search
main
0

Русский язык

Старею. Денег нет

Урок по теме “Односоставные предложения с главным членом-сказуемым в письмах А.П.Чехова и рассказе “В потемках”. 8-й класс

Время урока

1. Чтение рассказа – 10 минут.

2. Вводное слово учителя – 3 минуты.

3. Исследовательская работа – 30 минут.

Тип урока: изучение нового.

Форма урока: исследование.

Оборудование:

1) Таблица “Основные качества языка художественных произведений по Чехову А.П.”.

2) Таблица “Односоставные предложения с главным членом – сказуемым”.

3) Раздаточный материал (тексты рассказа “В потемках”).

Ход урока

– Тема нашего урока “Односоставные предложения с главным членом – сказуемым в письмах А.П.Чехова и его рассказе “В потемках”. К концу занятия вы должны усвоить виды односоставных предложений и научиться находить их в текстах. Это вы сможете сделать, если найдете отличительные признаки односоставных предложений с главным членом – сказуемым.

Надеюсь, у вас появится особый интерес к рассказам Чехова, и, может быть, вы найдете в них много ценного для самовоспитания.

– Обратимся к названию рассказа. Что, по-вашему, оно должно отражать?

– Тему или основную мысль произведения.

– По мнению Чехова, название – это смысловой стержень произведения. Название должно быть простым, ясным, предельно кратким и… скромным. “В потемках”. Потемки. Что это такое?

– Темнота. Отсутствие света.

– В каком же значении, прямом или переносном, назван рассказ и как односоставные предложения связуют текст с заглавием? Проведем исследовательскую работу, чтобы ответить на эти вопросы. Скажите, как Чехову удается заставить нас улыбаться или смеяться?

– С помощью языка.

Основными качествами языка художественных произведений Антон Павлович считал:

Естественность – простота, ясность, искренность, правдивость, скромность, непринужденность, подлинность.

Корректность – правильность, логичность, точность, краткость.

Выразительность – яркость изображения, образность, пластичность, живость, легкость, изящность.

Мелодичность – гармония звуков речи – благозвучие, упорядоченность слов и словосочетаний в фразе, слаженность фраз в потоке речи – в тексте произведения.

Вопрос ученикам:

– Как Чехов и в бытовой, и в художественной речи придерживается этих качеств?

Прочтем выдержки из писем Антона Павловича к брату Александру и молодой писательнице Лидии Алексеевне Авиловой. Хочу выяснить, понятно ли вам слово “корректность” (корректный – учтивый, вежливый, тактичный).

Образуем глагол:

– Корректировать – вносить исправления.

– Какое значение слова “корректность” имел в виду Чехов?

Запишем (диктовка):

Корректный язык – язык не только правильный, сдержанный, но и точный. Именно точности языка Чехов уделял чрезвычайное внимание.

Вы знаете, что в грамматической основе выражаются грамматические значения предложений. Эти значения связаны со значениями наклонений и времени глагола – сказуемого. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные и односоставные.

Обратимся к выдержке из письма А.П. к брату Александру.

Язык должен быть прост и изящен. “Берегись изысканного языка”.

Вопрос ученикам:

– В чем разница между разобранными предложениями?

– В первом грамматическая основа выражена и подлежащим, и сказуемым. Во втором – только сказуемым.

– Можно ли во втором разобранном предложении определить форму глагола – сказуемого?

Берегись – глагол в повелительном наклонении, настоящего времени, 2-е лицо, ед. ч. (Ученики записывают в тетрадь).

Такие предложения называются определенно-личными.

Дайте характеристику предложению:

“Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте, а потом печатайте” (повествовательное, простое, односоставное, определенно-личное).

Почему определенно-личное?

– Сказуемое выражено глаголом 2-го лица.

– Следовательно, в этих письмах А.П.Чехов со своими советами обращался к конкретным лицам: к брату Александру и писательнице Авиловой.

Какой вывод сделаем мы о форме глагола-сказуемого определенно-личного предложения?

– Форма сказуемого определенно-личного предложения указывает на действия определенного лица.

– А всегда ли можно определить лицо глагола-сказуемого?

Прочтем отрывок ? 2 из рассказа “В потемках”.

“Товарищ прокурора медленно поднялся и сел на кровати, оглашая воздух зевками.

– Черт вас знает, что вы за народ! – пробормотал он. – Неужели даже ночью нет покоя? Будят из-за пустяков”.

– Глагол “будят” в форме 3-го лица множественного числа. Но какой народ ругает товарищ (заместитель) прокурора? Что важнее в этом предложении: кто будит? Или то, что его БУДЯТ?

Разумеется, товарищу прокурора все равно, кто его будит. Важно то, что ему помешали спать. Его БУДЯТ. Такие предложения, где сказуемое выражено глаголом 3-го лица множественного числа и где важно самодействие, а не лица, его производящие, называются неопределенно-личными.

Следующий критерий определения качества языка художественных произведений – мелодичность.

“Вообще СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков”.

Понятно ли, кому советует Чехов избегать некрасивых, неблагозвучных слов?

– И мне, и тебе, и ему, т.е. всем.

– Может ли быть в таком предложении подлежащее?

В предложении лицо глагола определить невозможно. Следовательно, это предложение безличное. Да и само слово говорит за себя. Разберите его по составу.

Безличное, т.е. без лица.

Итак, в русском языке три вида односоставных предложений, где грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом. Назовите их.

Определенно-личные.

Неопределенно-личные.

Безличные.

– Найдите в тексте письма односоставные предложения. Определите их вид и ответьте на вопрос, с какой целью использовал их Чехов?

“Я живу в деревне. Изредка НАВЕДЫВАЮСЬ в Москву, где ЕМ устриц. СТАРЕЮ. Денег НЕТ. Чинов НЕТ. Долги есть”.

– Писатель стремился избегать повторов. Местоимение “я” употребляется один раз. Этого достаточно. Таким образом, с помощью односоставных предложений достигается точность, упорядоченность слов в тексте, его компактность, яркость изображения и живость.

– Переходим к описанию ночи.

“На дворе было темно. Видны были одни только силуэты деревьев да темные крыши сараев. Восток чуть-чуть побледнел, но и эту бледность собирались заволокнуть тучи. В воздухе, уснувшем и окутанном во мглу, стояла тишина. Молчал даже дачный сторож, получающий деньги за нарушение стуком ночной тишины, молчал и коростель – единственный дикий пернатый, не чуждающийся соседства со столичными дачниками”.

Вопросы ученикам:

– Сколько односоставных предложений в этом тексте? Подумайте, может ли при сказуемом быть подлежащее? Определите вид предложения. Какую роль выполняет односоставное безличное предложение в тексте?

– Чехов в письмах к молодым писателям советовал серьезно работать над мелодичностью языка. Он подчеркивал:

“Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”. Почему же сам писатель употреблял в одном предложении одинаковые слова: “Молчал даже дачный сторож, получающий деньги за нарушение стуком ночной тишины, молчал и коростель – единственный дикий пернатый, не чуждающийся соседства со столичными дачниками”.

– Повтор слова “молчал” оправдан, т.к. писатель этим достигает яркости изображения, образности, показывает необыкновенную тишину ночи. Отсюда мелодичность и логичность речи.

Этот словесно-музыкальный этюд, воспевающий тишину летней ночи, напоминает человеку о его неисчерпаемых возможностях, взывая к духовному совершенству, красоте, счастью. Счастливы ли супруги – герои рассказа “В потемках”, красивы ли духовно, стремятся ли к совершенству?

– Нет. Жизнь их скучна. И темно не только на дворе: Марья Михайловна и Василий Прокофьич по жизни бродят в потемках. Не зря Чехов упоминает в начале рассказа муху. Эти люди – насекомые. Живут одним днем, нет у них стремления к лучшей, светлой жизни. Вот и “ворчит” герой этого рассказа односоставным неопределенно-личным предложением: “Будят из-за пустяков”.

Домашнее задание. Из любых трех рассказов Чехова выпишите не меньше десяти односоставных предложений с главным членом – сказуемым и определите их вид.

Людмила Гаврилова,

учитель русского языка и литературы

с. Новодоронинск,

Карымский район,

Читинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте