search
main
0

Русский крест. Урок истории в 11-м классе на тему «Первая мировая война»

Урок был дан во время всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2013» в средней школе №29 города Подольска Московской области.

Задачи урока1. Добиться понимания, что Первая мировая война со стороны России носила характер Отечественной.2. Показать, что русский крест – это необходимость России защищать свою Родину, и связан он с геополитическим положением нашего государства.3. Воспитание чувства сопричастности к историческим событиям.Оборудование: ПК, проектор, три карты: «Первая мировая война», «Имперская карта Германии», «Расширение НАТО». Работа с термином «крест»Учитель: Вся наша жизнь наполнена символами. Как бы вы объяснили, что для вас означает слово «крест»?Ученики: – тяжесть, – милосердие, – символ мира, – символ любви, – символ вечной жизни,- он объединяет все четыре стороны света,- нести свой крест – переносить трудности.Учитель: Символы, которые мы видим здесь, относятся к определенному периоду жизни нашей страны. О каком периоде мы будем с вами говорить?Дети видят изображения красного креста, георгиевского креста – символов Первой мировой войны.Ученики: О войне.Учитель: Да, мы будем говорить о войне, но о какой? Правильно, о Первой мировой войне.Учитель: 1 августа 1914 года Россия вступила в Первую мировую – одну из самых страшных войн в истории. Она положила конец «золотому веку» Европы. А началась война со знаменитой фразы императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа: «Я все взвесил, я все обдумал». Война стерла с лица земли четыре империи, открыла дорогу фашизму и впервые показала людям, насколько смертоносным может быть прогресс. Как эту войну только не называли! Сначала Второй Отечественной (после Наполеоновской), потом германской. Большевики окрестили ее империалистической и наконец просто Первой мировой.  Советские историки заклеймили ее как бессмысленную бойню в интересах класса угнетателей и вымарали из памяти общества. Потом была Вторая мировая война, о которой писались книги и снимались фильмы. И Первая мировая война оказалась забытой и до сих пор неоцененной. Какова же правда об этой войне? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос для себя. Ясно одно: она стала крестом для целого поколения.  Запишите тему урока:  «Русский крест: Первая мировая война».Каковы же причины этой войны? Как разные слои общества высказали свое отношение к войне?Многие историки считают, что изучать историю по учебникам не совсем верно, правильно изучать ее по документам. Я предлагаю  разделиться на три группы по рядам. Третьему ряду предлагаю записку Петра Николаевича Дурново, адресованную императору Николаю II. Петр Дурново – лидер правых в Государственном совете. Подал он записку за полгода до начала войны. Ваша задача: прочитать документ и назвать, какие причины Первой мировой войны называет Дурново в своей записке.При ответе на вопросы необходимо постоянно обращаться к карте.1. Какие две страны соперничали друг с другом в начале ХХ века?2. В чем разница геополитического положения этих двух стран?3. Может ли война сохраниться в рамках единоборства между Англией и Германией?4. Покажите на карте, какие два блока были созданы накануне войны?Учитель: По-разному российское общество отнеслось к войне. Работа с историческими документами по вариантам.  Учитель: Вопрос о войне не оставлял равнодушным никого, но мнения людей разделились. Разделимся и мы с вами. Ваш ряд будет продолжать работать с запиской Петра Николаевича Дурново. Он был лидером правых монархических сил в Государственном совете. Второй ряд будет анализировать  работу В.И.Ленина «Манифест ЦК РСДРП об империалистической войне». А первому ряду предстоит работать с воспоминаниями М.В.Родзянко, одного из лидеров партии октябристов.Ученики отвечают, обсуждение ответов.Учитель: Цели германского блока простирались очень далеко. Восточная граница германской конфедерации должна была проходить по Волге. Тогда не было коммунистического режима. Русская армия жертвенно сражалась не за империалистические интересы, а именно за то, чтобы территории, которые были присоединены за 300 лет, остались в составе России. Россия приобрела такое положение, когда вышла к берегам Балтики при Петре I и берегам Черного моря при Екатерине II. И это величие не давало спокойно жить Европе. Именно Крым, Кавказ, Черное море и Балтика оказались под угрозой в Первой мировой войне. Для России война стала необходимостью защищать свое Отечество. Александр ПлющиковБабы Господу помолятся И до первых петухов Молча выйдут за околицу,Провожая мужиков.Помянув за что-то лешего,Отослав домой детей,Зашагало войско пешееВ пекло августовских дней…Учитель: Уходили русские воины и становились героями. К сожалению, большинство подвигов Первой мировой войны неизвестны целым поколениям в нашем государстве.  А о таких людях надо знать. Кузьма Крючков – полный георгиевский кавалер великой войны. Летчик Петр Нестеров совершил первый воздушный таран и геройски погиб. Настоящими асами своего времени были пилоты Александр Казаков, Евграф Крутин, Павел Аргеев, Иван Смирнов. Корнет Юрий Гильшнер после ампутации  ноги совершал вылеты, сбил 5 аэропланов противника и геройски погиб летом 1917 года. Русские женщины тоже несли свой  крест. Сестры милосердия помогали раненым.  Мария Бочкарева стала полным георгиевским кавалером. Нам кажется, что Первая мировая война от нас далека, но мы можем ощутить влияние войны на всю историю ХХ века. Посмотрите на карту и скажите, что не удалось сделать Германии в Первую мировую и что она попыталась реализовать во Вторую мировую.Ответы учеников.Учитель (обращается к ученикам, участникам открытого урока): Ваш город Подольск – уникальное место. Подольск – перекресток двух войн. По его дорогам солдаты уходили и на Первую мировую войну, и на Вторую. Было немало солдат, которые несли крест обеих войн. Среди них ваш земляк Тимофей Козырев. Его внучка, подольская художница Лариса Давыдова, написала картину-диптих «Две фотографии на память. Мой дед».Обсуждение  картины Ларисы Давыдовой. Вопросы:1. Почему картина разделена на две части? 2. Что вы видите на заднем плане картины?3. Почему они в центре обеих частей картины? 4. Какие детали повторяются на картине? Учитель: Стол превращается в престол, он становится чашей весов, становится правом выбора. Этот выбор и есть русский крест Тимофея Козырева. Если мы присмотримся к картине, этот крест всплывает перед нашими глазами. Линия, разделяющая  картину, – это основа креста. Верхняя перекладина – это перекресток подольских дорог. Особо скажу о нижней перекладине, это и есть символ выбора главных ценностей человеческой жизни.  На чашу весов положена семья. Ключи символизируют дом. Закрыть дом – значит его защитить. Русский крест – это защита своего Отечества.Этот крест теперь нести и нам. Посмотрите на карту. Что это за карта? Это карта стран НАТО. Вступили в НАТО страны Балтии, восточно-европейские страны – Польша, Чехия, юго-западная страна Болгария. На пороге вступления Украина и Грузия. Мы окажемся удалены из стратегических регионов Балтийского и Черного морей. Нынешнее поколение протестует, но вырастет новое, и какой выбор сделает оно, сделаете вы? Ответы учеников.Учитель: Сможем ли мы сделать свой выбор в защиту своего Отечества? Выбор этот – тяжелый крест, но это крест во спасение России, а значит, и нас с вами.​Наталья КНЯЗЕВА, учитель истории и обществознания средней школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов города Волжска Республики Марий Эл, учитель года Республики Марий Эл-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте