На экраны вышла первая часть нового документального проекта Леонида Парфенова «Русские грузины. Фильм первый». Премьерный показ первой части дилогии мэтра отечественной тележурналистики состоялся в столичном кинотеатре «Иллюзион», а до этого картина была показана журналистам и телекритикам в Центре документального кино на Зубовском бульваре.
«Русские грузины» – двухсерийный документальный фильм об исторической роли грузин в российской, а позже советской политике, культуре и науке. Герои фильма – Багратион и Шеварднадзе, Пиросмани и Данелия, Баланчин и Андроников. Особенно подробно показана роль Сталина, одного из самых долговременных правителей страны. Лента поднимает широкий круг гуманитарных вопросов, среди которых и взаимопроникновение культур, и имперская идеология, и государственное насилие над личностью», – говорит Леонид Парфенов. А жанр своего нового проекта автор называет документально-исторической реконструкцией. Вполне уместно назвать новый документальный проект Парфенова очень хорошим и доступным для восприятия учебником отечественной и некоторых страниц мировой истории.
В начале фильма показан грузинский квартал, бывшая слобода, в центре Москвы, рассказывается о сближении двух народов и появлении грузин в Москве в XVIII веке. Дальше речь идет про Георгиевский трактат 1783 года, подписанный в Георгиевске, по которому Грузия переходит под протекторат России. С этого момента и начинается проникновение грузинской элиты, прежде всего военной, в Россию. Представители старинных княжеских родов Грузии поступают на военную государственную службу. Самым известным из них стал ученик полководца Суворова генерал Багратион – один из главных полководцев и героев войны 1812 года. В фильме рассказывается о строительстве и реконструкции Военно-Грузинской дороги в начале XIX века.
Большое внимание уделяется грузинским мотивам в творчестве и биографии классиков русской литературы: Пушкина, Грибоедова, Лермонтова. Также в первой серии речь идет о Джордже Баланчине – уроженце Тбилиси, ставшем создателем американского балета и определенных трендов в мировом балетном искусстве XX века. Отдельная глава посвящена замечательному художнику-примитивисту Нико Пиросмани. Его трагическая и неразделенная любовь к французской актрисе Маргарите де Севр стала сюжетом песни «Миллион алых роз» – советского поп-хита начала 80‑х. Заключительным и очень важным блоком первой части фильма «Русские грузины» стал рассказ о Сталине, его детстве, становлении, революционно-террористической деятельности, советизации Грузии в начале 20‑х годов ХХ века. Первая серия заканчивается концом 30‑х годов ХХ века, когда на вершину советского политического олимпа после «Большого террора» 1937‑1938 годов поднимается Лаврентий Берия. 2‑я серия фильма «Русские грузины» скоро выйдет на экраны, в ней будет рассказано про период с конца 1930‑х годов по 1989 год.
Даниил Тунин
Комментарии