Охотник спустил курок…
9-й класс, учебник – С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Я.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. “Русский язык” – М.; “Просвещение”
Одной из принципиальных особенностей технологии, основанной на уровневой дифференциации обучения, является выделение базового, обязательного для всех уровня подготовки по предмету. В связи с этим принципом авторы дифференцировали задачу урока, выделив обязательный для усвоения учебный материал по каждой теме программы и дополнительный – для желающих, интересующихся русским языком.
В планирование включены обязательные результаты обучения – задания, аналогичные зачетным из обязательной части, а также номера упражнений из учебника и дидактического материала к учебнику, направленные на отработку и закрепление базового содержания темы, и задания повышенного уровня.
Дополнительные задания в поурочном планировании выделены жирным шрифтом в графе “Основные цели и задачи”.
Поурочное тематическое планирование по теме “Бессоюзные сложные предложения”
Тренировочный зачет по теме
Обязательная часть
1. Отработать теоретический материал.
2. Из данных простых предложений составьте три бессоюзных сложных, используя различные виды связи:
а) Начиналась зимняя пора. Снег тяготил Левитана. Под снегом умирала земля. Художник почти не писал зимних мотивов.
3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения:
а) Луны не было видно…(причина)
б) Служить бы рад…(противопоставление)
в) Охотник спустил курок…(быстрая смена событий).
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите, расставьте знаки препинания.
а) Поезд ушел быстро, и его огни скоро исчезли.
б) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу, что мой Карагез летит, развевая гриву.
5. Продолжите предложение.
Дни стояли теплые, …чтобы получились предложения следующих типов:
а) простое с однородными членами (без союзов);
б) бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую;
в) бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой.
6. Какова роль тире в предложении:
Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
а) Разделяет подлежащее и сказуемое.
б) Обозначает пропуск члена предложения.
в) Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
г) Отделяет приложение.
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении:
Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
а) Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
б) Предложения рисуют быструю смену событий.
в) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в следующем предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении:
Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.
а) Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
б) Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
в) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите предложение, расставляя знаки препинания.
В ноябре густые леса в поймах Оки и Прони еще светились золотом и пурпуром отлетающей листвы серые глаза рек и озер чернили многотысячные связи непугливой птицы ожиревшие от обилия ягод орехов и грибов дикие свиньи медведи барсуки тетерева и рябчики становились легкой добычей охотников.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания опущены).
а) Леса несмотря на тропический зной не отличались тропической пышностью.
б) Вот из-за серой тучки выглянуло солнышко и не узнать знакомой полянки.
в) Шорох тростников и рябь на воде возвестили начинается буря.
г) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.
д) Искусство животворный источник дающий человеку знания и силу счастье и чистоту молодость и энтузиазм.
Тамара СУПРУН, Кира КАТЫШЕВА,
учителя русского языка 27-й школы
Ярославль
Управление общего среднего образования сообщает сроки проведения в 1997-1998 учебном году письменных выпускных экзаменов по русскому языку и алгебре в IХ классе, литературе (сочинение) и алгебре и началам анализа в ХI(ХII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации устанавливает следующие сроки проведения письменных выпускных экзаменов.
В IХ классах дневных и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, а также в национальных (нерусских) общеобразовательных учреждениях государственная (итоговая) аттестация проводится в следующие сроки:
по алгебре – 1 июня; в школах с большим количеством параллельных классов – 1 июня и 8 июня;
по русскому языку – 8 июня; в школах с большим количеством параллельных классов 8 июня и 1 июня.
Экзамен по алгебре проводится по открытым текстам, опубликованным в “Сборнике заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы” авт. Л.В.Кузнецова и др. (М., Дрофа, 1996).
Для ХI классов дневных и ХII классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, проводящих выпускные экзамены в один срок, а также для национальных (нерусских) общеобразовательных учреждений устанавливаются следующие сроки государственной (итоговой) аттестации:
по литературе (сочинение) – 1 июня;
по алгебре и началам анализа – 9 июня.
В ХII классах вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, организующих проведение государственной (итоговой) аттестации в два срока, экзамен по литературе проводится 20 мая и 10 июня; по алгебре и началам анализа – 26 мая и 16 июня.
Начальник управления,
член коллегии
М.ЛЕОНТЬЕВА
Комментарии