Госдума внесла изменения в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», ограничивающие употребление иностранных слов. С законодательной инициативой выступило Правительство РФ.
Поправки расширяют и конкретизируют сферы, в которых использование государственного языка является обязательным. В частности, к таким сферам отнесено образование. При использовании русского языка как государственного «не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях», – говорится в документе. По замыслу авторов, норма «направлена на защиту русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов».
Поправки обсуждают наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Русский язык постоянно развивается, в том числе за счет заимствования иностранных слов. Неологизмы появляются вслед за новыми сущностями, а имеющиеся слова иногда приобретают новые значения. Еще Пушкин писал: «Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет». А Шишков возмущался, что слово «вкус» начинает все чаще использоваться в русском языке как во французском – в отношении не только еды, но музыки, одежды и прочих вещей. Тогда в обществе сошлись на том, что удержать язык в одном состоянии невозможно. Он «следует всегда за науками, за художествами, за просвещением, за нравами, за обычаями». И сегодня вслед за новыми явлениями, технологиями, отношениями в языке возникают новые слова «таргетолог», «лайфхак», «клининг», «копирайтинг», «майнинг», «коуч». Последнее даже успело получить юридический статус – этот термин официально внесен в профстандарт.
Убеждена, что необходимо регулярно определять, какие новшества должны становиться нормой, используемой в официальной коммуникации, а какие нет. Если мы действительно сталкиваемся с дефицитом лексических единиц, если используем иностранные слова, которые обозначают новые явления, процессы, изобретения, это ведет к обогащению языка. Однако часто такого дефицита нет. Например, когда мы используем «митап», «скилл», «уик-энд», «дедлайн». Поэтому для государственного, официального языка должны устанавливаться нормы, которые помогают сохранять его целостность и общепонятность.
Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область:
– Возникает ощущение, что более насущных вопросов, чем чистота русского языка, сейчас нет. Думаю, что это не более чем декларация, еще раз закрепляющая приоритет так называемых традиционных ценностей. Конечно, если заботиться о нормативности, то как обойтись без языка… Но язык – живой, саморазвивающийся организм, и то, что с ним происходит, мало поддается жесткому нормативному регулированию.
Никто не спорит, что речь учителя должна быть грамотной. Но образование и так в последнее время вводится в рамки всеми возможными способами. Учитель, работающий в школе, ощущает многочисленные ограничения: чему он должен соответствовать, к чему подготовить, как отчитаться о проделанной работе. И кажется героизмом со стороны сегодняшних учителей, что они все это выдерживают. Так что хочется надеяться, что принятые поправки, декларируя ценности, не станут поводом для очередных отчетов, проверок или обязательных акций.
Думаю, одна из ключевых проблем, связанных в современном образовании с русским языком, – это то, что обучение языку, по сути, сводится к подготовке к ЕГЭ и прочим контрольным мероприятиям. Учить нынче нужно не свободному владению языком и построению на нем своей мысли, а тому, как соответствовать шаблонам для постановки баллов. Вот о чем стоило бы глубоко задуматься…
Лидия СЫЧЕВА, писатель, журналист, педагог, общественный деятель:
– Отвечая на этот вопрос, хочу прежде всего поблагодарить педагогов сельских школ, среднее образование я получала именно там. Прекрасная русская речь, уважение к детям, стремление передать своим ученикам не только знания, но и опыт осмысления жизни, пройденного пути. Все это было! И конечно, благоговение к классике, к художественному слову, русской речи. А какие литературные вечера, посвященные Пушкину, Есенину, у нас проходили!.. Это ведь навсегда остается в юном сердце, когда ты ищешь красоты, идеала. Любовь к родному языку идет от семьи, от учителей, от всего строя жизни. И во времена моей юности, в финале советского «застоя», такая любовь жила, и ее не надо было укреплять законами. Да, было и много вранья, пропаганды. Но все же у СССР был и технологический суверенитет, и экономический, и, разумеется, культурный.
Что сейчас? В 2018 году в РФ проходил чемпионат мира по футболу. В московском метро после окончания соревнований два года крутили дублирование всех объявлений на английском языке. Люди писали во все инстанции – тщетно. Власти как оглохли. Потом внезапно зомбирование отключили. На каком основании на стратегическом государственном объекте москвичей и гостей столицы годами насильственно приучали к английскому строю речи, непонятно.
В 2013 году Вячеслав Штыров, в то время заместитель председателя Совета Федерации, выступил в «Литературной газете» со статьей «Отечество и отчество. Как исполняется закон о русском языке – государственном языке Российской Федерации». Если коротко пересказать публикацию, суть ее в следующем – закон вообще не исполняется.
Напомню, когда в 2020 году было голосование за изменения в Конституцию РФ, то за русским народом был закреплен статус государствообразующего по признаку использования русского языка. А еще был закон о рекламе 2006 года, запрещающий издевательства над языком, были поправки в законодательство, запрещающие использование нецензурной лексики в произведениях искусства (2014), закон о запрете мата в Интернете и соцсетях (2021). И прочая, прочая… А воз, как мы видим, и ныне там! Любимец правящего класса артист Шнуров совсем недавно выступил с композицией «Русский», изрядно сдобренной нецензурной лексикой. Сей сквернослов – член Общественного совета Комитета Госдумы по культуре.
Вот такая в РФ культура, такие у нее «деятели». Стыдно!
Марина ВИШНЕВЕЦКАЯ, писатель, филолог, автор проекта «Словарь перемен»:
– Если сосредоточиться на этом конкретном законе, не отвлекаясь на запретительные законы последних лет, если мобилизовать всю свою волю, чтобы не сказать, какой печальный выстраивается ряд… то и в этом случае мне будет сложно найти доводы в пользу внедрения данного законопроекта, особенно в сферу образования. И прежде всего потому, что нормативные словари, как все словари на свете, будут отставать от реальной жизни минимум на десять лет. Для примера заглянем в отзывчивый на все новое «Академос» (электронный орфографический академический ресурс Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН) и увидим, что лишь в прошлом году он пополнился словами, которые наши дети знают всю свою сознательную жизнь, – «погуглить», «телеграм-канал», «стендап», «видеоблогер».
Особый вопрос: кто будет создавать эти, пусть и запаздывающие, словари? Язык – это мощный поток, несущийся из прошлого в будущее. И ставить на его пути плотины – дело неблагодарное. Он все равно вберет в себя то, что сочтет необходимым, и отбросит ненужное. Новые слова потому и входят в язык, что у его носителей есть в них нужда.
Ангелина ЛЕОНОВА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– Такого рода законы принимаются не в первый раз, они подобны волнам: идет шторм – волна накатывает, море успокаивается – волна отступает. На моей памяти уже был период, кажется, в конце 90‑х – начале нулевых, когда боролись за русскоязычные вывески на магазинах и призывали ограничить употребление англицизмов. Сейчас море снова штормит, но в этом нет ничего плохого, потому что наше внимание снова обращают на родной язык. Приведу лишь несколько слов, которые мне режут слух постоянно и звучат в основном из СМИ или из уст наших чиновников: локация, стартап, аутсорсинг, клининг и т. д. Появились новые выражения, о сути которых приходится специально читать или расспрашивать других людей. Тут есть над чем задуматься, и вполне возможно, что есть необходимость ограничить употребление подобных слов. С другой стороны, у государства сегодня много других, более важных проблем. Может, лучше им уделить больше внимания?
Елена КРАСИЛОВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Не знаю, как отнестись к этой инициативе. С одной стороны, у нас появилось много иностранных слов, которые вполне можно заменить русскими. Эти слова звучат вычурно, те, кто их употребляет, на мой взгляд, делают это, чтобы казаться передовыми людьми. Например, распространилось слово «рандомно», а ведь «рандомный выбор» означает «случайный выбор», это одно и то же. С другой стороны, я уверена, что язык живет по своим разумным законам, и искусственно навязанные модой слова в нем не пройдут проверку временем. Так что язык может сам себя защитить. Вот только в отношении нецензурной брани наблюдается тенденция опасной моды на нее среди молодежи и подростков. На улицах теперь даже юные девушки громко матерятся, это чудовищно. Бороться с этим законодательно можно, но, на мой взгляд, путь запретов здесь бесполезен. Это некий перелом в менталитете молодых, что-то потеряно в системе воспитания целого поколения.
Комментарии