search
main
0

Русский язык. ЕГЭ в вопросах и примерах. Одобрено ФИПИ

Вы знаете, что наречие «на-гора» означает «наверх, на поверхность земли» и пишется через дефис? А что пришло оно в общеупотребительную сферу из языковой среды шахтеров? Что толщина льда, которым покрыта гора Эльбрус, достигает 400 метров? Что по написанию прилагательных или причастий в меню («н» и «нн») можно понять, какое блюдо вы заказываете в ресторане? Сможете ли с уверенностью сказать, как ставится ударение в глаголе «кашлянуть» или в существительном «вероисповедание»? Какое словосочетание – «подскользнулся на льду» или «ляг на диван» верное? Выбирая маршрут для будущего путешествия, думали ли о посещении музея «Малые Корелы», который находится в 25 километрах от Архангельска (в нем внимание посетителей обязательно привлекут церкви, часовни, мельницы, амбары, построенные в XVI – начале ХХ века)? На все эти вопросы вы получите ответы в новом пособии, рассчитанном для подготовки к ЕГЭ по русскому языку «ЕГЭ-2024. Русский язык» под редакций Р.А. Дощинского. В нем 37 вариантов.

Единый государственный экзамен по русскому языку – это испытание, которое проходит каждый учащийся независимо от выбора учебного заведения, в которое он собирается поступить. Это самый массовый экзамен, подготовка к которому занимает много времени.

Язык – сложная система, понимание законов которой облегчает решение многих задач. Между тем репродуктивный метод изучения любого языка, и русского в частности, становится гарантом его успешного освоения.  А значит, чем больше вариантов выполнит ученик, готовясь к экзамену, тем выше вероятность написать его на высокий балл, поступить в тот вуз, о котором мечтал.

В КИМах, представленных в пособии, учтены те незначительные изменения, которые обозначены в демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку. В частности, два задания на правила русской орфографии (13, 14) теперь предполагают выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов в виде цифр. В пособии детально разбирается система оценивания экзаменационной работы: рассказано об изменении оценивания заданий 8 и 26, представлены скорректированные критерии оценивания выполнения задания 27. При выборе материала для этого задания, которое проверяет умение проводить информационно-смысловую переработку текстов и предполагает написание сочинения на основе прочитанного макротекста, авторы предлагают различные по стилю произведения: публицистические (А.М. Максимов, Ш.А. Амонашвили и др.), фрагменты из художественных произведений писателей-классиков (И.А. Бунин, М. Пришвин, А.П. Чехов, Л.Н.Толстой и др.) и современных писателей (Е.Водолазкин, Н.Терентьев). В них, как и в тех, которые даются в качестве КИМов на экзамене, есть многопроблемные, позволяющие ученику выбрать тот материал, который ему наиболее интересен (табл. 1).

Табл. 1. Примерный круг проблем в текстах к заданию 27

Пособие адресовано в первую очередь учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля. В этом плане особенно ценным можно считать подробный анализ всех ответов к одному из вариантов, представленных в пособии.

В задании 26, где дается фрагмент рецензии, авторы пособия показывают, как нужно работать с понятиями «автор» и «рассказчик». Так, при анализе рассказа И.А.Бунина «Косцы» представлены три субъектные точки зрения: героя-рассказчика, героев-косцов и самого писателя (рис. 1).

Рис. 1. Вариант 6. Задание 26

При анализе произведения Евгения Водолазкина «Идти бестрепетно: между литературой и жизнью», явно автобиографического, имя писателя и термин «автор» становятся синонимичными (рис. 2).

Рис. 2. Вариант 7. Задание 26

Ученики сталкиваются с определенными трудностями, работая с субъектной организацией текстов. Подобные примеры рецензий, которые представлены в пособии, помогут разобраться им в этом сложном материале и не допустить ошибок во время экзамена.

Плюсом пособия становится и оформление тренировочных КИМов. Так, ни для кого не секрет, что подсказкой в выборе правильного ответа для сдающего экзамен может стать шрифт: если прилагательное выделено курсивом и охарактеризовано как троп, ученик не ошибется, назвав его эпитетом (рис. 3).

Рис. 3. Вариант 12. Задание 26

Пособие, созданное разработчиками вариантов ЕГЭ, станет подспорьем не только для учащихся, но и для учителей, которые найдут в нем ценные методические материалы: они помогут построить урок, существенно сэкономят время на его подготовку. Издание прошло научно-методическую оценку ФИПИ. Выпускники и учителя могут быть уверены в том, что содержащиеся в сборнике задания соответствуют всем требованиям КИМов ЕГЭ 2024 года по русскому языку. Надеемся, что учеников и их наставников ждет непременный успех!

Мария КОРЧАГИНА, учитель русского языка и литературы школы № 1 с углубленным изучением английского языка, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте