search
main
0

Руководитель: образовательная траектория от дошкольник ак школьнику

​ЦО №1858 – образовательный комплекс, созданный еще в сложные 90-е годы.

16 лет назад в микрорайоне Капотня в рамках инновационной площадки 3 детских сада присоединились к двум школам как равноправные социально-экономические партнеры, многофункциональное назначение которых было рассчитано на длительный период. Директор  комплекса Владимир Стрельцов задал сценарий будущего. В соединении со школой детские сады сразу же обрели конечные образовательные цели, но для достижения цели необходимо было иметь соответствующие средства. Дело в том, что система долго развивалась обособленно от общего школьного образования и, по сути дела, не зависела от его проблем. Перемены – величина постоянная, и это про Центр образования №1858. Руководитель видел перспективы комплекса в реализации триединых задач: работа с кадрами, работа с родителями, взаимодействие с управляющим советом. Сегодня комплекс строит иную функциональную модель своей деятельности, которая базируется на принципе полноты, открытости и доступности образования. Особенностью работы комплекса стало решение задач по преемственности в работе всех структурных подразделений – от воспитанника детского сада до выпускника школы.Обычно в детском саду излишняя дезорганизованность уклада жизни почти не оставляла места для социальной активности детей. Директор понимал, что выпускники детского сада, имея неплохие стартовые условия, по уровню знаний и умений теряются в школе именно из-за недостаточности социокультурной зрелости. Поэтому начальная школа комплекса стала открытой для свежего потока жизни и идей, что положительно отразилось на высоком проценте перехода ребенка из дошкольного отделения в школьное.На сегодняшний день в режиме преемственности «детский сад – начальная школа» заработали здоровьесберегающий, художественно-эстетический и познавательный модули в рамках инновационной площадки. В дошкольном подразделении воспитанники посещают бассейн, сауну, принимают фиточай, получают сеансы оздоровительного и водного массажа, которые имеют свое продолжение и в начальной школе. Художественно-эстетический модуль в дошкольном подразделении ведут педагоги дополнительного образования, которые заняты в системе внеурочной деятельности в начальной школе. Музыкально-хореографическая культура, которую закладывают в саду, становится неотъемлемым элементом системы дополнительного образования школы 2-3-й ступени, воспитанники которой с большим удовольствием исполняют современные и классические танцы, песенный репертуар. В рамках познавательного модуля в детском саду дети получают начальные навыки по работе с компьютерами на двух платформах (PC и Mac), что находит свое продолжение и в начальной школе.Начав свою работу по освоению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов еще в 2010 году, Владимир Стрельцов увидел  проблемы, которые соответственно создавали трудности в выстраивании образовательной траектории будущего первоклассника.  Воспитанники не были готовы к совместной работе, боялись демонстрировать свое незнание. У них проявлялась незрелость волевого усилия, а также несформированность мотива перехода в школу. Поэтому за основу при разработке двухгодичной программы по подготовке воспитанников детских садов в возрасте от 5 до 7 лет к школе было взято формирование учебной мотивации старших дошкольников, помощь в становлении самосознания, развитие творческого мышления, памяти и внимания. Акцент был сделан на осознание личностных качеств, формирование навыков коллективной работы, развитие умения регулировать свое поведение, развитие рефлексии своих мыслей и чувств. При этом программа не допускала дублирования материала детского сада и первого класса.  Учитель знакомится со своим будущим учеником в старшей группе и на протяжении последнего года пребывания в детском саду занимается с ребятами в студии «Будущий первоклассник». Эта программа включает подвижные игры на школьном дворе, обсуждение прочитанных произведений, игру со звуками, графические диктанты, лего-конструирование, вырезание, изучение математических понятий в экскурсионной деятельности. Главная задача программы «Будущий первоклассник» – это знакомство учителя с ребенком, раскрытие его способностей и развитие навыка успешности у воспитанника во всех начинаниях. Психолог, логопед, воспитатель, родитель,  будущий учитель 1-го класса, составляя программу на год, помесячно рассчитывают траекторию развития устойчивых навыков социализации ребенка, его устной речи и понятийно-абстрактного мышления.Капотня – очень маленький, удаленный от метро микрорайон, тут каждый неверный шаг в образовании социум не прощает. В большом районе можно раствориться, переложить вину на кого-то, а здесь живут и воспитываются целые поколения. Нельзя сказать, что этот комплекс в Капотне один. Рядом находится образовательный комплекс с четырьмя ДОУ. Но все-таки велик процент семей, которые, однажды попав в Центр образования №1858, остаются и живут в этом удивительном мире, где сочетается реальное и сказочное.Еще один важный аспект работы дошкольного подразделения и комплекса в целом, отмеченный директором В.Стрельцовым, – это взаимодействие управляющего совета и родительской общественности Центра образования №1858, которые стали верными помощниками воспитания, и не только словом, но и делом. Дошкольники – это та самая группа воспитанников, родители которых больше всего общаются с работниками комплекса. Именно от них поступает больше всего требований к услугам центра. В каждой группе создан родительский актив, состоящий из трех человек, который принимает самое непосредственное участие в жизни группы и комплекса. К направлениям взаимодействия родительского комитета и комплекса можно отнести вопросы, связанные с организацией питания, дооснащением групп, с организацией внегрупповой деятельности.  По мнению родителей, одной из интересных традиций в работе комплекса стали «Родительские гостиные» – взаимодействие в формате диалога-лектория, в ходе  которого ежемесячно обсуждают вопросы воспитания, обучения и развития дошколят. Неожиданным результатом работы «Родительских гостиных» стало проявление интереса к этому  формату общения пап воспитанников. Увеличилось число пап, которые почувствовали необходимость получения знаний о воспитании собственного ребенка, следствием этого стала их большая вовлеченность в жизнь детского сада – они своими глазами увидели, чем живет сад, что ему нужно. Сегодня порядка 40% родительского актива составляют именно папы воспитанников.Каковы основные показатели эффективности образовательного комплекса? Наиболее общий показатель – это уровень развития личности и осознание своего «я», творческое содружество детей и взрослых и, конечно, комфортность пребывания в стенах дома, в котором уютно всем!  Управляющий совет не единственный путь во взаимодействии родителей с комплексом, а только маленькая частица, некая тропинка, освещенная светом детских глаз и устремленная в будущее, ведь по ней с радостью идут в школу дети.Платные образовательные услуги, реализуемые в комплексе, дают возможность родителям не забирать ребенка раньше, чтобы возить его в учреждения дополнительного образования на английский, хореографию и кружки развивающего цикла. Это один из показателей того, почему велик процент перехода из детского сада в свою начальную школу. Обычно родителям жаль вкладывать деньги в дополнительные услуги, если заранее неизвестно, где потом будет учиться их ребенок. Теперь крупные комплексы готовят ребенка к учебе в определенной среде. День открытых дверей в Центре образования №1858 проводят 2-3 раза в год, и обычно  он похож на маленький театральный спектакль, где у каждого своя роль. Директор встречается с родителями: ведь день открытых дверей в Центре образования №1858 – день открытых сердец и откровений. Конкурирующие программы педагогов дополнительного образования ориентированы только на идеи развития ребенка –  от физической подготовки и английского языка до знания речевого этикета… Родителям не читают нотаций, а строят диалог в палитре желаний семьи. Без взаимодействия нет результатов. Каждое занятие по подготовке к школе открытое,  любой родитель может его посетить. Не случайным стало и торжественное закрытие студии  «Будущий первоклассник» под девизом «Встреча на домашнем ковре в начальной школе», которое при  отсутствии ярмарки тщеславия внешних атрибутов у родителей позволяет во главу угла поставить приобретенные воспитанниками умения и навыки. Сам переход из дошкольного отделения в начальную школу, из начальной школы в основную и из основной в среднюю в рамках преемственности осуществляется не в традиционно принятом понятии выпускного вечера, а в режиме использования социокультурной среды: «Первый звонок в 1-м класс», «Первый звонок в 5-м класс», «Первый звонок в 10-м класс». Учащиеся, воспитанные в лучших традициях комплекса, не готовят пышных платьев, а, выдерживая школьный дресс-код, с достоинством проходят через магическую арку-дверь в следующий этап своей жизни.В школе открыт кабинет 3D, и  это не просто новые технологии, а прежде всего три новые возможности: деятельность, дарование, достоинство. Этот закон 3D вписан в кодекс чести каждого сотрудника Центра образования. Дарование нужно развивать, а для этого необходимы особые условия, причем не только материальные или кадровые. Нужен стержень, нужен руководитель! Владимир Стрельцов – директор новой формации, который профессионально проектирует и моделирует действия своей команды, плод работы которой есть любовь детей и родителей к Центру образования. В декабре 2014 года родители 91% дошкольников подготовительных групп написали заявление о переводе в первый класс  комплекса.Когда-то директор Центра образования №1858 ввел закон четырех «р»: разум, реальность, риск, результат, который хорошо сработал на переходном этапе. Полагалось, что если центр – мужского рода, то большее внимание нужно уделять гендерному воспитанию уже с детского сада: воспитатель – «мама», но «папа» может… бегать, прыгать вместе с малышами. Ведь «групповой папа» – это энергия ребенка в кубе! С детьми они как рыбы в воде, в своей стихии вечного поиска и созидания. Инновационным аспектом в работе дошкольного подразделения комплекса стал созданный директором единственный в своем роде институт «групповых пап», в который вошла команда квалифицированных, мыслящих, молодых педагогов-мужчин с высшим образованием, решающих совместно с воспитателями и учителями начальной школы задачи формирования детского коллектива и ключевые проблемы воспитания, которая получила признание как воспитанников, так родителей, учитывая, что 70% семей – неполные. Когда мы сейчас вошли в детское дошкольное учреждение и увидели, как маленький ребенок, которому 5, 6, 7 лет, обнимал за ногу – выше он пока не мог обнять – «папу», стало ясно, что при этом он получает то, чего ему не хватает в семье, – нехватка мужского влияния может быть возвращена в ДОУ. Комплекс прошел несколько этапов, прежде чем нашел этих «пап». Первыми (наиболее достойные) попали в эту категорию педагоги физического воспитания, которые стали работать воспитателями физо в дошкольных учреждениях, что было очень легко. Плюс, по словам директора, в комплексе есть спортивные классы, поэтому из разговоров с тренером появилась возможность найти тех ребят с высшим образованием, которые закончили спортивную карьеру, имеют педагогическое образование и согласны прийти в центр. Целью поиска стали те педагоги-мужчины, которые работают по развитию, добиваются или хотят добиться того, чтобы ребенок смог решить проблемы со здоровьем, и снять все предвзятые отношения к нему как к ослабленному. По мнению директора, создание комфортной среды не может в достаточной степени обеспечить привлекательность дошкольного подразделения, нужны механизмы, которые пользуются спросом у родителей. Поскольку в последние годы наблюдается увеличение числа детей, требующих логопедической помощи, то таким механизмом стала соответствующая коррекционная работа  в дошкольных подразделениях комплекса.Уже два года как центр отказался от логопедических групп, при этом увеличив количество логопедов в дошкольном подразделении, которые теперь занимаются коррекционной работой не с ограниченным количеством воспитанников, а со всеми детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Помимо этого, нововведением стали работа специалистов Центра речевых технологий «Логотех» с дошколятами, организация в летний период логолагеря на базе детского сада и совместная работа специалистов центра и учителей начальной школы по разработке компьютерной программы, которая впоследствии будет использована в работе с воспитанниками Центра образования по коррекции речевых нарушений и развитию грамотной речи.Как человек не может жить без идеи, так и школа не может выжить без руководителя, полного невероятных идей и смело их реализующего. Изменение парадигмы от «знаю» к «могу» педагогический коллектив центра ощутил сначала на себе, рассматривает это не как знамение времени, а как веление своей учительской души. Вхождение в созданный по инициативе профессора ВШЭ Л.Любимова школьный кластер также сыграло свою положительную роль. Внедрение идей развивающего воспитания и обучения проходило на фоне попыток педагогического сообщества преодолеть традиционные подходы к методам воспитания в рамках преемственности между детским садом и начальной школой. В процессе деятельности внутри комплекса оформилась особая педагогическая культура, которая представляет собой здравое сочетание новых идей на основе концепции – «воспитывая – обучаем, обучая – образовываем».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте