В начале девяностых Израиль пополнился миллионом переселенцев из Советского Союза. Прошло время, и сегодня уже можно говорить о таком явлении, как «русский» Израиль. Почти в любом городском районе Тель-Авива можно найти русский магазин. Не проблема посетить русский ресторан, театр, посмотреть местный телеканал на русском языке. Есть в Израиле и профессиональные области, особо «любимые» русскими. Это электроника, компьютерные технологии, медицина… и сфера образования. В израильских школах, оказывается, работают более шести тысяч «наших» учителей. А совсем недавно впервые в истории Израиля директором школы назначена «русская» Мила Спивак.
В школе Милы Спивак – 950 учеников. Преподавание ведется на иврите, несмотря на то что девяносто пять процентов учащихся – русскоговорящие. Впрочем, сам этот проект, которому уже двенадцать лет, изначально создавался именно под русских детей. Никакого «ущемления прав русской общины» в этой обособленности нет, скорее наоборот. В начале девяностых в страну приехало большое количество «сильных» ребят, для которых не нашлось учебных заведений их уровня, и было решено создать проект «хатива ле-мадаим», или школу наук с акцентом на изучении точных дисциплин. С 10-го по 12-й класс дети выбирают специализацию из довольно широкого списка: компьютеры, биология, химия, физика, бухгалтерия, дизайн помещений, реклама, компьютерная графика. Можно выбрать и две специальности, скажем, компьютеры с физикой или биологию с химией. Изучаются и два иностранных языка: обязательный английский и второй иностранный, по выбору. Три четверти ребят выбрали для изучения русский язык.
«Мы приехали в Израиль в 1990 году, – вспоминает Мила Спивак. – Поскольку в Союзе я была учителем физики и замдиректора школы, то и здесь почти сразу пошла учиться на курсы учителей в колледж «Ахва». Было непросто: всего полгода в стране, трудности с языком… Я, например, даже не знала, как образуется будущее время в иврите. Но поступила и училась там почти год. Потом пришлось самой искать работу, что, честно сказать, было несколько неожиданно: никакой дополнительной помощи, распределения, как в том же СССР.
И все-таки работу нашла. В школе ВИЦО, всего 4 часа в неделю. Поначалу, конечно, были разные курьезные моменты. Я объясняла тему урока, но боялась не понять, о чем спрашивают дети. Они ведь проглатывают звуки, используют сленг. Без привычки понять их очень непросто. Помню, настолько боялась всяких вопросов, что со звонком первая покидала класс!
Но, слава Богу, общий язык с ребятами нашла довольно быстро. Я им говорила так: вы не знаете физику – я вас научу, а вы меня научите ивриту. Я никогда не стеснялась спрашивать у детей, как правильно пишется то или иное слово. Они иногда указывали мне на какие-то ошибки, за что я всегда говорила им спасибо.
Затем, через какое-то время, начала работать в тель-авивской гимназии «Герцлия», где проработала 15 лет и где продолжала работать даже когда перешла работать в эту школу. И вот уже двенадцать лет как я преподаю здесь. Была завучем, а недавно меня назначали директором».
Кроме прочего, Мила Спивак – председатель правления Ассоциации в поддержку детей-репатриантов, созданной шесть лет назад. Основная задача ассоциации ясна из ее названия. А помощь часто оказывают в весьма оригинальных формах. Например, проект «городские птицы» объединяет добровольцев, которые проводят время с подростками на улицах, общаются с ними на разные темы. Есть телефон доверия для родителей на нескольких языках, включая русский, где подскажут, куда обратиться в тех или иных случаях.
Имеется у ассоциации и лобби в Кнессете, состоящее из депутатов различных политических партий. А как член Общественного совета по интеграции репатриантов в системе образования, директор школы Мила Спивак способна влиять на образовательную политику на самом высоком уровне, при участии министра просвещения, профессора Юли Тамир, входящей в этот совет.
Тель-Авив
Сколько платят учителю в Израиле
Учитель, поступивший на работу сразу после колледжа, получает 3000 шекелей (791 доллар) максимум. Это меньше официальной минимальной зарплаты, которая составляет 3710 шекелей в месяц (или 979 долларов). До этого уровня ему доплачивает служба национального страхования (обеспечение прожиточного минимума), но только исходя из совокупного дохода семьи. Если, например, муж учительницы прилично зарабатывает, то доплата не полагается.
Зарплата педагога, обладающего степенью бакалавра, – около 4500 шекелей (1187 долларов) при том условии, что он работает по 24 часа в неделю. С годами увеличивается стаж, прибавляется надбавка за повышение квалификации (курсы). Максимальная надбавка – 19,2%. По 1,2% надбавки ежегодно можно получить при условии посещения не менее 112 часов таких занятий. Получается, что полную надбавку за повышение квалификации учитель сможет получить через 16 лет, прослушав 1792 часа специальных курсов. Если к высшему образованию приплюсовать надбавку за курсы, получится 24-25% к основной ставке.
Когда учителю исполняется 50 лет и он отработал нужное количество часов, ему выплачивается 13-я зарплата. Доплата за руководство (Гмуль ниуль) – 3-4 тысяч шекелей (791 – 1055 долларов). Если учитель будет работать 30 часов в неделю, имея степень магистра и большой стаж, то он может получить порядка 8 тысяч шекелей (2110 долларов).
Комментарии