search
main
0

«Русская классика» на «Камерной сцене». Прививку против бездуховности сделал театральный фестиваль

Всех, кто причастен к воспитанию детей, не может не волновать, что их культурно-эстетические представления формируются в основном музыкальным шоу-бизнесом и телевизионной рекламой. Об этом говорится давно и повсюду, мало кому верится, что положение может измениться.

Но в то время когда педагоги, психологи, работники сферы искусства сетуют на пустующие залы провинциальных театров, противостоять потоку масскультуры пытаются сами дети. Они вживаются в мир русской литературной классики и стараются донести его восприятие до своих ровесников на подмостках театра. Это вселяет надежду в то, что подрастающее поколение не пройдет мимо истинных духовных ценностей.

Такое мнение высказал народный артист России Геннадий Михайлович Печников, говоря об уникальном детском движении, восемь лет назад зародившемся в городе Лобня Московской области. Во всех школах города там были созданы театральные коллективы, которые ежегодно принимают участие в молодежном театральном фестивале «Русская классика», проходящем по сложившейся традиции в мае на сцене лобненского драматического театра «Камерная сцена».

Уникальность фестиваля состоит в том, что самодеятельные детские театральные студии показывают свое искусство наряду с профессиональными театрами, в том числе знаменитыми. Это творческое единение создает особую притягательную и приподнятую атмосферу фестиваля. Так, в разные годы гостями Лобненского фестиваля были артисты МХАТа имени А.П.Чехова, Московского театра имени М.Н.Ермоловой, театра «Et cetera» А. Калягина, Московского театра драмы и комедии на Таганке, Российского государственного академического театра драмы им. А.С.Пушкина (Санкт-Петербург), московского театра «У Никитских ворот» и многие другие российские и зарубежные коллективы.

В этом году здесь снова выступали театр «У Никитских ворот», а также Театр на Покровке, Омский городской театр драмы и комедии, а еще коллективы из Украины, Болгарии, Франции, США. И как всегда, были показаны спектакли хозяев – драматического театра «Камерная сцена», директор которого Светлана Давыдова выступала также и как руководитель фестиваля.

10-17-летние ребята на театральном празднике были не только зрителями. Они в силу своего понимания воссоздавали колоритные образы русской классики, а их ровесники, пришедшие в зал шумными ватагами, постепенно затихали и становились как бы соучастниками действия.

Я наблюдала это во время театральной интерпретации «Гранатового браслета» А. Куприна в исполнении СШ №5. Здесь преподаватель русского и литературы Валентина Сердюк (а спектакли ставят учителя, постигая тем самым искусство режиссуры) ориентировала десятиклассников прежде всего на прочтение повести о безответной великой любви. Как далеко трепетное благородство Желткова перед Верой Николаевной от сексуальных побед героев современных телесериалов! Поймут ли подростки хоть что-нибудь?.. Полная тишина, установившаяся в зале, подсказала: они что-то поняли. По крайней мере узнали, что бывает столь сильное и жертвенное чувство.

А еще они осознали, что из классической литературы можно почерпнуть большой жизненный опыт, который поможет глубже познать и собственную душу. Потому и потянулись к серьезным книгам, о чем я узнала из разговора с ребятами после спектакля.

Когда сегодня сюжет любого произведения можно за два часа прочесть на CD, насколько это важно – научить детей читать классику! Учитель русского языка и литературы Лобненского лицея Светлана Левченко достигла этого благодаря вовлечению своих учеников (для которых, кстати, литература является непрофилирующим предметом) в работу театрального фестиваля. Участвуя в нем с самого начала, лицеисты ставили серьезные спектакли по пьесам А.Н.Островского, Д.И. Фонвизина, М.М.Зощенко, других писателей. А в этом году, несмотря на занятость, выпускники подготовили сложный спектакль «Фокус великого кино» по произведениям писателей русского зарубежья, героев которого воплотили достаточно глубоко и тонко.

Каждый год фестиваль приносит свои открытия и сюрпризы. Жюри намеренно не отмечает лучших и худших спектаклей и участников, а поощряет конкретное проявление достойных качеств. Как мудро с воспитательной точки зрения наградить ученицу таким дипломом: «За кротость и нежность»! Его, к слову, удостоена Настя Панова, исполнительница роли Настеньки в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С.Т.Аксакова, показанной театральным коллективом СШ №4 под руководством Татьяны Золотовой.

А Костя Дужкевич своим проникновением в сатирический характер меркантильного жениха (пьеса А.Н.Островского «Праздничный сон до обеда» в постановке педагога школы искусств Галины Крыгиной) заставил смеяться даже членов жюри. Хотя мальчик учится только в седьмом классе!

Косте и его партнерам помогали войти в образ прекрасные сценические костюмы, сшитые по моде той эпохи. Участники кукольного театра отдаленной Луговской школы под руководством педагога Ольги Ермаковой, впервые выступившие на фестивале, сами изготовили не только костюмы, но и куклы. Помогают шить костюмы и изготавливать декорации мамы юных актеров. Разве это не пример творческой взаимосвязи детей и родителей, семьи и школы?

Разумеется, такая многолетняя театральная эстафета не состоялась бы без организационной и материальной поддержки городских властей.

Сегодня трудно найти пример столь серьезной и конкретной заботы о культурном досуге детей и подростков, какую проявляют глава администрации города Сергей Сокол и председатель городского совета депутатов Николай Гречишников. Благодаря им в программу социально-экономического развития города включен блок «За здоровый образ жизни и духовное образование молодежи», а значит, театральный фестиваль «Русская классика» будет иметь не только моральную, но и финансовую поддержку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте