Начальная школа – это фундамент, на котором зиждется основная школа. В начальной школе обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, систематизировать, общаться не только друг с другом, но и с миром в целом. Но все это невозможно без знания русского языка. Именно русский язык – основа всего процесса обучения, это не просто изучаемый предмет, это инструмент для изучения других учебных предметов, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.
С появлением гаджетов ослабла мотивация изучения русского языка: люди стали меньше писать от руки, читать качественную литературу. Поэтому у детей, поступающих в 1-й класс, недостаточный словарный запас, плохая дикция, слабо развиты речь, речевой аппарат, фонематический слух. Перед учителем встает проблема поиска новых подходов к обучению. Меня, как и многих моих коллег, волнуют проблема безграмотного письма обучающихся, неумение «видеть» орфограммы, грамотно высказывать свои мысли.
Как помочь обучающимся научиться писать грамотно?
Как построить урок так, чтобы учитывались интересы каждого обучающегося?
Как пробудить интерес к русскому языку в каждом?
Как достичь усвоения нужных знаний каждым ребенком, ведь ребята все такие разные?
А главное – как научить ребят применять эти знания на практике, гармонично встраивать их в свою жизнь?
Как успешно писать любые проверочные работы?
В поисках ответов на эти вопросы мы, учителя, ищем подходящие пособия. Предлагаю и коллегам, и родителям обратить свое внимание на серию пособий к учебнику русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «УМК «Школа России» (М.: Просвещение) рабочие тетради автора Е.М.Тихомировой и контрольные работы О.Н.Крыловой издательства «Экзамен» в двух частях для 1-4-х классов. Они полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы.
Темы в рабочих тетрадях соответствуют темам в учебнике, что очень удобно. Прошли тему по учебнику – закрепили ее в рабочей тетради. Можно выполнять некоторые упражнения в качестве домашнего задания, часть заданий в классе фронтально, а часть индивидуально, развивая самостоятельность ребенка.
В пособия включены задания и для работы в парах. Овладение грамотным письмом невозможно без мотивации. Для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления к его грамотному использованию, понимания того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека, в пособии задания построены в занимательной форме. Есть кроссворды, иллюстрации, таблицы, схемы, работа с планом.
Задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников («Зайчик перейдет с берега на берег по кочкам, на которых написаны предлоги. Соедини кочки так, чтобы зайчик попал на другой берег», «Найди в сетке названия пяти видов спорта. Запиши их»).
Спустя какое-то время каждый воспитанник начинает применять в реальной жизни знания и умения, полученные в школе. Интегрирующая функция – одна из важнейших. Ребенок, на собственном примере поняв, что школьные знания действительно полезны, получает дополнительный ненавязанный стимул учиться.
Уделяется много внимания работе с текстом: восстановление деформированного предложения, деформированного текста, редактирование текста, списывание текста с творческим и грамматическим заданиями.
В 1-м классе по данному пособию изучаются следующие темы: «Русский алфавит», «Слово», «Предложение», «Текст», «Заглавная буква в словах», «Предлог», «Звуки и буквы», «Классификация звуков», «Слог», «Перенос слов», «Правописание «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу», сочетаний «чк», «чн» (это первые орфограммы в курсе русского языка начальной школы). Идет изучение существительных, прилагательных и глаголов. Изложение материала четкое, последовательное. Все эти темы линейно повторяются и во 2-4-х классах.
Во 2-м классе начинаем делить слова на части речи («Заполни таблицу»). В 3-м и 4-м классах знания об этих частях речи расширяются и углубляются («Подчеркни в тексте предлоги. Укажи падеж имен существительных»).
Мы открываем рабочую тетрадь для 1-го класса. С первых страниц ребенок погружается в атмосферу сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». На основе этого отрывка происходит знакомство с диалогом. В задании предлагают не просто его прочитать, а сделать это по ролям с соседом по парте.
Чем не театральное представление? Уметь интонацией передать характер героев – непростая задача. После идет полноценный анализ текста от автора до момента в сказке, в котором происходит этот диалог («Вспомни название и автора сказки. Как зовут персонажа, который задает вопросы? …Отвечает на вопросы? Запиши имя героя. Каким видом речи вы пользовались, разыгрывая сценку?»).
Не может не радовать, что с первых страниц рабочей тетради идет знакомство обучающихся с отрывками из русской классической и зарубежной литературы, с народным творчеством. Чувство вкуса, эстетики нужно воспитывать с ранних лет. На мой взгляд, большой плюс в том, что объем письма увеличивается постепенно, с каждой пройденной темой все больше и больше.
В рабочих тетрадях есть образец каллиграфического письма, это помогает формированию почерка. Многие задания годятся для дифференцированного подхода, учитель может сам определить, кому только списать, а кому еще и задания к упражнению выполнить.
Формирование лексического запаса слов младших школьников происходит на каждом уроке. Это очень важно для гармоничного развития личности ребенка, развития его познавательной активности, формирования коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Есть задания пропедевтического, опережающего характера. С первых страниц есть задания на безударную гласную и парную согласную.
В разделе «Слова и слог. Ударение» любимые всеми детьми ребусы. Деление слов на группы, работа с Толковым словарем. Обогащение словарного запаса за счет включения в речь поговорок, подбор синонимов и антонимов. Кто не хотел побывать в роли учителя? И вот в рабочей тетради есть такая возможность – побывать в роли учителя и проверить написанное, а после еще и поменяться с соседом и проверить друг друга.
Разделить слова на слоги и заполнить таблицу по количеству слогов, поставить ударения. Задание можно выполнить самостоятельно и проверить свою работу по Орфоэпическому словарю, что способствует развитию самооценки и самоконтроля.
Переходим к разделу «Звуки и буквы». Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности, способствуют осмысленному усвоению речи. Каждый учитель начальных классов с первых дней учебы старается сформировать у обучающихся прочную базу фонетических представлений.
Если у ребенка плохо развиты способности слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, значит, у него недостаточно развит речевой слух. Поэтому ребенок будет испытывать трудности не только в правильном написании слов, предложений, но и прежде всего в общении. Трудно будет передать свои мысли и понять речь других. Не случайно в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в 1-м классе.
В рабочей тетради этому разделу отводится тоже большое место. А начинается изучение с игры. Надо определить, какой звук первый в слове, по картинке. И уже в зависимости от того, гласный он или согласный, закрасить под картинкой квадратик, посчитать количество букв и звуков в словах, образовать из слов новые путем удаления одной из букв. И снова развитие самостоятельности и самопроверки.
В первой части образуешь слова сам, а во второй части – с соседом. Но ребятам еще надо дать лексическое значение и выбрать те, которые нельзя перенести. Во 2-м классе задания усложняются. Уже выполняется звукобуквенный разбор. В 3-4-м классах звукобуквенный разбор усложняется.
Есть возможность поиграть в шпионов: расшифровать слова, используя порядковые номера букв алфавита, и зашифровать для соседа, расположить в алфавитном порядке данные слова и проверить соседа по парте, соединить буквы и их названия. В конце рабочей тетради есть ответы к упражнениям, которые можно дать для самостоятельного выполнения с последующей самопроверкой.
Одна из функций современного образования – информационная. На уроках дети получают определенный объем информации, которая влияет на формирование их мировоззрения, дает пищу для духовного развития и профильные навыки.
Школьнику необходимо формировать умения и навыки, позволяющие находить информацию, выбирать ту, которая нужна, критически оценивать ее и использовать для своих целей. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для восприятия всего нового. Поэтому закладывать навыки и умение работать с информацией необходимо с 1-го класса. Именно эти навыки помогают формировать упражнения в рабочей тетради, для выполнения которых нужно внимательно прочитать задание, что способствует появлению еще и навыка осознанного чтения.
Так, в разделе «Текст» задания направлены на нахождение темы, главной мысли текста. Упражнения учат ребят работать с информацией в тексте. Найти нужное предложение, определить, где текст, а где набор предложений. Разделить слова на группы, текст – на части, побывать в роли художника и нарисовать иллюстрацию к тексту, озаглавить его.
И в рабочих тетрадях для 3-4-х классов этому уделено большое внимание. Много заданий на укрепление и обогащение знаний о лексическом значении слова, о его многозначности, прямом и переносном значениях, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Работа с фразеологизмами начинается с 1-го класса.
Рабочие тетради для 2-4-х классов состоят из двух частей. Все рабочие тетради выстроены по линейному принципу. Хочу обратить внимание на то, что принцип линейности позволяет углубить знания ребенка по предмету из класса в класс.
Вся линия рабочих тетрадей с 1-го класса систематизирует знания детей и плавно готовит к написанию ВПР в 4-м классе. Для хорошего написания ВПР недостаточно хорошо знать материал, нужно иметь навык решения заданий определенного формата. И в рабочих тетрадях есть подобные задания.
Контрольные работы О.Н.Крыловой издательства «Экзамен» представлены по классам в двух частях. Задания в контрольных работах направлены на определение глубины знаний обучающихся по русскому языку, умения применить свои знания на практике, уровня развития письменной речи и орфографической зоркости.
Пособие предназначено для работы в течение всего учебного года обучающимися начальных классов, а также для учителей и родителей, желающих проверить знания ребенка.
Задания построены так, что главное при их выполнении не только конечный результат, но и столкновение с трудностями и преодоление их, что заставляет обучающихся искать новые пути решения. Предпочтение отдается таким упражнениям, которые заставляют анализировать материал.
В контрольных тетрадях нет ответов на вопросы, учащиеся не могут сами проверить себя. Но и не могут списать. А значит, учитель увидит реальную картину знаний ребенка и сможет скорректировать дальнейшую работу. И в выигрыше остаются обе стороны – и учитель, и ученик. Так и должно быть, ведь мы одна команда, у нас общие цели и задачи.
Нина СКРЫЛЬНИКОВА, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №1 ст. Зеленчукской имени В.П.Леонова, Карачаево-Черкесская Республика
Комментарии