Похвальное слово знакам препинания
От авторов
Знакомство с материалом из книги “Знаки препинания” мы начинаем с рассказа о тех психологических механизмах, работа которых обеспечивает грамотное письмо. Эти сведения при всей их необходимости мало известны учителю и совсем неизвестны ученику.
Как бы ни старался учитель дать ученикам как можно больше, они могут взять лишь столько, сколько позволяют их развитие и желание взять. Как показывает наш опыт, знание “психологической механики” грамотности позволяет учителю более эффективно управлять усвоением, а владеющий этим знанием ученик будет гораздо успешнее организовывать свой труд и работать со значительно большим желанием и интересом.
Вопрос Виктора Гюго
Остроумный английский писатель Бернард Шоу говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ.
Можно ли согласиться с этим замечанием? Действительно, способов произнести слово есть великое множество. Произнесенное вами нет может быть спокойным или взволнованным, радостным или печальным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. А записывается слово только одним способом – составляющими его буквами. Но… Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: Да. Да! Да? Да?! Да… Да, Да:
Вслушайтесь мысленно в звучание этих слов. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково. Вам ясно, что да с точкой – спокойное, но это спокойствие может быть решительным, мужественным или горьким. Да с вопросительным знаком выражает вопрос, сомнения, недоумения, просьбы что-нибудь позволить. Да с вопросительным и восклицательным знаком – сильное недоумение, с восклицательным – сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием – неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после да как бы свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим да; двоеточие – сигнал того, что последует обьяснение, почему сказано да. Так знаки препинания помогают более точно и полно выразить смысл того, что передает письменная речь.
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то во всяком случае не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить и смыслы слов, и окрашивающие их чувства. Знаки говорят вместе со словами, а иногда даже и вместо слов.
Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал рукопись книги издателю. В письме, сопровождавшем рукопись, не было ни одного слова, а был только знак: “?” Издатель также ответил письмом без слов: “!” Но смысл этой “бессловесной” переписки совершенно понятен. Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение: “Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам!”
И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким “!”, окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор “Отверженных”.
Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба ее участника умели не только ставить, но и “читать”, то есть хорошо понимать знаки препинания.
Иногда знаки отражают не только смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь “умница”, выделяя это слово кавычками, ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Эти примеры показывают, насколько хорошее знание пунктуации обогащает возможности письменной речи. При неполном или неточном использовании знаков письменная речь очень трудна для понимания. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. На этом основан известный пунктуационный анекдот. Путешественник в момент опасности обещал в случае спасения “поставить статую золотую, пику держащую”. Однако когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на золотую статую, и он отдал распоряжение: “Поставьте статую, золотую пику держащую”. Так, не нарушив ни одним словом своего обещания, только переносом запятой он сильно сократил свои расходы.
Об огромной роли четкой и правильной расстановки знаков препинания рассказал К.Паустовский в книге “Золотая роза” в главе “Случай в магазине Альшванга”.
Писатель Андрей Соболь принес в редакцию газеты “Моряк” рассказ, интересный по теме, но написанный путаными, какими-то раздерганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся исправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена.
“Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова…
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, мой милый. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.
Итак, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.
От правила к грамотному письму – через самоинструкцию
Одни люди – счастливчики! – пишут всегда грамотно, хотя как будто бы вовсе не знают правил. Другие выучивают правила наизусть, но это не спасает их от ошибок.
Так в чем же дело?
Люди, которые пишут грамотно, вроде бы не зная правил, на самом деле их знают. Они могут не помнить их словесных формулировок, не повторять их себе при письме, но они умеют действовать на основании правил, в соответствии с правилами. А это – самое главное.
Всякая деятельность человека – от управления машиной до игры в хоккей – обязательно протекает по правилам. Для успешности любой такой деятельности важно не только “знать” правила, то есть уметь рассказать их, но и уметь действовать в соответствии с ними.
Пока человек еще не научился действовать по правилам, словесное знание ему помогает. Но как только эти действия становятся привычными, входят в плоть и кровь человека, он может позволить себе роскошь “забыть” правила, не повторять их себе в процессе работы ни вслух, ни в уме. Однако при изучении пунктуации от знания правил до того счастливого состояния, когда рука ставит знаки препинания как бы сама собой, когда “грамотность прирастает к кончику пера”, “путь и далек, и долог”.
Человек, выучивший правила, но не умеющий их применять, еще в самом начале пути, ведущего к овладению пунктуацией.
Для того чтобы действовать по правилу, надо на основании этого правила “построить” ход рассуждений и записать его в виде схемы, таблицы или словесной инструкции для себя – самоинструкции.
Для создания самоинструкции к применению грамматических правил иногда бывает нужно использовать не только то, что содержится в данном правиле, но и то, что было изучено раньше.
Покажем на самом простом примере, как создавать самоинструкцию.
Известно, что сложным предложением называется предложение, которое состоит из двух или более простых, обьединенных смысловой целостностью и интонационной законченностью. Это правило необходимо применять при работе буквально с каждым предложением. Как его применять? Строим ход рассуждений. Сначала надо определить, сколько в предложении грамматических основ. Если одна – значит предложение простое, если больше – значит сложное. Эту самоинструкцию можно изобразить в виде схемы:
Определяем, сколько в предложении грамматических основ
[[arrowdown]] [[arrowdown]]
одна две или больше
[[arrowdown]] [[arrowdown]]
Вывод: Вывод:
предложение предложение
простое. сложное.
Сколько основ, столько простых предложений в сложном.
Разумеется, более сложные правила требуют более сложных самоинструкций.
Для удобства работы можно сделать так, чтобы во время выполнения заданий была возможность взглянуть на инструкцию. Герой романа Джека Лондона Мартин Иден вешал список иностранных слов, которые он должен был выучить, над зеркальцем для бритья.
Однако само по себе умение составить и даже запомнить инструкцию еще не обеспечивает грамотного письма. Дядюшка Поджер, персонаж книги английского писателя Джерома К.Джерома “Трое в лодке, не считая собаки”, мог бы дать любому человеку инструкцию, как вбить в стенку гвоздь, чтобы повесить на него картину. Однако когда он принимался за дело сам, он чаще попадал молотком по собственным пальцам, чем по шляпке гвоздя. Инструкция – еще не все. Умение применять инструкцию приходит только благодаря тренировке, благодаря постоянным упражнениям.
Итак, знание правила – составление инструкции по его применению – тренировка. Достаточно ли этого, чтобы грамотность “приросла к кончику пера”? Достаточно… Но только тогда, когда расставляешь знаки препинания в готовом тексте, например в упражнении. А если создаешь свой текст – сочинение, письмо, заметку? Тогда знаки препинания рождаются в тексте вместе со словами.
Продолжение следует.
Комментарии