Находчивые разведчики
Игры на уроках в 5-6-х классах
“Я тебя нашел!”
Эта игра помогает научить ребят находить и проверять безударные гласные, глухие и звонкие согласные. Лучше всего она идет, когда этот навык уже как-то отработан. Кроме упражнений по учебнику (а их так мало!) и комментированного письма, очень эффективна проверка гласных и согласных, заранее подчеркнутых карандашом. Для этого можно использовать любой подходящий текст, который есть на руках у ребят. На первом этапе я сама говорю, какие буквы нужно подчеркнуть. Ученик должен, списывая текст, правильно подыскать и написать в скобках проверочное слово. На втором этапе ребята находят гласные и согласные, которые нужно проверить, самостоятельно. И только после двух и трех недель такой работы я подключаю игру. Сначала даю ее только с гласными.
Игре предшествует маленькая
Сказка о ленивых человечках
В одной волшебной стране жили маленькие-маленькие человечки, величиной с букву. Они были очень ленивыми. Жили они на красивой, усеянной цветами полянке, но никто не хотел убирать ее. Человечки ленились даже полностью произносить свои имена и называли друг друга первыми буквами имен. Алексея или Алену называли просто А, Олега или Ольгу – О, Ивана или Ирину – И, Евгения или Евдокию – Е… Каждое утро специальный разведчик отправлялся на поиски дежурных человечков, которые, не желая работать, прятались и выдавали себя за кого-нибудь другого. Человечек А, например, выдавал себя за человечка О, а Е уверял, что он – И. Если разведчика обмануть не удавалось, если он мог доказать, что перед ним тот, кого он ищет, человечек отправлялся убирать полянку…
А дальше начинается игра. Сначала я показываю игру, выступая в роли и разведчика, и человечка. Потом вызываю двоих. Разведчик – поначалу сильный ученик. Того, кто играет за человечков, условно называем “человечек”. Диктую по слогам, чтобы предупредить ошибки (ведь за “разведчиком” пишет класс), предложение, где есть несколько слов с безударными гласными. Например:
Мы попросили показать нам лесную тропинку
“Разведчик” находит и подчеркивает безударные гласные в корнях слов, восклицая: “Я тебя нашел (нашла)! Тебя зовут О!” “А вот и нет! – хитрит “человечек”. – Меня зовут А!” “Разведчик” возражает: “Неправда, ты О, потому что – “просят”, а не “прасят!”
Дальше диалог продолжается примерно так:
– Я тебя нашел! (Подчеркивает “а” в слове “показать”). Тебя зовут А!
– Ничего подобного! Меня зовут О!
– Ты не можешь быть О, потому что “показывать”, а не “покозывать”! (Самый находчивый сказал однажды: “…потому что тебе тропинку покажут, а не покожут!”)
– Я тебя нашел! Тебя зовут Е! (подчеркивает “е” в слове “лесную”).
– Нет, меня зовут И!
– Не обманывай! Ты Е, потому что “лес”!
– Я тебя нашел! Тебя зовут О! (Подчеркивает “о” в слове “тропинка”).
– И вовсе я не О, я – А!
– Ну да, как бы не так! Ты О, потому что “тропка”, а не “трапка”!
Ставлю игрокам условие: говорить выразительно, артистично. Дети играют замечательно! А сколько вариантов “аранжировки”! От простого “нет” до “так я тебе и поверил!”
Если “разведчик” не может “уличить обманщика” сразу и раздумывает, я всячески приветствую это. Говорю, что настоящий разведчик не торопится, не поступает опрометчиво, а тщательно обдумывает каждый шаг.
Если пара хорошо справляется с игрой, ставлю обоим пятерку. Ведь для “человечка” тут тоже польза несомненная: он учится находить буквы, которые нужно проверить, да и просто запоминает правописание самых распространенных слов.
Позже, когда положение с безударными гласными немного наладится, в “разведчики” назначаю не только сильных ребят и диктую предложения без слогового проговаривания.
Когда игра освоена, немного ее усложняю. Теперь “разведчик” должен сделать вид, что хочет проверить гласную в суффиксе.
– Я тебя нашел! Тебя зовут О! – говорит он, показывая (не подчеркивая!) на “о” в слове “чистота”.
И тут главная роль принадлежит “человечку”. Он должен поставить над суффиксом соответствующий значок и сказать: “А я уже в домике!” (Ведь значок, обозначающий суффикс, напоминает крышу дома). По условиям игры “разведчик” не имеет права заставлять работать “человечка”, если он успел вбежать в свой домик.
В конце концов ребята избавляются от привычки проверять “о” в словах “высота” или “сырость” словами “высокий” и “сырой”. (Кстати, есть тут и момент опережения, предложенный С.Н.Лысенковой. Суффиксы существительных будем проходить еще нескоро, а учащимся уже мельком мимоходом сообщено: у существительных бывают суффиксы “от” и “ость”, а не “ат” и “асть”. Потом усвоить этот материал будет гораздо легче).
Освоив безударные гласные, включаем в игру слова с глухими и звонкими согласными.
– Я тебя нашел (нашла)! Тебя зовут З! – говорит “разведчик”, подчеркивая “з” в слове “низкий”.
– Нет, меня зовут С.
– Никакой ты не С, потому что “низенький”, а не “нисенький”!
В принципе эту игру можно использовать при изучении и других разделов орфографии. Например, “разведчик” может найти “человечка” по имени Мягкий Знак в слове “рожь”, а тот, конечно, скажет: “А меня тут нету!” Придется “разведчику” сформулировать правило.
