и использовать для своих целей. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для восприятия всего нового. Поэтому закладывать навыки и умение работать с информацией необходимо с 1-го класса. Именно эти навыки помогают формировать упражнения в рабочей тетради, для выполнения которых нужно внимательно прочитать задание, что способствует появлению еще и навыка осознанного чтения.

Так, в разделе «Текст» задания направлены на нахождение темы, главной мысли текста. Упражнения учат ребят работать с информацией в тексте. Найти нужное предложение, определить, где текст, а где набор предложений. Разделить слова на группы, текст – на части, побывать в роли художника и нарисовать иллюстрацию к тексту, озаглавить его.

И в рабочих тетрадях для 3-4-х классов этому уделено большое внимание. Много заданий на укрепление и обогащение знаний о лексическом значении слова, о его многозначности, прямом и переносном значениях, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Работа с фразеологизмами начинается с 1-го класса.

Рабочие тетради для 2-4-х классов состоят из двух частей. Все рабочие тетради выстроены по линейному принципу. Хочу обратить внимание на то, что принцип линейности позволяет углубить знания ребенка по предмету из класса в класс.

Вся линия рабочих тетрадей с 1-го класса систематизирует знания детей и плавно готовит к написанию ВПР в 4-м классе. Для хорошего написания ВПР недостаточно хорошо знать материал, нужно иметь навык решения заданий определенного формата. И в рабочих тетрадях есть подобные задания.

Контрольные работы О.Н.Кры­ловой издательства «Экзамен» представлены по классам в двух частях. Задания в контрольных работах направлены на определение глубины знаний обучающихся по русскому языку, умения применить свои знания на практике, уровня развития письменной речи и орфографической зоркости.

Пособие предназначено для работы в течение всего учебного года обучающимися начальных классов, а также для учителей и родителей, желающих проверить знания ребенка.

Задания построены так, что главное при их выполнении не только конечный результат, но и столкновение с трудностями и преодоление их, что заставляет обучающихся искать новые пути решения. Предпочтение отдается таким упражнениям, которые заставляют анализировать материал.

В контрольных тетрадях нет ответов на вопросы, учащиеся не могут сами проверить себя. Но и не могут списать. А значит, учитель увидит реальную картину знаний ребенка и сможет скорректировать дальнейшую работу. И в выигрыше остаются обе стороны – и учитель, и ученик. Так и должно быть, ведь мы одна команда, у нас общие цели и задачи.

Нина СКРЫЛЬНИКОВА, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №1 ст. Зеленчукской имени В.П.Леонова, Карачаево-Черкесская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте