Сегодня московское образование представляет собой систему, состоящую из больших школ, ставших открытыми социальными системами, способными реагировать на изменения внутренней и внешней среды и обладающими достаточными ресурсами для предоставления своим ученикам качественного образования на всех уровнях обучения.
Объединяющая особенность образования в современной московской школе – ее настроенность на каждого ребенка – от учета индивидуальных особенностей развития дошкольника до индивидуального учебного плана старшеклассника. Под качественным образованием я понимаю безусловное освоение каждым обучающимся требований федеральных стандартов, а также реализацию индивидуальных образовательных потребностей каждого школьника. Здесь принципиально важен аспект конструктивного сотрудничества школы с родителями, работодателями, муниципальными властями, общественными организациями. На мой взгляд, важная задача школы – объединение всех возможностей (ресурсов) в интересах детей с учетом дальнейших жизненных перспектив. Во всех школах созданы и работают управляющие советы, в состав которых входят все категории заинтересованных людей. Успех школы во многом будет определять обоюдное желание и умение и директора, и управляющего совета сотрудничать друг с другом. Важность такого сотрудничества с советом определяют несколько факторов. Во-первых, школа, будучи государственным учреждением, должна работать на граждан, учитывать их интересы – как сиюминутные (нужен кружок автомоделирования), так и стратегические (профильная подготовка для получения профессий, востребованных в округе). Это очень серьезная позиция, так как часто школа предлагает обучающимся то, что может делать, что удобно учителям, но мало связано с желанием детей и родителей. Именно управляющий совет может помочь школе определить вектор развития «в сторону детей», обеспечить выполнение принципа «школа для детей, а не для сотрудников». Во-вторых, основное поле работы управляющего совета – стратегия. Совет призван донести до общественности педагогически целесообразные действия. Могу сказать, что в школах, где созданы сильные «неручные» советы, такие процессы проходили осознанно и спокойно. «Ручные» советы при директоре не приводят к развитию школы, «оппозиционные» советы подменяют собой руководителя, директор дистанцируется от управления, несмотря на то что за все отвечает руководитель. У таких директоров есть опасность переложить все на управляющий совет, начиная от ответственности за жизнь и здоровье детей, заканчивая стратегией развития школы. Управляющий совет – коллегиальный орган государственно-общественного управления, своеобразный «совет директоров» большой компании. В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов, управляющий совет – орган общественного управления школой и поэтому должен представлять и выражать общие интересы всех. Принципиально важные направления сотрудничества руководителя школы с советом касаются практически всех аспектов жизнедеятельности школы. Это: разработка основной образовательной программы и учебного плана; развитие системы дополнительного образования; сотрудничество со сторонними организациями (привлечение их ресурсов для своей уставной деятельности); режим работы учреждения и график каникул; поддержка и оказание доверия управленческой команде школы; профессиональная поддержка педагогов (повышение квалификации, аттестация, материальное поощрение, изучение мнения общественности о работе учителя); поддержка талантливых детей; поддержка детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; изучение общественного мнения об учреждении в целом и отдельных аспектах его работы; продвижение интересов школы в социуме. Сегодня школа открыта для всех, и управляющий совет в том числе. Практически любой житель Москвы может привнести свои идеи и предложения в развитие образовательного пространства школы, района, города. Председателем управляющего совета большой школы должен быть человек значимый, хорошо известный в районе, городе. Именно такой человек (опытный, знающий и авторитетный) может обеспечить согласованность, координацию и эффективность работы УС. Говоря об управляющем совете школы, наверное, сегодня уже актуально думать о сотрудничестве советов по территориальному признаку (межрайонные, окружные). Такое сотрудничество позволит более точно определить тот самый вектор развития не только одной конкретно взятой школы, но и всего района, округа в целом, привлечь максимальные ресурсы для развития ребят. Ведь каждый ребенок индивидуален, и наша задача – помочь ему развить свои способности вне зависимости от привязки его к конкретной школе. Убежден, что только сотрудничество администрации и социума в рамках деятельности советов позволяет сфокусировать многочисленные усилия и ресурсы на одном деле – пользе детям.Вадим МЕЛАМУД, директор измайловской гимназии №1508, председатель межрайонного Совета директоров районов Восточное Измайлово, Северное Измайлово, Измайлово, Соколиная гора
Комментарии