Сегодня вечером я буду счастлива – иду в Большой на бенефис Илзе Лиепы. Прошло почти две недели, как в Кремлевском дворце съездов состоялся творческий вечер Андриса, посвященный его 50-летию. И уже вновь хочется умирать от чувств в этом мире прекрасного, перед которым блекнет все прочее несовершенство. Потому что я уверена: уж если умирать, то только в театре, и только от восторга!
– Андрис, вы в свой день рождения подготовили для зрителей невероятный подарок – вышли на сцену в образе Шахрияра. Когда-то «Шехерезада» украшала антрепризу Дягилева, теперь эта изысканная танцевальная сказка радует нас вновь, опять заговорили и о «Русских сезонах». Как вы решились возродить все это?- Дягилев вывез «Русские сезоны» на Запад и таким образом пробил окно в Европу для русского искусства. Я же решил, что эти спектакли нужно вернуть в Россию, они принадлежат нам по праву, хотя и были сделаны в основном для Франции и хранились там.- Значит, мы с нашим передовым балетом покинули западные рубежи?- Мы реанимировали эту легенду и для Парижа. В июне нынешнего года с триумфом прошли четвертые гастроли сезонов на сцене Парижского театра на Елисейских Полях. Но основная наша цель – вернуть этот балет российским зрителям. Сейчас мы с проектом «Русские сезоны XXI века» совершаем тур по городам России.Идея возрождения блистательных балетов Сергея Дягилева увлекала меня давно. В 1993-м на сцене Мариинки мне все-таки удалось поставить «Петрушку», «Шехерезаду», «Жар-птицу». Сегодня восстановлено десять спектаклей. Этому предшествовала огромная работа в архивах. Удалось найти подлинные эскизы декораций и костюмов, выполненные Леоном Бакстом и Александром Бенуа, скрупулезно восстановить утраченную хореографию.- На своем бенефисе Илзе впервые в Москве представит «Клеопатру – Иду Рубинштейн». Этот балет уже состоялся в Париже в июле. Он тоже из «Русских сезонов»?- Эта постановка, с одной стороны, возрождает нетленные шедевры Дягилева, а с другой – претворяет в жизнь новаторские идеи. Хореограф балета – Патрик де Бана, в прошлом премьер в труппах Мориса Бежара и Начо Дуато. Кстати, Патрик как лучший хореограф мира был номинирован и на премию «Бенуа де ля данс». В преломлении Патрика де Бана мы видим не Иду, а ее отражение. И все-таки автор либретто Франсуа Вазель построил сюжет именно на реальных воспоминаниях Иды Рубинштейн о том, как создавалась «Клеопатра». Патрик и Франсуа каким-то непостижимым образом погружают зрителя в атмосферу того, дореволюционного, Петербурга. В постановке волнует все.Прикоснуться к образу последней царицы Египта и самой загадочной личности истории мечтают все артисты мира. Но эту роль исполнила Ида Рубинштейн, не менее загадочная личность начала XX века. Те, кто видел Иду в балете Михаила Фокина, навсегда сохранили в памяти ее обжигающий, как лед, танец-пантомиму (как и магию ее знаменитых семи покрывал). Вообще Ида Рубинштейн возникла не случайно, она нас не отпускает, как будто через столетие мы до сих пор ощущаем ее необыкновенную харизматичность. Мы пытались найти сущность Иды, понять, что происходило внутри ее, чем она завораживала публику. Премьера фокинского балета состоялась 2 июня 1909 года, вместе с Идой там танцевали Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина. Как светская львица, Ида могла иметь такой же колоссальный успех, как и они, эти не просто профессиональные танцовщики – звезды. Эту загадку мы и пытаемся разгадать все вместе.- В вашем балете тоже звездный состав?- Обе заглавные партии – Клеопатры и Иды Рубинштейн – исполняет Илзе. Я увидел ее и понял, что это не моя сестра, это Ида, настолько образ лег на нее. А остальные… Судите сами: Михаил Фокин – ведущий премьер Большого театра Михаил Лобухин, мистер G – премьер Мариинки Илья Кузнецов, граф Монтескью – премьер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Артем Ячменников, Вацлав Нижинский – премьер театра «Кремлевский балет» Михаил Мартынюк, Тамара Карсавина – прима-балерина «Кремлевского балета» Наталья Балахничева, Анна Павлова – прима Александра Тимофеева, Бронислава Нижинская – Вероника Варновская.Павел Каплевич создал сценографию спектакля, творила костюмы Екатерина Котова, а за соответствием образов все это время наблюдал стилист Александр Шевчук. По-моему, у нас получилось нечто грандиозное!- Свой юбилей вы отметили в Кремле. Чем вас привлекла именно эта сцена?- Воспоминаниями. Впервые я вышел на сцену в 1971 году. Это была постановка Московского академического хореографического училища. Называлась она «Школьный двор», а играли мы ее именно в Кремлевском дворце съездов. С тех пор эти места стали мне родными. Это первая сцена, на которой я состоялся как маленький артист, и с тех пор я ее люблю. Зрительный зал дворца вмещает до 6 тысяч зрителей, там большая сложная сцена – это 6 театров одновременно. Поэтому там всегда интересно что-то делать.- Вы родились в знаменитой семье. Ваш выбор профессии был предопределен?- На вопрос «Кем хочешь стать?» всегда отвечал: «Папой в Большом театре». Так практически и получилось. По окончании Московского хореографического училища (ныне Государственная академия хореографии) я был принят в труппу Большого. И пошло – «Жизель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Спящая красавица», «Иван Грозный», «Золотой век». Мне одному из первых советских танцовщиков было официально разрешено работать в иностранной труппе. Вместе с Ниной Ананиашвили мы выступали с Нью-Йорк-сити балет, а затем в американском театре балета под руководством Михаила Барышникова. А в память об отце в 1997-м я организовал благотворительный фонд имени Мариса Лиепы.Много сил потрачено на то, чтобы установить памятник Марису Лиепе в Риге. Вроде бы сделали все, чтобы он появился еще в прошлом году, но из-за финансовых трудностей наши партнеры этот проект отложили. Место, где будет стоять этот памятник, выбрано, было несколько конкурсов, и мы надеемся, что все-таки он появится.- Вы явили миру не только свой талант танцовщика. Постановка оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» в 1994-м, помнится, стала сенсацией. До сих пор с успехом идет «Евгений Онегин», поставленный вами по просьбе Галины Вишневской в Центре оперного пения. Французская академия кино вручила вам приз «Золотая лента русского кино» как режиссеру за фильм-балет «Возвращение Жар-птицы». Автор сезонов, руководитель фонда – список дел впечатляет. А о чем вы еще мечтаете?- Я с детства люблю балет. Я действительно хочу, чтобы красота спасла мир. Мне кажется, в танце открывается особая часть Вселенной, где соединяются движение и мысль, фантазия, чудо. И если на земле в самом деле есть красота, жить, по-моему, становится легче… Поэтому я мечтаю, чтобы балет по-прежнему царил. Мечтаю создать театр Дягилева – накоплено огромное количество костюмов, декораций, уже сложилось 12 спектаклей, и их, по существу, показывать негде. Мечтаю, чтобы мы и впредь обогащали мировую культуру своими «Русскими сезонами».фото автора и из архива Андриса ЛИЕПЫ
Комментарии