Вы знаете, что наречие «на-гора» означает «наверх, на поверхность земли» и пишется через дефис? А что пришло оно в общеупотребительную сферу из языковой среды шахтеров? Что толщина льда, которым покрыта гора Эльбрус, достигает 400 метров? Что по написанию прилагательных или причастий в меню («н» и «нн») можно понять, какое блюдо вы заказываете в ресторане? Сможете ли с уверенностью сказать, как ставится ударение в глаголе «кашлянуть» или в существительном «вероисповедание»? Какое словосочетание – «подскользнулся на льду» или «ляг на диван» – верное? Выбирая маршрут для будущего путешествия, думали ли о посещении музея «Малые Корелы», который находится в 25 километрах от Архангельска (в нем внимание посетителей обязательно привлекут церкви, часовни, мельницы, амбары, построенные в XVI – начале ХХ века)? На все эти вопросы вы получите ответы в новом пособии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку «ЕГЭ-2024. Русский язык» под редакцией Р.А.Дощинского. В нем 37 вариантов.
В КИМах, представленных в пособии, учтены те незначительные изменения, которые обозначены в демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку. В частности, два задания на правила русской орфографии (13, 14) теперь предполагают выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов в виде цифр. В пособии детально разбирается система оценивания экзаменационной работы: рассказано об изменении оценивания заданий 8 и 26, представлены скорректированные критерии оценивания выполнения задания 27. При выборе материала для этого задания, которое проверяет умение проводить информационно-смысловую переработку текстов и предполагает написание сочинения на основе прочитанного макротекста, авторы предлагают различные по стилю произведения: публицистические (А.М.Максимов, Ш.А.Амонашвили и др.), фрагменты из художественных произведений писателей-классиков (И.А.Бунин, М.Пришвин, А.Чехов, Л.Н.Толстой и др.) и современных писателей (Е.Водолазкин, Н.Терентьев). В них, как и в тех, которые даются в качестве КИМов на экзамене, есть многопроблемные, позволяющие ученику выбрать тот материал, который ему наиболее интересен (см. таблицу 1).
В задании 26, где дается фрагмент рецензии, авторы пособия показывают, как нужно работать с понятиями «автор» и «рассказчик». Так, при анализе рассказа И.А.Бунина «Косцы» представлены три субъектные точки зрения: герой-рассказчик, герои-косцы и сам писатель (см. рис. 1).
Плюсом пособия становится и оформление тренировочных КИМов. Так, ни для кого не секрет, что подсказкой в выборе правильного ответа для сдающего экзамен может стать шрифт: если прилагательное выделено курсивом и охарактеризовано как троп, ученик не ошибется, назвав его эпитетом (рис. 2).
Пособие, созданное разработчиками вариантов ЕГЭ, станет подспорьем не только для учащихся, но и для учителей, которые найдут в нем ценные методические материалы: они помогут построить урок, существенно сэкономят время на его подготовку. Издание прошло научно-методическую оценку ФИПИ. Выпускники и учителя могут быть уверены в том, что содержащиеся в сборнике задания соответствуют всем требованиям КИМов ЕГЭ 2024 года по русскому языку. Надеемся, что учеников и их наставников ждет непременный успех!
Мария КОРЧАГИНА, учитель русского языка и литературы школы №1 с углубленным изучением английского языка, Вологда
Комментарии