Есть такое полушутливое-полусерьезное утверждение: любая мама – учитель от природы. Для своих детей, несомненно. Но для чужих?.. Ирина Бочкарева, филолог из Республики Саха (Якутия), своим примером очень убедительно доказывает «мамину» версию. Сначала она стала мамой, причем родных детей у Ирины Витальевны ни много ни мало… пятеро. А потом уже пошла учиться в педагогический вуз и работать в школу. И как в сказке обрела республика отличного педагога… Правда, для самой Ирины все это розовой сказкой не было. Она поступила в Якутский государственный университет через 10 лет после окончания школы, для чего не испугалась сдать ЕГЭ. Училась на заочном, причем добросовестно. Понять, как непросто учиться в таком режиме, когда сам себя контролируешь и организуешь, может только тот, кто прошел в жизни это испытание… Училась, несмотря на все трудности, с большим удовольствием. Были блестящие преподаватели, филология увлекла. За годы учебы вуз сменил название, и выпускалась Ирина Витальевна уже из Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова.
В амгинской средней школе №2 имени В.Расторгуева Ирина Бочкарева начала работать, будучи студенткой, часов сначала не дали, конечно. Устроилась вахтером. Признаться, всегда уважала людей, которые готовы начинать с малого, даже если им уже не 20 лет. оценила сотрудницу и получила законный повод для гордости, конечно, еще до триумфального участия Ирины Бочкаревой в конкурсе «Учитель года». Увидел педколлектив, что повезло с новым учителем, филолог учится всему старательно, перфекционистка по характеру, с детьми сразу нашла общий язык. Коллеги помогли, поддержали. С директорами тоже везло, а сменилось их за последние годы в школе четыре. Теперешний директор молодой, активный. Ирина быстро взяла на себя роль куратора всех дистанционных мероприятий – конкурсов, фестивалей, викторин. Находит о них информацию в Сети, приглашает к участию коллег и детей, агитирует. Участие даже в дистанционных конкурсах – полезная штука, уверена Ирина Витальевна: «Например, мы поучаствовали в мероприятии, у меня сохранилась база заданий по предметам. Я раздаю задания на методическом объединении. Педагоги сохраняют их на диске и готовят по ним детей к олимпиадам, дают задания на уроках и внеклассных мероприятиях по предметам. Да и у детей возникает интерес к учебе, ведь задания необычные, интересные». Между прочим, тем детям, которые не сильны в науке, Ирина Витальевна подбирает творческие конкурсы, где надо представить рисунок, фотографию.Творить ребята любят, возможно, именно потому что оторваны от больших городов. А главное – они не боятся это делать, знают, что в них верят учителя, такие как Ирина Витальевна. Одно из любимых традиционных внеклассных мероприятий в школе – день маленьких открытий. Каждый ученик, даже первоклашка, может рассказать об открытии, которое он сделал для себя лично. Возможно, для взрослого это никакое не открытие, давно известный всем факт, книга, формула. Но это абсолютно не важно, главное – чтобы ребенок чувствовал себя первооткрывателем или великим творцом. Одна старшеклассница представила как-то коллекцию национальных костюмов для кукол. А другая девочка рассказала об исследовании, которое целый год проводила дома, наблюдая за рыбой, которую они с папой поймали в речке. Дело в том, что этот сорт никогда в реке не водился, и школьнице захотелось в этом разобраться. Рыбу посадила в аквариум, исследовала ее, вела дневниковые записи.Насколько творческие дети учатся во 2-й амгинской школе, можно судить по ее выпускникам, среди них знаменитый основатель Бриллиантового якутского цирка Сергей Расторгуев. Кстати, в прошлом году он открыл в альма-матер цирковую студию, причем не для того чтобы готовить молодую смену, просто ребятишкам района для общего развития. А сама школа названа именем другого Расторгуева, Владимира Васильевича, первого заместителя министра строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), ушедшего из жизни несколько лет назад.Интересуюсь у Ирины Витальевны, что было самым сложным в первые годы работы. Кроме психологической трудности начинать в том возрасте, когда педагог уже получает категорию, имеет целую папку авторских наработок, публикаций… Рассказывает, что главной проблемой стала работа с документацией. В вузе не учат работать с бумагами, приходится доходить до всего своим умом, разбираться даже в том, как классный журнал заполнять. Не такое это легкое дело оказалось… Ну а с детьми проблем не было. Придя в сознательном возрасте в профессию, имея за плечами огромный материнский опыт, Ирина сразу полюбила работать с детьми. Улыбается: «Взяла тогда классное руководство над пятиклассниками, они были маленькие, смешные, розовощекие. Думала: «Боже мой, когда же эта мелюзга станет 11-м классом? Ведь семь лет пройдет!» А время промчалось так быстро, я и не заметила. Так многому у них научилась! Хочется надеяться, что и они у меня. Сейчас они окончили десятый, через год уже выпуск. Грустно расставаться. Ведь столько всего переживаешь с ними. Ребята становятся как будто собственными детьми. Каждого надо на истинный путь наставить, поддержать, подбодрить. Даже семейные проблемы иногда приходится решать. Все непросто». Там, между учениками, всегда были и собственные детки. И вот результат. Насмотревшись на маму-педагога, старшая дочь Екатерина отправилась учиться в педагогический институт (входящий в состав Северо-Восточного федерального университета). Будет учителем начальных классов, сейчас на 4-м курсе. Единственный сын Александр в прошлом году поступил на специальность «логистика» колледжа потребкооперации в Якутске. Старшие дети-студенты уже живут отдельно от родителей.А младшие пока в семье. Дочь Люба перешла в 11-й – выпускной. Василина пойдет в 8-й класс. Младшая Даша – в 6-й. Так что жизнь Ирины Бочкаревой все еще расписана по минутам, как она привыкла с тех пор, как вышла замуж. И конечно, мама четырех дочек и сына всегда помнит о том, как важен собственный пример. Возможно, одним из стимулов получения высшего образования стало желание без нотаций доказать детям важность учебы, получения профессии. Любимой профессии.Конечно, расписание многодетной мамы и успешного учителя здорово сбилось из-за участия в конкурсе «Учитель года России». ее практически не видели в течение года – поездки на конкурсные испытания разных уровней, усиленная подготовка, отработка в школе пропущенных уроков… Ирина Витальевна признается, что пришлось очень непросто, ведь стаж всего семь лет, а хотелось выступить достойно. Не победить, о победе как-то не задумывалась. На районный этап попала почти случайно, как это часто бывает, потом был зональный, где Бочкарева внимательно присматривалась к коллегам, училась, отрабатывала все конкурсные задания (предыдущей конкурсной модели) – урок, разговор с учениками, беседа с родителями, мастер-класс, открытая дискуссия. Поехала на республиканский «Учитель года» с мыслью получить сертификат участника для ближайшей аттестации. Попав в «пятнашку» лауреатов на республике, даже расстроилась в первый момент – уже настроилась, что конкурс завершен, втайне надеялась выспаться… Прошел второй тур, объявили «пятерку». И снова был шок от того, что услышала свою фамилию. А уж когда на церемонии закрытия Ирину Бочкареву назвали абсолютным победителем, ей показалось, что произошло чудо… Коллеги по конкурсу радовались, кричали, поздравляли. Родная школа, да весь район были в восторге! впервые участвовала в «Учителе года», а район радовался, потому что ни один педагог не выигрывал раньше республиканский этап.Без сомнения, удался Ирине Бочкаревой и всероссийский финал. Урок удался, это было видно и по реакции детей. Ирина нисколько не считает себя проигравшей, чем вызывает снова и снова мое уважение. И не жалеет, что попала на конкурс: «Я рада, таких хороших людей узнала! Я побывала в таких интересных местах Москвы и Подмосковья! Это все надо было пройти и понять свои возможности, свой потенциал. Я посмотрела, как работают другие люди, чего мне не хватает, в какую сторону мне развиваться. Спасибо конкурсу за это!»Я познакомилась с Ириной Бочкаревой в Якутии вскоре после ее победы на республиканском этапе. Якутские дороги долгие, и пока мы ехали несколько часов в маршрутке, я наблюдала, как Ирина общается с коллегами на якутском языке. Свободно и легко. Подумалось сначала: мало ли, может быть, здесь все так говорят, даже русские по происхождению (мама Ирины Витальевны родом из Нижегородской области). Оказалось, нет, явление это редкое. Даже природные якуты далеко не все хорошо знают родной язык. Ирина в детстве тоже не знала якутского, но когда училась в школе-интернате, слушала, как говорят одноклассники, учителя, впитывала. Не говорила – боялась допустить ошибку. Синдром отличницы исчез позже, она сумела преодолеть невидимый барьер и заговорила так бегло, что теперь на вечерах встреч выпускников друзья детства только диву даются. С мужем (наполовину якутом) дома общается только по-русски, зато иногда говорит по-якутски со свекровью. Ирина искренне любит язык, читает на нем художественную литературу. Вообще очень любит свою родину не для рисовки и не потому, что модно, положено. Наверное, на ее отношение к этой теме повлияло и то, что после распада Советского Союза, когда Якутия получила суверенитет, по инициативе Михаила Ефимовича Николаева, первого президента Якутии, была введена программа по поднятию уровня самосознания, национального менталитета. Якуты стали изучать национальный эпос олонхо, вспомнили свои корни.«Мне нравится, что я родилась в Якутии, – признается Ирина Бочкарева. – Когда меня спрашивают, не хочу ли я куда-то переехать, жить в более теплом, комфортном месте, отвечаю: нет, не хочу. Когда выходишь утром зимой на улицу и в лучах неяркого солнечного света блестит, как в сказке, снег, переливается всеми красками, – это такая красота!»А я думаю, слушая ее: не было бы конкурса «Учитель года», разве бы я узнала, что есть такие замечательные учителя в России?Методический материал Ирины Бочкаревой читайте на сайте «Учительской газеты» http://ug.ru/method_category/141. ный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/83.Республика Саха (Якутия)
Комментарии