Среднее образование – основа будущего нашей страны. Главная беда, по нашему мнению, в том, что четко не сформулирована государственная концепция средней школы – назначение средней школы и как следствие чему учить и как учить.
Главное в средней школе – это вовсе не подготовка к вузу. Школа прежде всего должна давать образование, позволяющее выпускнику широко и достаточно глубоко воспринимать современный мир, развивать свои способности, сознательно участвовать в преобразовании этого мира. То, чему учит средняя школа, в основе своей не повторяется и не развивается в высшей школе. Вопрос, понадобятся ли в жизни полученные в школе знания, некорректен. Кажется очевидным, что образование в школе должно включать в себя набор базовых предметов, изучение которых обязательно: математику, физику, химию, информатику, биологию, русский язык, иностранный язык, историю и литературу. Особо следует сказать о двух последних предметах. Они должны изучаться не по остаточному принципу, а, наоборот, должны быть приоритетными по количеству учебных часов. Они, и только они, воспитывают в молодом человеке ответственность за то, что делается в стране, любовь к ней. Мы уверены: если организовать полнокровное изучение в школе этих предметов, будет меньше тех, кто уезжает в другие страны на ПМЖ.Преподавание литературы, по-видимому, следует осуществлять по-другому. Это должна быть именно литература, а не ее филологическая история. В соответствии с возрастом необходимо отобрать такие произведения, в которых наиболее глубоко исследуются главные человеческие проблемы, произведения, в которых соответствующими средствами отображается судьба нашего народа и ее влияние на отдельную личность.При изучении истории в первую очередь должны найти отражение переломные моменты и особенно глубоко должна быть представлена история XX века, в частности, наконец следует создать для школы грамотную историю Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, советской власти. Истинные герои истории не только защитники Отечества, но и те, чья созидательная деятельность способствовала процветанию России. Поэтому в учебниках таким людям следует посвятить целые разделы. И конечно, история должна быть честной, освобожденной от мифов и основана на фактах и документах.По каждому из базовых предметов должны быть организованы полноценные обязательные экзамены. Этим уравниваются в правах все базовые предметы. Дополнительное, более углубленное изучение отдельных предметов в специализированных школах ни в коем случае не должно осуществляться за счет базовых предметов.Вопрос, чему учить и как учить, не должен заменяться вопросом, как контролировать обучение извне.Особое внимание следует обратить на подготовку педагогических кадров. В первую очередь следует пересмотреть программу преподавания в педвузах литературы и истории.Для реформирования среднего образования либо должна быть создана государственная комиссия, не зависимая от чиновников Министерства образования, либо состав теперешнего Министерства образования должен быть кардинально изменен.В.В. АЛЕКСАНДРОВ, заведующий кафедрой МГУ, доктор физ.-мат. наук, дважды лауреат Государственных премий; Н.А. ПАРУСНИКОВ, заслуженный профессор МГУ, доктор физ.-мат. наук, лауреат премии Правительства РФ; С.С. ЛЕМАК, профессор МГУ, доктор физ.-мат. наук, лауреат Государственной премии; Ю.В. БОЛОТИН, профессор МГУ, доктор физ.-мат. наук; А.И. МАТАСОВ, профессор МГУ, доктор физ.-мат. наук
Комментарии