Это в свою очередь определяет необходимость пересмотра роли классного руководителя и формирования современной модели руководителя класса. В глоссарии столичной образовательной системы прочно закрепились понятия «навигатор», «мотиватор», «интегратор», «медиатор» – все это о новой модели руководителя класса как надежного помощника семьи, полноценного члена управленческой команды школы.Появление в школе руководителя класса с новыми полномочиями и ответственностью становится наиболее реальным механизмом сопровождения каждого обучающегося в процессе индивидуализации образовательных маршрутов, расширения диапазона возможностей получения образования как внутри школы, так и вне ее стен, взаимозачетов учебных достижений.
Адекватным ответом на возникшие вызовы быстро меняющегося мира и, как следствие, изменение роли классного наставника стал проект «Классный руководитель – руководитель класса» в столичной системе образования, стартовавший в Москве осенью 2017 года.
Создание условий для проектирования и сопровождения индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося московской школы – вот цель, поставленная перед участниками проекта. Уверенное движение к этой цели будет способствовать укреплению связи семьи и школы, одинаково заинтересованных в успешной будущей жизни каждого юного москвича. Очень важно, чтобы руководитель класса становился ключевой фигурой взаимодействия современной семьи и московской школы.
На начальном этапе реализации проекта были определены задачи, первой и важнейшей из которых стало обеспечение принятия всеми участниками образовательных отношений новой роли классного руководителя.
В сентябре – ноябре 2017 года команда Московского центра развития кадрового потенциала образования во всех межрайонных советах директоров школ провела мероприятия для руководителей образовательных организаций с коллективным анализом их готовности делегировать часть своих управленческих полномочий классным руководителям как руководителям классов. В этих событиях приняли участие помимо директоров московских школ заместители руководителей образовательных организаций, классные руководители, всего более 2000 человек. Разговор был непростым, но приводящим каждого участника к пониманию новых реалий.
Следующим этапом проекта стало формирование условий, необходимых для делегирования полномочий и предоставления ресурсов руководителям классов для подготовки нормативного обеспечения деятельности руководителя класса, с учетом его обновленной роли.
В ходе цикла встреч и тренингов с участием руководителей школ поднимались совсем не детские, конкретные вопросы: как руководителю класса проектировать деятельность по формированию индивидуальных образовательных траекторий и какие для этого необходимы условия, как, наконец, оценить эффективность деятельности руководителя классного коллектива?
Тогда же была создана рабочая группа, в состав которой вошли директора московских школ, представители профессиональных союзов: Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы, Ассоциации «Менторы столичного образования», Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций Москвы, Ассоциации содействия развитию образования «Смотрим в будущее». Участники рабочей группы генерировали идеи для разработки нормативных документов, делились результативными практиками, предъявляли свое представление о современной модели руководителя класса педагогическому сообществу. В результате были разработаны и размещены на официальном сайте МЦРКПО проекты документов «Положение о руководителе класса московской школы» и «Типовой регламент взаимодействия руководителя класса с администрацией и педагогами образовательной организации», разработана, прошла экспертизу и начала реализовываться программа дополнительного профессионального образования «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом».
Следующим крупным направлением реализации проекта стало формирование новых компетенций классного руководителя как руководителя класса.
Новые задачи по управлению образовательными результатами каждого ученика и его социализацией требуют наличия у руководителей класса управленческих компетенций, применения проектного подхода. Именно проектного подхода, потому что каждый ребенок уникален, его индивидуальная образовательная траектория требует принятия уникальных решений, разработки уникальной «дорожной карты». Для этого руководителю класса необходимы навыки эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, навыки целеполагания, умение анализировать, целенаправленно и адекватно действовать в любых ситуациях.
Понимая объективно существующие дефициты профессиональных компетенций действующих классных руководителей, МЦРКПО разработал дополнительную профессиональную программу «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом» и начал в 2018 году подготовку школьных команд руководителей класса.
Цель программы – совершенствование профессиональных компетенций классного руководителя в управлении классом. В качестве ключевой компетенции определяется готовность педагога исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий. В ходе занятий по программе совершенствуется готовность классного наставника руководить коллективом через взаимодействие с участниками образовательных отношений и социальными партнерами.
Содержанием программы предусмотрено рассмотрение вопросов политики в сфере образования, осваивается технология проектной деятельности руководителя класса с выходом на разработку управленческого проекта. Немаловажное значение в ходе тренингов, являющихся неотъемлемой частью программы, придается профессиональным задачам руководителя класса во взаимодействии с родителями (законными представителями) школьников.
Как показывают результаты тренинговой работы, большинство классных руководителей оказались не готовы к управлению процессом развития и воспитания обучающихся. Кроме того, отмечается отсутствие в их арсенале единого образа, алгоритма построения, технологии реализации индивидуальной траектории обучения и развития обучающихся.
Основной контингент классных руководителей работает без учета изменившихся потребностей школьников, использования новых подходов в образовании и воспитании.
Программа, построенная по технологии конструктивного изменения поведения личности, включает в себя четыре стадии изменения поведения: подготовку, осознание, переоценку, действие, то есть преобразовывает мотивационную, когнитивную, аффективную и поведенческую сферы личности классных руководителей. Как правило, в реализации программы принимает участие весь состав классных руководителей образовательной организации, а также заместители руководителя образовательной организации, курирующие и координирующие деятельность руководителей класса. Это важно потому, что так наиболее эффективно реализуется принцип преемственности, принцип системного мышления.
Встречи с классными руководителями проводятся раз в неделю или в течение нескольких дней подряд, если занятия проходят в каникулярное время. Результатом (продуктом) данного курса является групповой или индивидуальный проект класса по актуальным на сегодняшний день задачам для каждой конкретной образовательной организации.
Тренерами используются как традиционные методы работы – самоисследование и самонаблюдение в игровых ситуациях, работа в малых группах, дискуссия, так и проектный метод в работе классного руководителя.
Проектный подход, реализуемый в образовательной организации, позволяет учитывать тот неоспоримый факт, что каждый ребенок уникален, индивидуальность его развития требует принятия уникальных решений, разработки уникальной образовательной траектории. Таким образом, для руководителя класса становится важным вместе с учеником, его родителями (законными представителями), коллегами-педагогами определить персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика и всего класса, представляющий собой управленческий проект. Класс – как проект, личностное развитие школьника – как проект.
Классных руководителей знакомят и учат работать в проектной деятельности: постановка цели, определение результатов, построение «дорожной карты» (формулировка задач, выбор мероприятий под каждую задачу, учет рисков и предполагаемый результат).
Предоставление самостоятельности классным руководителям дает им возможность создать благоприятные условия для выстраивания и реализации индивидуальной траектории обучения и развития обучающихся.
Самыми востребованными форматами работы в проекте стали дискуссионные площадки, интерактивные педагогические советы, стратегические сессии, семинары по взаимообучению, рабочие встречи в рамках проектного офиса с участием директоров школ, заместителей директоров, классных руководителей, иных педагогов, в которых приняли участие свыше 3800 человек. Задача проводимых мероприятий – мотивация руководителей образовательных организаций и управленческих команд, педагогов и классных руководителей на осознание и принятие новой роли классного руководителя в школе, на передачу ему реальных полномочий по управлению классом и создание необходимых для этого условий. По программе дополнительного профессионального образования «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом» обучение уже прошли (по состоянию на 1 ноября 2019 года) более 2200 педагогов, среди которых учителя, выполняющие или готовящиеся к выполнению роли руководителя класса, заместители руководителей школ, социальные педагоги, воспитатели, педагоги-организаторы.
Разработаны и начали реализовываться более 200 управленческих проектов, объединенные задачей достичь наибольшей удовлетворенности московской семьи условиями и качеством образования, обеспечить положительную динамику образовательных результатов школьников.
Наиболее интересные и значимые события проекта отражаются на странице проекта на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.
Тесное взаимодействие с педагогами, руководителями школ, анализ существующих практик управления классом привели к пониманию необходимости отбора и популяризации наиболее успешных из них, созданию доступного ресурса для обмена опытом руководителей класса.
В числе ближайших событий проекта встречи по темам «Индивидуальная образовательная траектория – необходимый инструмент руководителя класса для всестороннего развития личности ребенка», «Что меняется в работе классного руководителя после обучения по программе «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом», «Организация взаимодействия заместителя руководителя образовательной организации по воспитанию и социализации с руководителями класса в условиях современной школы».
С целью разработки и апробирования механизма координации и сопровождения деятельности руководителей класса в образовательной организации через включение в данный механизм заместителя руководителя по воспитанию и социализации совместно с Городским методическим центром и Городским психолого-педагогическим центром разработана, прошла сертификацию программа «Заместитель руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации». Первая группа слушателей уже приступила к освоению этой программы.
Сейчас рабочая группа проекта «Классный руководитель – руководитель класса», в которую вошли не только директора школ, но и колледжей, кадетской школы-интерната, председатели межрайонных советов директоров и профессиональных ассоциаций, представители центральных городских учреждений, работает над созданием реестра результативных управленческих практик руководителя класса. Также активно обсуждается проект книги «Руководитель класса: новая роль, новое содержание, новые результаты», где будут описаны и приведены примеры результативных практик участников одноименного проекта.
– Особый интерес вызывает дискуссия по технологии проектирования индивидуальной образовательной траектории развития обучающегося. Подобный инструмент очень нужен руководителям классов для сопровождения всестороннего развития личности ребенка. Сегодня участниками рабочей группы проекта определены задачи по отбору и популяризации опыта успешных команд классных руководителей. Да, именно команд, а не отдельных педагогов, – отметила директор школы №1252 Ирина Анурова.
Следующая встреча участников рабочей группы проекта «Классный руководитель – руководитель класса» состоится в Московском центре развития кадрового потенциала в декабре.
Татьяна ВОРОБЬЕВА,
Ольга ПОКОСОВСКАЯ
Комментарии
Борис ИЛЬИН, учитель русского языка и литературы, руководитель класса школы №498:
– Участие в проекте «Классный руководитель – руководитель класса» дает возможность каждому классному руководителю понять свою роль, широкие полномочия и ответственность за индивидуальное развитие каждого ребенка. Работа на тренингах не только позволяет знакомиться и обобщать все практики эффективного руководства классом, но и учиться проектировать свой индивидуальный подход к коллективу своего класса, раскрывая таланты и способности каждого ученика. На данный момент классными руководителями успешно реализованы проекты внутри своих классов.
Мая ЛИ, руководитель класса школы «Дмитровский» имени Героя Советского Союза В.П. Кислякова:
– Реагируя на новые требования общества и государства к школе, управленческая команда нашей школы пришла к осознанию необходимости пересмотра функционала и формирования новой роли классного руководителя в школе – роли руководителя класса как навигатора возможностей школы и города, интегратора педагогического влияния на ученика, мотиватора и медиатора, наставника и воспитателя обучающихся класса, надежного помощника семьи, полноценного члена управленческой команды школы. Так команда школы «Дмитровский» вошла в проект «Классный руководитель – руководитель класса». Целью проекта является разработка и внедрение в практику управления московских школ механизма горизонтальной координации через изменение роли классного руководителя как руководителя класса.
Классные руководители школы «Дмитровский» в полном составе прошли обучение по программе Московского центра развития кадрового потенциала образования «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом». Важно отметить, что управленческий проект руководителя класса, который по итогам обучения разрабатывали все руководители классов, предполагает выстраивание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, раскрытие их талантов и способностей, способствует принятию классными руководителями новых, управленческих функций – функций руководителя класса, направляет их деятельность на получение конкретного качественного результата.
В процессе обучения команда руководителей классов сформулировала актуальные цели и задачи проекта, разработала механизмы для их решения, определила темы и сроки реализации проектов, ожидаемые результаты и возможные риски. Большинство проектов были направлены на развитие мотивации учебной деятельности через конструктивную организацию внеурочной деятельности у обучающихся, сплочение классных коллективов и профессиональное самоопределение.
Успешно защищено 10 управленческих проектов руководителей классов:
– «Влияние использования гаджетов на успеваемость младшего подростка» (3-4‑е классы);
– «Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» – значимый для обучающегося проект города» (1-2‑е классы);
– «Культура юного москвича» (1-2‑е классы);
– «Здоровье – это здорово» (3-4‑е классы);
– «Эффективные коммуникации – основа комфортного климата в классном коллективе» (5-6‑е классы);
– «Дополнительное образование как ориентир в мире профессий будущего» (5‑е классы);
– «Дополнительное образование – путь к будущей профессии» (7-8‑е классы);
– «Выбор профессии в школьном возрасте» (7-8‑е классы);
– «Волонтерство в современной школе» (9-11‑е классы);
– «Я и моя профессия» (8-9‑е классы).
Обучение педагогов стало одним из первых мероприятий на пути реализации управленческого проекта по формированию сообщества руководителей класса школы «Дмитровский» в тесном сотрудничестве с тренерами Московского центра развития кадрового потенциала образования.
Сотрудничество с Московским центром развития кадрового потенциала образования и проектная деятельность продолжатся. Реализация управленческих проектов руководителей классов приведет к формированию среды, создающей условия для эффективного проектирования индивидуальной траектории развития каждого ребенка и организации конструктивного взаимодействия семьи и школы, повышения качества удовлетворенности со стороны всех участников образовательного процесса. Мы двигаемся дальше!
Юлия ТЕЛЬНАЯ, заместитель директора школы №1517:
– Мы с большим интересом отнеслись к предложенной программе «Классный руководитель – руководитель класса», так как именно в это время работали над положением по этому вопросу. Что делается в городе, какой опыт нового времени существует – все это очень было важно для нас узнать.
Участие в проекте позволило руководителям классов нашей школы создать инициативную группу, состав которой может обновляться в зависимости от задачи, над решением которой работают педагоги. То есть руководители классов принимают решение создавать мобильные группы для решения определенной задачи, рассмотрения той или иной ситуации. Это сегодня стало для нас нормой. Мы уже готовы поделиться своим опытом по вопросам организации коммуникации с родителями, между педагогами, работающими в классе, по ведению проектов.
Наталья РОМАШКИНА, заместитель директора по оценке качества образования школы №1501:
– Прежде всего хочу сказать, что, работая в проекте «Классный руководитель – руководитель класса», мы отрабатывали все то, с чем каждый день сталкиваемся в работе. Особенно хочу отметить проектную деятельность. На курсах нас разделили на группы, и каждая группа к окончанию обучения должна была подготовить и защитить свой управленческий проект. Темы были различные. Наш проект назывался «Повышение мотивации у учащихся». Сейчас я и многие мои коллеги используют эти наработки в своей работе. Опыт курсов очень полезен.
Полина ПРИСЯЖНЮК, руководитель класса школы №1519:
– Руководитель класса – это про:
– управление;
– проектный подход;
– взаимодействие с каждой семьей;
– траекторию индивидуального развития каждого ребенка;
– системное взаимодействие с учителями-предметниками;
– эффективный алгоритм коммуникации с родителями школьников.
Да много чего, как оказалось, из того, о чем раньше и подумать было нельзя! Эти и другие истины открылись нам в рамках одного из тренингов, которые команда Московского центра развития кадрового потенциала образования провела в школе №1519.
Моя позиция и позиция моих коллег изменились. Если раньше в нашем понимании классный руководитель был только человеком, взаимодействующим с ребятами, то сегодня выяснилось лично для меня, человека, не первый год работающего в школе, что мы, классные руководители, многое можем.
Комментарии