Старею. Денег нет
Урок по теме “Односоставные предложения с главным членом-сказуемым в письмах А.П.Чехова и рассказе “В потемках”. 8-й класс
Время урока
1. Чтение рассказа – 10 минут.
2. Вводное слово учителя – 3 минуты.
3. Исследовательская работа – 30 минут.
Тип урока: изучение нового.
Форма урока: исследование.
Оборудование:
1) Таблица “Основные качества языка художественных произведений по Чехову А.П.”.
2) Таблица “Односоставные предложения с главным членом – сказуемым”.
3) Раздаточный материал (тексты рассказа “В потемках”).
Ход урока
– Тема нашего урока “Односоставные предложения с главным членом – сказуемым в письмах А.П.Чехова и его рассказе “В потемках”. К концу занятия вы должны усвоить виды односоставных предложений и научиться находить их в текстах. Это вы сможете сделать, если найдете отличительные признаки односоставных предложений с главным членом – сказуемым.
Надеюсь, у вас появится особый интерес к рассказам Чехова, и, может быть, вы найдете в них много ценного для самовоспитания.
– Обратимся к названию рассказа. Что, по-вашему, оно должно отражать?
– Тему или основную мысль произведения.
– По мнению Чехова, название – это смысловой стержень произведения. Название должно быть простым, ясным, предельно кратким и… скромным. “В потемках”. Потемки. Что это такое?
– Темнота. Отсутствие света.
– В каком же значении, прямом или переносном, назван рассказ и как односоставные предложения связуют текст с заглавием? Проведем исследовательскую работу, чтобы ответить на эти вопросы. Скажите, как Чехову удается заставить нас улыбаться или смеяться?
– С помощью языка.
Основными качествами языка художественных произведений Антон Павлович считал:
Естественность – простота, ясность, искренность, правдивость, скромность, непринужденность, подлинность.
Корректность – правильность, логичность, точность, краткость.
Выразительность – яркость изображения, образность, пластичность, живость, легкость, изящность.
Мелодичность – гармония звуков речи – благозвучие, упорядоченность слов и словосочетаний в фразе, слаженность фраз в потоке речи – в тексте произведения.
Вопрос ученикам:
– Как Чехов и в бытовой, и в художественной речи придерживается этих качеств?
Прочтем выдержки из писем Антона Павловича к брату Александру и молодой писательнице Лидии Алексеевне Авиловой. Хочу выяснить, понятно ли вам слово “корректность” (корректный – учтивый, вежливый, тактичный).
Образуем глагол:
– Корректировать – вносить исправления.
– Какое значение слова “корректность” имел в виду Чехов?
Запишем (диктовка):
Корректный язык – язык не только правильный, сдержанный, но и точный. Именно точности языка Чехов уделял чрезвычайное внимание.
Вы знаете, что в грамматической основе выражаются грамматические значения предложений. Эти значения связаны со значениями наклонений и времени глагола – сказуемого. Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные и односоставные.
Обратимся к выдержке из письма А.П. к брату Александру.
Язык должен быть прост и изящен. “Берегись изысканного языка”.
Вопрос ученикам:
– В чем разница между разобранными предложениями?
– В первом грамматическая основа выражена и подлежащим, и сказуемым. Во втором – только сказуемым.
– Можно ли во втором разобранном предложении определить форму глагола – сказуемого?
Берегись – глагол в повелительном наклонении, настоящего времени, 2-е лицо, ед. ч. (Ученики записывают в тетрадь).
Такие предложения называются определенно-личными.
Дайте характеристику предложению:
“Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте, а потом печатайте” (повествовательное, простое, односоставное, определенно-личное).
Почему определенно-личное?
– Сказуемое выражено глаголом 2-го лица.
– Следовательно, в этих письмах А.П.Чехов со своими советами обращался к конкретным лицам: к брату Александру и писательнице Авиловой.
Какой вывод сделаем мы о форме глагола-сказуемого определенно-личного предложения?
– Форма сказуемого определенно-личного предложения указывает на действия определенного лица.
– А всегда ли можно определить лицо глагола-сказуемого?
Прочтем отрывок ? 2 из рассказа “В потемках”.
“Товарищ прокурора медленно поднялся и сел на кровати, оглашая воздух зевками.
– Черт вас знает, что вы за народ! – пробормотал он. – Неужели даже ночью нет покоя? Будят из-за пустяков”.
– Глагол “будят” в форме 3-го лица множественного числа. Но какой народ ругает товарищ (заместитель) прокурора? Что важнее в этом предложении: кто будит? Или то, что его БУДЯТ?
Разумеется, товарищу прокурора все равно, кто его будит. Важно то, что ему помешали спать. Его БУДЯТ. Такие предложения, где сказуемое выражено глаголом 3-го лица множественного числа и где важно самодействие, а не лица, его производящие, называются неопределенно-личными.
Следующий критерий определения качества языка художественных произведений – мелодичность.
“Вообще СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков”.
Понятно ли, кому советует Чехов избегать некрасивых, неблагозвучных слов?
– И мне, и тебе, и ему, т.е. всем.
– Может ли быть в таком предложении подлежащее?
В предложении лицо глагола определить невозможно. Следовательно, это предложение безличное. Да и само слово говорит за себя. Разберите его по составу.
Безличное, т.е. без лица.
Итак, в русском языке три вида односоставных предложений, где грамматическая основа выражена сказуемым – глаголом. Назовите их.
Определенно-личные.
Неопределенно-личные.
Безличные.
– Найдите в тексте письма односоставные предложения. Определите их вид и ответьте на вопрос, с какой целью использовал их Чехов?
“Я живу в деревне. Изредка НАВЕДЫВАЮСЬ в Москву, где ЕМ устриц. СТАРЕЮ. Денег НЕТ. Чинов НЕТ. Долги есть”.
– Писатель стремился избегать повторов. Местоимение “я” употребляется один раз. Этого достаточно. Таким образом, с помощью односоставных предложений достигается точность, упорядоченность слов в тексте, его компактность, яркость изображения и живость.
– Переходим к описанию ночи.
“На дворе было темно. Видны были одни только силуэты деревьев да темные крыши сараев. Восток чуть-чуть побледнел, но и эту бледность собирались заволокнуть тучи. В воздухе, уснувшем и окутанном во мглу, стояла тишина. Молчал даже дачный сторож, получающий деньги за нарушение стуком ночной тишины, молчал и коростель – единственный дикий пернатый, не чуждающийся соседства со столичными дачниками”.
Вопросы ученикам:
– Сколько односоставных предложений в этом тексте? Подумайте, может ли при сказуемом быть подлежащее? Определите вид предложения. Какую роль выполняет односоставное безличное предложение в тексте?
– Чехов в письмах к молодым писателям советовал серьезно работать над мелодичностью языка. Он подчеркивал:
“Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”. Почему же сам писатель употреблял в одном предложении одинаковые слова: “Молчал даже дачный сторож, получающий деньги за нарушение стуком ночной тишины, молчал и коростель – единственный дикий пернатый, не чуждающийся соседства со столичными дачниками”.
– Повтор слова “молчал” оправдан, т.к. писатель этим достигает яркости изображения, образности, показывает необыкновенную тишину ночи. Отсюда мелодичность и логичность речи.
Этот словесно-музыкальный этюд, воспевающий тишину летней ночи, напоминает человеку о его неисчерпаемых возможностях, взывая к духовному совершенству, красоте, счастью. Счастливы ли супруги – герои рассказа “В потемках”, красивы ли духовно, стремятся ли к совершенству?
– Нет. Жизнь их скучна. И темно не только на дворе: Марья Михайловна и Василий Прокофьич по жизни бродят в потемках. Не зря Чехов упоминает в начале рассказа муху. Эти люди – насекомые. Живут одним днем, нет у них стремления к лучшей, светлой жизни. Вот и “ворчит” герой этого рассказа односоставным неопределенно-личным предложением: “Будят из-за пустяков”.
Домашнее задание. Из любых трех рассказов Чехова выпишите не меньше десяти односоставных предложений с главным членом – сказуемым и определите их вид.
Людмила Гаврилова,
учитель русского языка и литературы
с. Новодоронинск,
Карымский район,
Читинская область
Комментарии