К Дню Рунета, который наша страна отметила 30 сентября, Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет данные о том, насколько Интернет популярен среди россиян, как часто они пользуются им, для чего и как оценивают этот источник информации.
За последние три года популярность Глобальной паутины в России выросла в два раза. Так, в 2005 году этим источником информации пользовались чаще всего 10%, в 2006-м – 13%, а в нынешнем – 20% россиян. Однако по сравнению с другими СМИ Интернет пока не занимает лидирующую позицию.
Чем крупнее населенный пункт, тем выше популярность Всемирной сети среди его жителей: так, к числу его пользователей принадлежат 41% москвичей и петербуржцев, но лишь 12% сельских жителей.
Большинство наших соотечественников вообще не пользуются Интернетом (69%). По сравнению с 2006 годом доля таких респондентов снизилась с 76%. Каждый десятый (11%) обращается к сетевым ресурсам ежедневно, а два года назад – лишь каждый двадцатый (5%). 9% наших сограждан пользуются Интернетом несколько раз в неделю, 7% – несколько раз в месяц, 3% – эпизодически (но не менее одного раза в полгода).
Среди ежедневных пользователей Интернета чаще встречаются 18-24-летние россияне (26%), с высшим или неоконченным высшим образованием (25%), жители обеих столиц (32%), а также сторонники партий ЛДПР и «Единая Россия» (15% и 13% соответственно).
Чаще всего наши сограждане используют Глобальную паутину для учебы или по работе (62%). Два года назад такая цель была у 77% россиян. Кроме того, респонденты часто пользуются электронной почтой (42%) и отслеживают международные и российские новости (39%), по сравнению с 2006 годом – 44% и 44% соответственно. За два года с 20% до 28% возросла доля тех, кто использует Сеть для прослушивания музыки и просмотра фильмов, а также для общения на чатах и форумах (с 20% до 29%). Почти в два раза увеличилось число россиян, осуществляющих поиск людей по интересам, друзей (с 9% до 16%).
Молодежь (18-24-летние) чаще использует Интернет для работы и учебы (63%), а также для прослушивания музыки и просмотра фильмов (44%). Респонденты в возрасте от 25 до 44 лет более склонны обращаться к этому источнику как для решения служебных и учебных задач (65-67%), так и для использования электронной почты (45-47%). Россияне в возрасте от 45 до 59 лет вдобавок к указанным возможностям Глобальной сети чаще следят за мировыми и российскими новостями (39%). Наконец, более пожилые респонденты (от 60 лет и старше) в большинстве (64%) используют Интернет именно для того, чтобы следить за новостями в мире и в нашей стране.
Среди россиян с начальным или неполным средним образованием наиболее популярны в Интернете игры (100%), политические новости и сайты эротического содержания (по 75%). Респонденты со средним образованием наиболее часто пользуются электронной почтой (54%), следят за мировыми и российскими новостями (по 35%). Обладатели среднего специального образования помимо почты (59%) и отслеживания новостей (41%) используют Глобальную сеть для работы и учебы (42%). Эта же тенденция сохраняется и среди россиян с высшим или неоконченным высшим образованием: из них 69% пользуются электронной почтой, 46% следят за новостями, 41% решают с помощью Интернета служебные и учебные задачи.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20-21 сентября 2008 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Иван ПОРТНОВ, по материалам http://wciom.ru
Комментарии