Однажды я вызвала поиграть слабого ученика, который упорно не ставил разделительных Ь и Ъ. Я продиктовала “разведчику”: “Я съел на обед борщ”. Подчеркнув “Ъ”, он радостно сообщил: “Я тебя нашел! Тебя зовут Твердый Знак!” А дальше диалог разворачивался так:
– А меня тут вовсе и нету!
– Как бы не так! Если бы тебя не было, получилось бы не “съел”, “сел”!
– Ну и что? Может, и сел!
(Минутная пауза, потом хохот класса. “Разведчик” догадывается, в чем дело):
– Ну да! Сел на обед! Ты что, садишься на обед или ешь его?
После этой “игры” ошибок на разделительные знаки у “человечка” заметно поубавилось.
Раздавали мы котят…
Сколько ни работали мы над этим словом, сколько ни проверяли гласные, половина моих пятиклассников упорно писала “раздовать”…
Я написала на листке бумаги такую вот песенку:
Раздавали мы котят,
Да, да, да, да, да!
Люди брать их не хотят,
Да, да, да, да, да!
Завтра мы придем опять,
Да, да, да, да, да!
Наших кисок раздавать,
Да, да, да, да, да!
Слог “да” в слове “раздавать” и припев “да, да …” были написаны крупно и выделены. Родители сделали ксерокопии текста. В классе был мальчик, который играл на аккордеоне. Я попросила учительницу музыки подобрать веселую мелодию и разучить с ним. На уроке раздала тексты и попросила ребят подумать, зачем им эта песенка и почему припев – “да, да, да …”, а не, скажем, “ду, ду, ду” или “ля, ля, ля”. Догадались! Спели песенку, выделяя слог “да”, глядя в текст, чтобы зрение и слух работали одновременно. Спели про этих котят и на следующий день, и еще через день. Ошибки в слове и однокоренных словах исчезли у всех, кроме двоих мальчиков. Пришлось “наказать” их: после уроков мы вчетвером (включая нашего аккордеониста) спели “котят” еще 3 раза!
То же самое сделала я потом со словом “дарить”, немного изменив песенку:
Подарили нам котят,
Да, да, да, да, да!
Молочка они хотят,
Да, да, да, да, да!
Если есть кому дарить,
Да, да, да, да, да!
Хорошо на свете жить,
Да, да, да, да, да!
Неплохо помогает запомнить правописание самых распространенных слов их послоговое проговаривание хором вместе с проверочными словами. Лучше подобрать такие слова, которые рифмуются друг с другом. Например, “по-ка-зать – по-ка-жем”, “рас-ска-зать – рас-ска-жем”, “от-ка-зать – от-ка-жем”.
Кто приютит малышку
И еще одна сказка-игра “Третий лишний” (на непроизносимую согласную “т”)
Вызываю к доске кого-нибудь из желающих. Объявляю, что будет сказка-игра на непроизносимые согласные, и предупреждаю, что в сказке будут звучать и проверочные слова, на которые нужно обратить внимание. Затем начинаю сказку.
Потерялась маленькая буква “т”. Пошла поиграть и забыла, в каком слове стояла. Кинулась было к слову “ужасный”, хотела между “с” и “н” встать. Слово в ужасе замахало всеми своими буквами и воскликнуло: “Я ужасаюсь, ужасаюсь! Какие ужасы! Малышка “т” хочет к нам примазаться! Не здесь твое место, малышка! Поищи его в других словах!” Бросилась “т” к слову “опасный”. Но слово закричало: “Я опасаюсь, опасаюсь! Того, что малютка “т” сюда встанет! Не здесь твое место, дружок! Иди поищи его в других словах!” Побежала “т” к слову “интересный”. Но тут “с” и “н” взялись за руки и как завопят: “Не нужен нам третий лишний! У нас свои интересы!” Стоит малютка “т” и плачет.
В этом месте я прерываю сказку и спрашиваю ребят: “Ну и как вы думаете, какие слова придут малышке на помощь, захотят приютить ее?” Со всех сторон раздается: “Честный!” “Местный!” “Счастливый!”, “Известный!” Прошу стоящего у доски записать слово “честный” (ребята пишут тоже) и задаю классу вопрос: “Как вы думаете, что скажет букве “т” это слово?” И тут же напоминаю, что в реплике слово должно быть проверочное. Если ребята не догадываются, как это сделать, говорю сама: “Сочту за честь принять тебя, детка!” (Ребята записывают проверочное слово “честь”). Затем на доске записывается слово “местный”. Тут ребята обычно не затрудняются:
– Здесь твое место, малышка!
– У меня найдется для тебя место!
– Твое место с нами! (Это говорят буквы “с” и “н”).
Ну а слово “счастливый” восклицает: “Какое счастье, что ты нашлась!” С “известным” же обычно помогаю я: “Как долго не было от тебя весточки! Ты, наверное, не могла известить меня о том, где ты. Все мы, буквы, тебе рады!”
(А без моей помощи иногда получается: “где ты так измазалась в известке?” или “тебя хотели извести!”)
В заключение спрашиваю: “Как вы думаете, ребята, почему слово “ужасный” не могло приютить букву “т”?
– Потому что “ужасы”, а не “ужасти”!
– Потому что “ужасаюсь”, а не “ужастаюсь”!
То же самое делаем со словами “опасный” и “интересный”.
Инна КЛЕНИЦКАЯ,
учительница русского языка и литературы школы # 626
Москва
Комментарии