В Москве закончилось священнодействие под названием «Летние балетные сезоны», которые нашли свой приют на сцене РАМТа, и куда публика уже протоптала дорожку, успев за 15 лет привыкнуть к тому, что с наступлением лета приходит и пора балета, причём в самом центре столицы. Хотя в первый раз «Летние балетные сезоны» прошли 16 лет назад на сцене театра «Ромэн», где выступил только один коллектив – «Русский балет» Вячеслава Гордеева. Это был пробный шар, который, как теперь выясняется, попал-таки в лузу.
Причина для открытия в Москве «Летних балетных сезонов» была самая, что ни на есть банальная: дать иностранцам, приезжающим в Москву, увидеть в главном городе России не только Кремль, но и русский балет, с давних пор прославивший нашу страну на весь мир. Поскольку до последнего времени почти все столичные театры, среди которых были Большой, Станиславского и Немировича-Данченко, спектаклей летом не давали, Аллу Немодрук, в прошлом работника Госконцерта СССР, замучили просьбами турфирмы: «Придумайте что-то для гостей из-за рубежа: по вечерам им некуда деться!»
«Когда начинали в 2001 году, было очень страшно, – признаётся Алла Маратовна. – И хотя первый финансовый результат был отрицательным, мы поняли: ниша есть. Видно, звёзды сошлись или так сложилось исторически, но «Летние балетные сезоны» оказались востребованы».
Результат усилий организаторов – толпы у РАМТа по вечерам, где наряду с родным языком слышится иноязычная речь разных стран мира. Рядом со мной на «Щелкунчике» всё первое действие проспала англичанка, видимо, после изнурительных экскурсий по жаркой Москве. Но на втором она наконец оценила и красоту музыки Чайковского, и танцовщиков «Гранд-опера», представивших на суд публики вместе с «Театром балета классической хореографии» Элика Меликова вариации, созданные Рудольфом Нуриевым, и кричала «Браво!» громче всех.
«Нам надо сохранять русскую балетную школу, – считает балетный критик Павел Ященков. – Сейчас Китай наступает на пятки: все конкурсы выигрывает. То же происходит и в спорте. А Корея! Потому что они хотят этого, а у нас к национальному достоянию отношение прохладное: есть и ладно. Но артисты балета – гордость страны, а балетные постановки мастеров прошлого – наша основа. Тот же Эйфман ставит современные спектакли по Достоевскому – «Братья Карамазовы» или «Анна Каренина» – именно на базе классической школы. На гастроли его труппы в Америке достать билеты невозможно!»
На «Летних балетных сезонах» я встретила многих людей, благодарных встрече с классическим балетом в своей судьбе. Среди них была и Венера Зарипова, 4-х кратная чемпионка СССР по художественной гимнастике, которая сейчас живёт в Израиле, руководит школой гимнастики и, приезжая в Россию, обязательно водит на русский балет и учениц и двух своих детей. «Классику воспринимают абсолютно все, – уверена она, – и если сейчас ребенок смотрит спектакль с мамой, завтра он придёт сам, чтобы увидеть эту красоту. В Ташкенте у нас был балетмейстер из театра Алишера Навои, и мы обязательно ходили туда на балетные спектакли. Все художники воспитаны на классическом балете. Мои дети с радостью смотрят балет, а сын с таким восхищением говорит про костюмы танцовщиков! И это незабываемо!»
А вот худрук Марийского театра оперы и балета, бывший успешный солист Большого театра Константин Иванов благодарен за выбор своего призвания… Александру Шакурову. «Когда вышел на экраны фильм «Анна Павлова», я его посмотрел раз 10, – говорит Александр Анатольевич. – И меня в нём поразили не Нижинский, Дягилев и Павлова, а именно Шакуров в роли Михаила Фокина, русского солиста, основателя современного классического романтического балета. Я до сих пор жду встречи с ним, чтобы пасть в ноги и сказать, что именно благодаря ему я пошёл в балет. Настолько он показал Фокина мужественным, дав понять, что в балете есть не только прекрасные женщины, но и сильные мужчины».
В спектаклях самого марийского театра тоже чувствовалась сила и мощь в мужских партиях. Зигфрид в «Лебедином озере» – стройный романтичный – предстал перед публикой в исполнении Артёма Веденкина, партия которого была создана не только великим Мариусом Петипа, но и теми сложными экспрессивными вариациями, что внёс современный постановщик этого балета Константин Иванов. В паре с Веденкиным царствовала Екатерина Байбаева, удивительная красавица, великолепно владеющая и техникой, и мастерством в создании характеров: она блестяще исполнила обе роли – и страдающую Одетту и изощрённую в своём злодейском очаровании Одиллию. Интересно выступил в том же спектакле в роли Ротбарда Кирилл Паршин. Его зловещее лицо, огромные крылья и мощные прыжки не предвещали ничего хорошего главным героям, да и всем юным созданиям, которых этот страшный волшебник превратил в лебедей. Казалось, это просто дьявол во плоти. Но каково было моё изумление, когда я обнаружила в балете «Корсар» в роли обаятельного молодого разбойника Бирбанто того же артиста! А ещё в этом театре на редкость слаженный кордебалет, который и составляет «тело балета», как говорят критики. Прекрасно, что все танцовщики театра – выпускники отделения «Хореографическое искусство» Марийского республиканского колледжа культуры и искусства имени И.С. Палантая, что куёт кадры для своего детища, а не собирает их по разным городам и весям.
Завершающим аккордом летней балетной феерии стал Театр «Смирнов балет» под руководством Людмилы Нерубащенко. Его создатель Виктор Смирнов-Голованов, который в 2013 ушёл из жизни, был не только превосходным танцовщиком, но и хореографом-философом, сумевшим в привычных классических балетах создать яркое экспрессивное действо, увлекающее зал и тревожащее душу. Невозможно забыть созданный им пролог и эпилог в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» по Шекспиру. Вначале в отдалении стоят главы двух враждующих родов – Монтекки и Капулетти, скрестившие шпаги, а по бокам – их юные отпрыски, жаждущие жизни, а в финале отцы семейств со скорбью смотрят на гробы своих детей и примиряются друг с другом, не в силах больше ненавидеть. Ну, а между этими символами любви и смерти море страстей и потрясающие танцовщики, среди которых один из самых горячих и мощных – Талгат Кожабаев, исполнивший Тибальда. А солнечный и изящный Ромео Дмитрия Лазовика заставляет поверить в то, что без любви ничего в жизни нет. В «Лебедином озере» запомнился своим трепетом и нежностью великолепный Даниил Орлов. Ну, а азартный виртуозный танец шута, поставленный основателем театра и исполненный Валерием Кравцовым, выше всяческих похвал.
Поэтесса Эльмара Фаустова, с которой мне довелось увидеться на спектаклях «Летних балетных сезонов», как будто резюмировала и встречи с искусством балета, и впечатление от публики, что его посещала:«Балет – это сотворение красоты, в которой соединяются музыка, пластика, живопись, игра света. Это – праздник полёта! И его зрители отвечают тому прекрасному зрелищу, которое они пришли смотреть. Это лучшая часть нашего общества»…
Фото из архивов \”Летних балетных сезонов\”
Комментарии