search
main
0

Русский Робинзон, или О том, как в Северной Америке появилась православная культура

Мало кто знает, что простой монах Валаамского монастыря после 42 лет жизни на чужбине получил всемирную известность, а основанная им и другими русскими православная церковь в Северной Америке пустила глубокие корни и объединяет теперь более 3 миллионов прихожан. Традиции русского православия хранят многие местные жители, преимущественно алеуты и эскимосы юго-западной Аляски. И сегодня еще сохраняются у них некоторые черты русской культуры конца ХVIII – первой половины ХIХ века, русские имена и фамилии, а в языках укоренилось немало русских по своему происхождению слов. Они берегут и реставрируют архитектурные памятники Русской Америки – церкви, часовни и крепостные сооружения.

В летописи русско-американских отношений и освоения русскими Северной Америки почетное место принадлежит первой русской православной миссии на Аляске 1794-1836 годов.
Ее история уходит своими корнями в ХVIII столетие, время выдающихся географических открытий, совершенных сынами России в Западном полушарии. Еще в 1741 году вторая Камчатская экспедиция во главе с В.Й.Берингом и А.И.Чириковым открыла северо-западную Америку, что послужило исходным пунктом в истории Русской Америки. В последующие годы снаряжается ряд экспедиций для исследования островов и побережья Америки, закрепления прав России на открытые ее посланцами земли и обращения местного населения в российское подданство.
Новый этап в освоении этих территорий в 80-е годы ХVIII века связан с именем предприимчивого купца из Рыльска Г.И.Шелихова, приступившего к обустройству здесь постоянных русских поселений. Возглавив крупнейшую промыслово-купеческую компанию, он в 1784 году основал на о. Кадьяке русское поселение, положив начало освоению новых земель и установлению тесных контактов с коренным населением Америки.
В результате слияния купеческих компаний Г.И.Шелихова, И.И. и М.С.Голиковых и Н.П.Мыльникова в 1798-1799 годах оформилась единая Российско-Американская компания (РАК). Она получила от Павла I монополию на торгово-промысловую деятельность в северо-западной Америке и управление этими землями. Компанию возглавил каргопольский купец А.А.Баранов, занимавший этот пост до 1818 года. В 1792-1808 годах центр Русской Америки находился в построенном им селении в гавани Св. Павла (ныне г. Кадьяк) на о. Кадьяке.
Осознавая необходимость обращения коренного населения Америки в православную веру и создания церкви на Аляске, Шелихов и его компаньон Голиков вошли к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу с ходатайством о посылке на Аляску духовного лица для совершения богослужения, распространения православия и просвещения местного населения. И в мае 1793 года последовал соответствующий указ Екатерины II.
К осени того же года была сформирована духовная миссия во главе с иеромонахом Валаамского монастыря на Ладожском озере Иоасафом, в которую также включили шестерых валаамских монахов, двух иноков из соседнего с Валаамом Коневского монастыря и двух церковнослужителей. В составе миссии оказался и монах Герман, самый молодой ее участник.
Родился Герман в подмосковном Серпухове в 1756 или 1757 году в богатой купеческой семье. Его имя и фамилия в миру неизвестны. Покинув в 16 лет отчий дом, поступил в Троицко-Сергиеву пустынь, расположенную в 19 верстах от Петербурга и девяти – от Петергофа, на берегу Финского залива. В ней он провел не менее пяти лет, был пострижен в монахи, получив имя Герман, возможно, в честь одного из основателей Валаамской обители – преподобного Германа. Однажды, опасно заболев, он получил чудесное исцеление от Божьей Матери.
В поисках уединения юный монах переходит в Валаамский монастырь. Духовным пастырем Германа становится настоятель обители игумен Назарий, который благословил его на жительство в пустыню, затерявшуюся в лесной чаще, версты за полторы от обители. Служение на Валааме стало основательной подготовкой Германа к суровой жизни на Аляске.
25 декабря 1793 года миссия из Петербурга тронулась в путь. До Иркутска ее сопровождал камергер двора его Величества, обер-прокурор Сената Н.П.Резанов, где он должен был проводить инспекцию компании Г.И. Шелихова. Путешествие по бескрайним просторам России заняло более полугода, и 1 июля 1794 года миссия достигла Охотска, откуда на судне РАК взяла курс на о. Кадьяк. И наконец 24 сентября их изнурительная девятимесячная одиссея подошла к концу.
Но отдыхать было некогда, близилась зима, и они засучив рукава взялись за труды праведные, и прежде всего за постройку церкви. Одновременно приступили они и к своему главному делу – проповеди христианства при посредничестве переводчиков из коренных жителей и крещению местного населения на Кадьяке и материковой Аляске. По характеру, обычаям и вере кадьякцы имели немало общего с алеутами, жившими на других островах и материке, но языки у них были совершенно разные. Но и те, и другие не имели письменности, которая пришла к ним с посланцами России.
Миссионеры занялись рыболовством, пекли хлеб. Герман трудился в пекарне, а затем ему были поручены и другие хозяйственные дела.
С образованием РАК миссия переходила на ее попечение, но, поскольку Баранов всячески притеснял миссионеров, пропитание им приходилось добывать собственными руками. Из картофеля получали муку, а репу рубили и квасили, собирали ягоды и грибы, нехватку соли восполняли морской водой. К земледелию приобщали они и местных жителей, для которых это было в новинку.
Постепенно ряды миссии таяли. Ее глава Иоасаф вместе со свитой, возвращаясь в 1799 году из поездки в Иркутск, где он был посвящен в епископы, погиб на обратном пути в результате кораблекрушения. Вскоре в составе миссии остались лишь трое, а с 1823 по 1836 год ее представлял только Герман.
В 1804 году на остров прибыл новый глава миссии иеромонах Гедеон. Сын орловского священника, Гедеон (примерно 1770 года рождения) с 1785 года обучался в Севской и Белгородской семинариях, где затем преподавал риторику, философию и математику. В 1803 году был определен учителем Александро-Невской семинарии и соборным иеромонахом Александро-Невской лавры в Петербурге. В том же году Святейший Синод послал его в первую морскую кругосветную экспедицию И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, официальным руководителем которой являлся Н.П.Резанов, направлявшийся с посольством в Японию. Непринятый японскими властями, он в августе 1805 года прибыл на Аляску в Ново-Архангельск (ныне г. Ситка) на о. Баранова.
По предписанию Резанова Гедеон, доставивший на Кадьяк собрание книг от правления РАК для местной библиотеки, открыл школу для детей крещеных жителей, вскоре преобразованную в двухклассное Российско-Американское училище. В 1-м классе 30 учеников обучались чтению, письму, правилам для учащихся и краткому катехизису, во 2-м (20 учеников) – русской грамматике, арифметике, священной и светской истории и географии. Практически учебная программа училища мало чем отличалась от программ начальных училищ в России. Воспитанников приобщали и к диковинным для них хозяйственным делам: “как приготовлять огороды, садить и сеять овощи, полоть, собирать нужные травы, коренья и удить рыбу”. В училище действовало и сапожно-башмачное отделение.
Уже в августе 1805 года здесь состоялся первый публичный экзамен в присутствии Н.П.Резанова, старших морских офицеров и прочих лиц. Отличившиеся на испытании ученики получили награды из рук Резанова. Находясь три недели на Кадьяке, он дал миссионерам наказ проявлять заботу прежде всего о земледелии, просвещении, умножении народа.
Со временем училище разрослось до 100 человек и в 1825 году было переведено в Ново-Архангельск, а на Кадьяке осталась только его часть.
За три года пребывания на Кадьяке Гедеон немало сделал также для подготовки преподавателей для училища из его выпускников, руководил работой по составлению словаря и грамматики кадьякского языка, перевел с русского языка “Молитву Господню”. Самым деятельным помощником Гедеона в этой работе был старший ученик, переводчик из коренных жителей П. Чумовицкий.
Наиболее способных питомцев училища посылали для продолжения образования в Россию – Петербург, штурманское училище в Кронштадте. Первая группа по распоряжению Резанова была направлена в 1805 году. В последующие годы в России постоянно обучались 5-12 креолов. Другие выпускники училища определялись конторщиками, писарями, мастеровыми, дьячками, матросами и пр.
В 1807 году Гедеон возвратился на родину, передав Герману дела миссии и заботы о религиозном, нравственном и гражданском просвещении коренного населения.
Вскоре Герман перебрался на жительство на небольшой необитаемый остров Еловый, отделенный от о. Кадьяка проливом шириной в полторы-две версты. Первые месяцы он обитал в выкопанной им пещере, а к зиме компания выстроила ему избушку-келью, вблизи которой возвели часовню и домик для училища и гостей. Постепенно остров стал заселяться и коренными жителями.
Герман и здесь занялся огородничеством, выращивал картофель, овощи, солил и сушил грибы, а в качестве удобрения использовал морскую капусту.
Русский Робинзон вел аскетическую жизнь, мало спал и ел (небольшая порция рыбы или овощей заменяла ему трапезу) и проводил время в неустанных трудах и заботах. Его одежда, не снимавшаяся круглый год, не отличалась разнообразием – оленья кухлянка (рубашка), надетая на голое тело и не снимавшаяся годами, холщовые порты, сапоги или башмаки, подрясник, ветхая, полинявшая ряска и клобук. Спал старец чуть ли не на голых досках.
Искреннее сочувствие и сострадание находили у него местные жители, терпевшие немало лишений от произвола и притеснений русских чиновников. Он вступался за провинившихся и обвиняемых, ободрял их, поддерживал нуждающихся и обездоленных. И они отвечали ему взаимностью, привозя рыбу, оказывая помощь по хозяйству. В воскресные и праздничные дни аборигены стекались к нему на молитву, и он читал им Часослов, Апостол, Евангелие и наставлял их. На острове Герман устроил школу, где обучал небольшую группу учеников (до 12 человек) чтению, письму, Закону Божьему и церковному пению.
Большая глубина и сила убеждения отличали его нравственные беседы с людьми, будь то русские или коренные жители. Об этом свидетельствовал правитель Русской Америки в 1817-1821 годах С.И. Яновский, который провел со старцем долгие часы в беседах. Выпускник Морского корпуса, человек высокообразованный и эрудированный, правитель знал Закон Божий, но в душе оставался атеистом. “К великому моему удивлению, – признавался Яновский, – он говорил так сильно, умно, доказывал так убедительно, что мне кажется, никакая ученость и земная мудрость не могли бы устоять против его слов. Ежедневно беседовали мы с ним до полуночи, и даже за полночь, о любви Божией, о вечности, о спасении души, христианской жизни. …Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истины, и я сделался настоящим христианином”.
Духовное общение с отцом Германом оказало большое влияние на дальнейшую жизнь Яновского и его семейства. Возвратившись на родину, на склоне лет он принял монашество в Тихоновой пустыни под Калугой. Его примеру последовал сын, ставший иеромонахом, в монастырь ушли и трое дочерей Яновского.
Многие встречавшиеся с отцом Германом поражались его чудесным даром ясновидения, хотя последние семь лет жизни он был слеп, однако сохранил острый ум и цепкую память. Еще при его жизни разлеталась молва о том, что он творит чудеса. Однажды случилось на острове наводнение, и жители в смятении сбежались к нему, ища спасения. Тогда старец, взяв икону Божьей Матери, поставил ее на отмель и стал молиться. “Не бойтесь, – успокаивал он, – далее этого места, где стоит святая икона, не пойдет вода”. Его слова оказались вещими, а та икона и по сей день хранится на острове. Очевидцы рассказывали и о том, что Герман, никак не отличавшийся богатырской силой, таскал такие бревна, что были под силу едва ли не четверым.
Герман Аляскинский умер 13 декабря 1836 года. Алеуты уверяли, что даже на весьма удаленном острове Афогнаке был виден столб света над Еловым, и поняли, что старец покинул их. И хотя целый месяц покоилось тело отца Германа в теплом доме его учеников, оно оставалось нетленным.
Память о великом подвижнике жива и поныне. Для православных на Аляске он – заступник перед Богом и людьми, олицетворение их религии, верность которой они хранят уже более 200 лет. Паломники не только из Америки, но и из-за рубежа приезжают на Еловый (теперь о. Спрус-Айленд). Они берут воду из ручья, веря в ее волшебную силу против всяких напастей и хворей, увозят горсти земли с того места, где долгие годы находилась могила старца. С недавнего времени в г. Кадьяке действует семинария Святого Германа. 9 августа 1970 года здесь состоялась канонизация старца, ставшего первым православным святым в Новом Свете.

октябре 2000 года давняя история, связанная с освоением Русской Америки, словно бы ожила вновь, получив неожиданное продолжение.
Когда в августе 1805 года Н.П.Резанов вместе со своими спутниками прибыл с берегов Камчатки в Ново-Архангельск на Аляске, он нашел здесь крайне бедственное положение с продовольствием. И тогда командор предпринял вылазку в испанскую Калифорнию. На доставленные с собой товары им удалось разживиться необходимым провиантом. Здесь-то и зародилась страстная любовь россиянина Резанова с дочерью коменданта Сан-Франциско юной красавицей Кончитой (Консепсией Аргуэлло). Их чувства были скреплены обручением, и командор дал клятвенное слово через два года вернуться к своей возлюбленной. Ведь предстояли еще немалые хлопоты, с тем чтобы добиться у католической церкви, прежде всего Ватикана, разрешения на брак католички с православным.
В 1806 году Резанов поспешил на родину, но по дороге простудился и тяжело заболел. На полпути, в Красноярске, в марте 1807 года он скончался и здесь же был похоронен. История этой романтической и вместе с тем печальной любви вдохновила Андрея Вознесенского на замечательные стихи “Ты меня никогда не увидишь, ты меня никогда не забудешь…” Не прошел мимо этой истории и московский театр Ленком и поставил по ее мотивам рок-оперу “Юнона и Авось”.
Почти полвека томилась Кончита в ожидании избранника своего сердца и на склоне лет удалилась в монастырь, так и не подарив свою любовь другому. Здесь она и нашла успокоение в 1858 году.
И вот теперь тронутые до глубины души историей этой любви почти двухвековой давности американские полицейские отрядили делегацию в далекий Красноярск, чтобы возложить землю с могилы Кончиты на захоронение ее возлюбленного. Известие об их приезде вызвало нешуточный переполох среди местного руководства и краеведов. Дело в том, что последние до сих пор не могут достоверно определить местонахождение могилы Н.П.Резанова. И местным властям пришлось в авральном порядке ставить памятник скорее всего на условной могиле российского командора и отслужить по этому случаю панихиду. Американцы выполнили свою миссию, возложив землю и розу, доставленные с захоронения Кончиты, на могилу Н.П.Резанова. Взяв горсть земли с могилы командора, заокеанские гости отбыли домой. “Но самой главной правды, – пишет автор материала об этом событии, опубликованного в газете “Красноярский рабочий”, – американцы так и не узнали. Никто не решился им сказать, что памятник Резанову был установлен всего за день до их прихода на могилу”. Продолжая рассуждения корреспондента, заметим, что, если бы было точно известно, где находится могила Резанова, памятник, вероятно, давно бы поставили. Вот так храним мы память о нашем прошлом, дорожим нашей славной историей. Она ведь у нас, в отличие от американцев, очень богатая. И, как отмечает автор этого материала, возведя почему-то Резанова в ранг главы Русско-Американской компании, на Аляске помнят его имя, которое увековечено в названиях озера на о. Баранова, улиц в городах Кадьяке и Анкоридже.
Юрий ЛЬВУНИН,
доктор исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте