search
main
0

Русь и Орда. План урока истории для студентов 1 курса техникума

Эту методическую разработку, присланную в редакцию по электронной почте, предваряло письмо методиста Черногорского горного техникума (Республика Хакасия): «Многие годы мы являемся подписчиками и читателями вашей газеты, активно обсуждаем материалы «Методической кухни» и других рубрик. Предлагаем для обсуждения и обмена опытом урок преподавателя истории нашего техникума Татьяны Петровны Поповой».

Цели

Образовательные: рассмотреть процесс завоевания Руси монголо-татарами, выявить причины этого события.

Воспитательные: показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарским нашествием.

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, историческим документом, ставить и разрешать проблемы.

Средства обучения:

1) карта «Русь в XII-XIII в.н.»;

2) исторические документы (хрестоматия по истории России «С древнейших времен до XVII в» И.В.Бабич);

3) наглядный и раздаточный материал по теме;

4) отрывок фильма «Чингисхан»;

5) РКХ (Региональный компонент Хакасии).

Литература:

1. Сахаров А.Н. «История России с древнейших времен до конца XVII в. М.,1995г.

2. Кызласов Л.Р. «История Хакасии с древних времен до 1917 года» М.,1993г.

3. Соловьев В.Н. «История России с древних времен» М., 1985г.

4. Петрова И.В. «Великий князь Александр Невский».

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап урока – постановка проблемной ситуации.

2. Объяснение нового материала:

2.1. Создание державы Чингисхана.

2.2. Нашествие монголо-татар.

2.3. Отражение угрозы с запада.

2.4. Причины установления монголо-татарского ига на Руси.

3. Закрепление материала:

3.1. Студентам предлагается в качестве закрепления обсуждение творческих заданий по группам (задания прилагаются).

3.2. Решение учебной задачи:

Почему монголо-татары завоевали Русь?

В чем была сила монголо-татар и в чём слабость русского войска?

4. Домашнее задание: §5, стр.23-29.

5. Подведение итогов урока.

Методическое обоснование урока

Я использую технологию «развивающего обучения» т.к. считаю ее эффективной для повышения уровня и качества знаний студентов по истории.

–    Студенты сами ставят цель урока и сами ее достигают.

–    Исключается подача готовой информации преподавателем.

–    Студенты сами извлекают из различных источников информацию (фильм о войске Чингисхана, летопись, сообщение о древней Хакасии и д.р.) путем анализа, выделения главных аспектов материала.

– Студенты самостоятельно делают выводы по каждому блоку урока, что позволяет успешно решать проблемную ситуацию, поставленную перед ними в начале урока.

На уроке использовались:

а) межпредметные связи:

география – карты;

литература – А. С. Пушкин о монголо-татарском нашествии;

б) региональный компонент Хакасии: сообщение о нашествии монголо-татар на древнюю Хакасию;

в)  технические средства – фильм о Чингисхане (научно-популярный);

г)  исторические документы – летопись Галицко-Волынская;

д)  портреты: А.Невского, Чингисхана;

е)  работа с терминами и датами в течение всего урока;

ж) вопросы для работы в группах были составлены дифференцированно, для того, чтобы работать могли и сильные и слабые студенты и ситуация для тех и других была комфортной.

Все должны чувствовать сопричастность общей совместной работы. Работа совместная и преподавателя и студентов в течение всего урока.

Задание, связанное с просмотром фильма

Работа студента

(смотрят фильм и выделяют сильные стороны армии Чингисхана)

Задание, связанное с работой над документом (летописью)

чтение летописи

Работа студента

выделяют отдельные моменты, связанные с заданием

На уроке происходит активизация мышления студентов, данная технология «развивающего общения» несомненно работает на повышение качества знаний.

I. Вводно-мотивационный этап урока

Преподаватель: Мы продолжаем изучать историю Древней Руси. И сегодня на уроке мы рассмотрим событие, которое повлияло на ход развития нашего государства. Это монголо-татарское нашествие на Русь.

Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

Студенты записывают тему: «Русь и Орда».

Преподаватель: Давайте вместе определим цели урока. Что вы хотите узнать об этом событии?

Студенты определяют цели:

1) Ответить на вопрос: «Почему монголо-татары завоевали Русь?».

2) Рассмотреть процесс завоевания Руси.

3) Выяснить причину установления монголо-татарского ига на Руси.

Преподаватель: Для этого мы должны будем решить такую учебную задачу: «Как завоеватели, кочевые племена, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя, разгромили сильные русские княжества?»

Преподаватель: В начале XIII века в Центральной Азии образовалось монгольское государство. Становление государства проходило в кровавой междуусобной войне между разными племенами и вождями. В ходе этой борьбы победу одержал Тимучин, а на курултае (съезде монгольской знати) в 1206 году ему было присвоено почетное имя Чингисхан. Он создал многочисленное и хорошо организованное войско.

Задание: Опираясь на мой рассказ, определите, в чем состояла сила монголо-татарского войска.

Войско делилось на 10, они объединялись в 100, затем в 1000, в 10000 составили тумен (тьму).

Основную ударную силу составляла конница (кони низкорослой, выносливой породы могли находить прокорм даже под снегом).

Каждый воин был вооружен тремя луками (дальность стрельбы 500 метров, 60 стрел), топором, арканом, саблей, он был одет в железный шлем и панцирь из кожи, лошадь покрывалась шкурами, Воины хорошо сидели в седле и также хорошо воевали. Монголы успешно действовали против пехоты на открытых пространствах, окружая противника и сдавливая в кольцо. Хорошо была поставлена разведка.

Лишь в лесах и гористой местности их умение воевать давало сбои. У монголо-татар была жесткая дисциплина: «убивали весь десяток из-за одного предателя».

Итак, в чем была сила монголо-татарского войска?

Ответы студентов:

– выносливая конница,

– разведка,

– дисциплина,

– многочисленное войско,

– тактика ведения боя.

Студент зачитывает сообщение о Чингисхане

Задание группе: Какими чертами характера и какими способностями обладал Чингисхан?

Студенты: Он обладал волевыми качествами. У него было сильное многочисленное войско. Чингисхан завоевал огромную территорию, которая превосходила в 4 раза империю Александра Македонского: это часть Сибири, Северный Китай, Среднюю Азию, Иран, Закавказье, а позже и Русь.

Преподаватель: Какой тактикой и стратегией пользовались монголо-татары, что они использовали для завоевания других стран?

Просмотр фрагмента фильма «Чингисхан»

1) использовали войско завоеванных стран,

2) использовали новейшую военную технику,

3) использовали китайских специалистов,

4) применяли хитрость, подкуп,

5) переманивали наемную армию и т.д.

Вопрос преподавателя: Коснулось ли монголо-татарское нашествие Хакассии в древности?

Студент зачитывает сообщение «Монголо-татары в Хакассии».

Преподаватель: Как пострадала Хакасия во время монголо-татарского нашествия?

Студенты, прослушав сообщение, обсуждают темы:

– Хакасию использовали, как сырьевую базу.

– Было истреблено древнее хакасское население.

– В 1207 году Джучи, старший сын Чингисхана, покорил хакасов.

II. Нашествие монголо-татар на Русь

Преподаватель: В начале ХIII века Русь сталкивается с новой угрозой монголо-татар.

Первое столкновение произошло на реке Калке  31 мая 1223 года. Половецкие князи позвали русских для отражения неведомых им кочевых племен. Лишь некоторые из русских князей пришли (из тех, кто обещал прийти) на помощь. Битва на Калке закончилась поражением. В 1237 году, разгромив Волжскую Болгарию, войска хана Батыя, двинулись на Русь. На территории Киевской Руси насчитывалось около 30 самостоятельных княжеств и отсутствовало политическое единство.

Студенты работают с Галицко-Волынской летописью.

Студенты отвечают на следующие вопросы:

1)      Объясните слова А.С. Пушкина: Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».

2)      Почему монголо-татары опустошили Рязань и Галицко-Волынское княжество, но не тронули Новгород?

3)      Большинство завоевателей традиционно селились на землях, захваченных ими, чтобы легче было управлять новыми территориями. Монголо-татары, захватив русские земли и наложив на них дань, не стали селиться среди побежденных. Почему?

4)      Почему Александр Невский, успешно отразивший неприятеля с запада, не предпринимал никаких усилий для освобождения Руси от монголо-татар?

Преподаватель: Героически сражался русский народ, а монголо-татары, несмотря на многочисленность, теряли силы. Каждый город им приходилось брать с боем, теряя многих своих людей. Особенно разозлил монголо-татар город Казельск, они прозвали его «злым городом». 7 недель и 2 месяца они не могли взять этот город. Жители Казельска не хотели сдаваться и убили около 4000 неприятелей, уничтожили осадные машины, но Батый все-таки взял город. Он приказал убить всех жителей, не жалея маленьких детей. Монголы разделяли войско на отряды и бросали их по очереди на штурм, в то время, как осажденный город не мог отдохнуть. Нашествие происходило зимой, завоеватели двигались по льду рек.

Новгородское княжество не было разорено монголо-татарами. Не доходя 100 верст, Батый повернул назад. Вероятно, причиной была не только распутица, но и сильная усталость монголо-татарского войска, т.к. почти каждый город им приходилось брать с боем.

Но Новгородскому княжеству история уготовила другое испытание – столкновение с немецкими рыцарями-крестоносцами и шведскими, датскими феодалами. Александр Ярославович был Новгородским князем.

Студент: Сообщение об Александре Невском.

Вопрос преподавателя: Какими чертами характера обладал Александр Невский?

Преподаватель: В 1240 году в устье Невы произошла битва со шведами. Шведы понесли значительно большие потери, чем дружина Александра. Эта победа надолго остановила шведов и способствовала укреплению авторитета 20-летнего князя Александру, получившего имя Александр Невский.

1242 год – отражение датских и германских рыцарей, решающее сражение на Чудском озере, эта битва вошла в историю, как ледовое побоище, закончилось полным поражением крестоносцев.

Вопрос преподавателя: Каковы причины эффективности отпора на Западе?

1.        Отпор западным захватчикам организовало Новгородское княжество – одно из богатейших на Руси.

2.        Войско было более тренированное и лучше вооружено, чем в других княжествах.

3.        Враг был не так многочисленен, как монголо-татары.

Преподаватель: В первой половине XIII в. Русь столкнулась с захватчиками и с Запада и с Востока. Если на западе врага отразили, то на Востоке ситуация была противоположной.

В 1240 году на Руси было установлено монголо-татарское иго на 240-250 лет. Вся территория контролировалась из «золотой орды». Князь должен был получить ярлык, чтобы править ежегодно. Русь выплачивала огромную дань татарам – «ордынский выход».

Дань собирали баскаки – представители ордынского хана на Руси.

Студенты записывают значения слов.

Закрепление.

Студентам выдаются индивидуальные дифференцированные задания по группам.

После обсуждения заданий представитель от каждой группы отвечает на поставленный вопрос.

Преподаватель: Мы подошли к решению проблемной ситуации: «Как завоеватели, кочевые племена, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя, разгромили сильные русские княжества?»

Заключительное слово преподавателя. Сегодня на уроке мы рассмотрели влияние одних цивилизаций на другие, их взаимодействие, разрушительное уничтожение одних и обогащение знанием, опытом других. Мы увидели, как менее развитые народы могут покорять великие развитые цивилизации и попытались разобраться, почему это происходит. Всех благодарю за работу.

Домашнее задание: §5 с.23 (составить кроссворд с новыми понятиями)

Контроль и коррекция знаний

Сильные стороны монголо-татар:

–           численное превосходство армии кочевников;

–           превосходные боевые качества монгольских воинов и их лошадей;

–           талантливые полководцы, выдвигавшиеся на высокие посты благодаря личным качествам, а не знатности рода или богатству;

–           отличная организация армии, жесткая дисциплина;

–           использование передового военного опыта покоренных народов (китайских осадных орудий);

–           широкое использование новых приемов наступления и ведения боя (движение по льду, живой щит из пленников, ложное отступление).

Слабые стороны Руси: феодальная раздробленность, отсутствие единства и взаимопомощи, несогласованность действий.

Новые слова и понятия.

Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по летам (годам).

Тумен – тьма.

Ярлык – ханская грамота дававшая русским князям право княжения в своих землях

Баскаки – представители ордынского хана на Руси, которые осуществляли контроль за действиями князей, ведали сбором дани.

«Ордынский выход» – дань, которую собирали баскаки при помощи вооруженных отрядов.

Даты:

1223 г. – битва на Калке.

1237 г. – нашествие монголо-татар на Русь.

15 июля 1240 г. – Невская Битва.

5 апреля 1242 г. – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Татьяна Попова, преподаватель истории Черногорского горного техникума Республики Хакасия

Иллюстрация: Павел Корин «Александр Невский».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте