Артефакты Крымской войны – живые свидетели эпохи
Когда в феврале 2019 года в школе №536 возникла идея создания своего школьного музея, то встал вопрос о поиске вектора военно-патриотической эпохи, который мог бы стать ядром оригинального музейного проекта. И такой вектор был найден. Свою решающую роль сыграла топонимика. Одно из учебных зданий школы располагается на Балаклавском проспекте. Выбор был сделан – Балаклава. И Крымская война.
Крымская война покрыта толстым слоем стереотипов, необъективных оценок современников и их потомков. Война, в которой русским воинам пришлось вести неравную борьбу с союзом сильнейших государств тогдашней Европы.
Севастополь в той войне был назван русской Троей за 349‑дневную оборону, которая вошла в мировую военную историю как пример того, как малочисленный гарнизон, одержимый патриотическими чувствами, мог долго и упорно защищаться от превосходящих сил врага. В героической обороне Севастополя достойное место нашлось и Балаклаве, около которой 25 октября 1854 года русские войска под командованием храброго и талантливого генерала Павла Липранди нанесли ощутимое поражение объединенным войскам Великобритании, Франции и Турции, тем самым не позволив им захватить Севастополь с ходу и заставив перейти к изнурительной для союзников осаде русской крепости.
Под Балаклавой русские показали слаженность действий, умелое владение оружием, особенно артиллерией, враг узнал на себе действие русского штыка и картечи. В «Балаклавском деле» русские воины продемонстрировали героизм и самопожертвование, товарищескую взаимовыручку и боевую смекалку. Это сражение, закончившееся нашей победой, и стало тем ядром, вокруг которого стал формироваться военно-патриотический клуб-музей школы №536, которому было дано название «Крымская война и Балаклавское сражение».
В школе быстро сформировалась музейная команда, в которую вошли интересующиеся историей учащиеся 8,10 и 11‑х классов, имеющие навыки исследовательской и просветительской работы. За короткий срок ребята под руководством учителя – куратора музейного проекта обработали значительную часть научно-популярной литературы, охватывающей период Крымской войны и отдельно Балаклавского сражения. Члены клуба-музея изучили исследования общепризнанных ученых-историков, посвятивших себя изучению этой эпохи, – В.Шавшина, В.Ченныка и Е.Тарле.
Из открытых источников музейную экспозицию пополнили портреты участников войны, схемы сражений, фотографии и рисунки мест исторических событий.
Большую и безвозмездную помощь оказывают в создании музея Управление представительства правительства Севастополя в Москве и его руководитель Александр Андреев, Фонд содействия патриотическому воспитанию детей и молодежи и его президент Лидия Кремлева, Военно-исторический клуб «7‑й линейный полк» Севастополя и его руководитель Илья Давыдов, реконструкторы эпохи Крымской войны Олег Николаевский и Евгений Батманов. Благодаря этой помощи экспозиция музея на данный момент состоит из около 300 артефактов и реплик исторической эпохи Крымской войны. Многие экспонаты музея созданы руками учеников, их родителей и учителей.
Благодаря помощи общественного фонда учащиеся – члены клуба-музея вместе со своим руководителем совершили незабываемую поездку в города Севастополь и Балаклаву, где приняли активное участие во всероссийских акциях «Нахимовская ленточка» и «Бессмертный экипаж».
По инициативе военно-исторического клуба-музея в учебном корпусе на Балаклавском проспекте открылась фотовыставка «Крымская война», автором большинства работ которой является известный фотохудожник в жанре постановочной фотографии Александра Благинина.
В настоящее время участники музейного проекта проводят мастер-классы «Артефакты Крымской войны – живые свидетели эпохи». Это только начало пути нашего музея. Впереди еще много работы, а значит, ребят ждут новые свершения и открытия!
Евгений ТОРЯНИК, учитель истории школы №536, руководитель школьного клуба-музея «Крымская война и Балаклавское сражение»
Комментарии